Мало кто знает, но и в средневековье были свои художники-новаторы. Завораживающее искусство Арчимбольдо вызывает множество вопросов.
Джузеппе Арчимбольдо родился около 1527-го года в Милане, в семье художника. В 1562-м году он переехал в Вену, где стал придворным живописцем династии Габсбургов. До наших дней дошло 17 холстов кисти Арчимбольдо, портретов – аллегорий, которые составлены из различных предметов – овощей, фруктов, цветов, раковин, листьев и веток.
Эти картины стали знаменитыми ещё при жизни мастера. Прием был взят на вооружение, возникло множество подражаний. В 20-м веке творчеством Арчимбольдо восхищались сюрреалисты, провозглашали художника своим предтечей.
«Времена года» - первая серия «съедобных» портретов, прославивших имя художника на всю Европу. Лица фантастических персонажей, символизирующих четыре сезона, составлены из плодов природы.
Весна изображена в виде девушки, портрет которой собран из тысячи цветов и растений. Лето и Осень - виртуозная компиляция даров природы, образующая лица мужчин.
Здесь можно найти спелые персики и груши, сочный виноград и вишни, аппетитные баклажаны и множество других непременных атрибутов этих плодородных времен года. «Зима», последняя картина цикла, это портрет старика, представленного в виде старого пня. Однако и он наполнен жизненной силой: волосы-ветви покрыты молодой листвой, а рядом созрели сочный апельсин и лимон.
Как же художник пришёл к такой необычной идее с написанием портретов из разнообразия плодов, семян и ветвей деревьев? Все предположения сводятся к тому, что, находясь при дворе Максимилиана 1, Джузеппе создал уникальный кабинет Редкостей – прообраз будущих кунсткамер. Среди «курьёзов» этой причудливой коллекции были кубки заморских раковин, вазы в виде животных и картины, выполненные из птичьих перьев. Такие причудливые экспонаты и подтолкнули Арчимбольдо к созданию его удивительных портретов – аллегорий.
«ВЕРТУМН» 1590
Среди дошедших до нас картин Арчимбольдо одно полотно имеет наиважнейшую роль. Это портрет бога Вертумна, в котором по высокому лбу-тыкве, длинному носу-груше и оттопыренным
ушам в виде початков кукурузы явно угадываются черты Рудольфа II. Хотя Арчимбольдо написал эту картину, уже вернувшись из Праги в Милан, не вызывает сомнения, кого именно он хотел изобразить в образе античного божества плодородия. Многие ценители искусства посчитали экстравагантный
портрет язвительной насмешкой художника, попирающей представление о лице человека как о зеркале его души.
Однако сам просвещенный монарх принял свой портрет с восхищением и даже пожаловал Арчимбольдо титул пфальцграфа, что было большой честью для художника.
Джузеппе Арчимбольдо был знаком со многим ремеслом: он рисовал декорации для праздников, проектировал фонтаны, писал портреты. Художник успел застать двух императоров династии Габсбургов: Максимилиана 1, потом его сына
Рудольфа 2.
Невероятное искусство Джузеппе Арчимбольдо вызывает ощущение теплоты домашнего очага, сытости и даже счастья. Его работы выполнены в тёплых тонах и построены на контрасте, мастер кропотливо и бережно прорисовывал каждую деталь портрета. Он искусно передал эмоции и состояние души изображенных. И этот творец однозначно заслуживает внимания и восхищения.
❤️🔥Советую также прочесть мои статьи:
Обязательно читайте мою подборку про «Почетного профессора кошмаров» - Иеронима Босха😉