В магазине покупала рыбу. Продавец, милая женщина, положила на весы форель. Назвала сумму, стала упаковывать ее в пакет. В очереди за мной стоял мужчина.
- Ну вот, эту рыбу я хотел купить. А Вы забрали.
- Рыбы много. Вам выберут лучше даже, чем мне.
Мужчина сверлил меня взглядом, когда я отходила от прилавка. «Все понятно, манипулятор» - подумала я. Ему надо было меня «завести», чтоб я вовлеклась в перепалку. Я пошла дальше, исследуя другие прилавки. Остановилась возле конфет для покупки горького шоколада.
Неожиданно рядом оказался тот самый манипулятор. Я просила продавца продать мне шоколад. Мужчина встал впереди меня: «Вы же видите, я первый тут стою». Я отошла на несколько шагов назад. Сделала то, чего он не ожидал. «Прошу» - ответила я. Он опешил, уставился на продавца. Продавец оказалась стрессоустойчивой женщиной, быстро поняла мою схему.
- Я Вас внимательно слушаю.
- Я передумал. Мне ничего не надо.
С манипуляторами нужно уметь общаться, знать, как себя вести с ними.
Вспоминаю истории знакомых, клиентов.
Мать не хочет отпускать сына во взрослую жизнь, не хочет, чтоб он съехал из квартиры.
- У меня слабое здоровье. Годы берут свое. И кто мне теперь будет помогать?
- Мама, я буду приезжать в гости, звонить. Я просто хочу жить отдельно, я – взрослый.
Так для чего люди используют манипуляции:
1. Для выгоды.
2. Для удовольствия.
Пример про мать говорит о выгоде. Ей удобно жить с сыном.
Для удовольствия – это история про мужчину из магазина.
Видов манипуляций много, перечислю некоторые:
1. Недовольство.
2. Обвинение.
3. Скрытая угроза.
4. Несуществующие обязательства.
5. Нежелание понимать.
6. Обида.
7. Лесть.
8. Чувство жалости.
9. Сравнения.
Так как же нейтрализовать манипулятора:
1. Распознавать манипулятора, подключая интуицию.
При разговоре вы понимаете, что вами манипулируют. Ваша задача – не реагировать на эмоции манипулятора, не вестись на провокации, сосредоточившись на главном.
«Давайте вернемся к конкретике. Что Вам не понравилось в нашем обслуживании, в нашей услуге? Предлагаю обсудить все по факту».
2. Использовать диссоциацию.
Смотрите на ситуацию со стороны, не принимайте на себя негатив. Вы как в кино, просматриваете фильм. Вы не участвуете в перепалке. При необходимости, можете провести «красную черту» в разговоре.
«Знаете, Александр, я не могу продолжать беседу в таком тоне. Давайте оставаться в рамках корректного поведения».
Не получилось с первого раза, попробуйте донести другими словами тот же смысл. Если человек переходит «красную черту», то прекращайте разговор.
3. «Освобождайте леску», чтобы рыба не сорвалась. Говорите манипулятору не то, что он ожидает.
«Я здесь первый в очереди. Это моя рыба»- в этих ситуациях я «освобождала леску». Совершала действия, говорила то, чего не ожидал манипулятор. Ему не удалось подсадить меня «на крючок». Я спокойно проплыла мимо наживки.
Вспомните ситуации с манипулированием. Теперь вы можете нейтрализовать манипуляторов.
- не принимайте эмоции человека на свой счет
- используйте прием диссоциации
- определите черту, за которую нельзя заходить
- повторяйте свою мысль другими словами
- говорите то, что манипулятор не ожидает
Применяйте на практике нейтрализацию манипуляторов.