Как вы думаете, чем схожи 90-е годы ХХ века и 90-е годы XIX века?
В жизни не угадаете!
И там и там особой популярностью пользовались рояли.
Только в 90-е ХХ века его пили, а в XIX веке под них пели.
Многие скажут: причём тут Россия, экономика, Англия с Германией и рояли? Ты что, автор, белены объелся? Да и какая она была развитая, там же был царизм, реакция, крестьян и рабочих нещадно эксплуатировали.
Не спешите ругаться, сейчас вы всё поймёте, ведь, на самом деле, связь между царизмом, роялями и отношениями России с "нашими западными партнёрами" самая что ни на есть прямая.
Во всех учебниках по истории говорилось о том, что с середины 19 века наша страна вступила в эпоху реакции и медленного угасания экономики, мол, бедных крестьян и рабочих нещадно эксплуатировали, поэтому и произошла революция. На самом деле это... так и не совсем так, действительность, она, как всегда богаче того, что пишут в учебниках.
Эксплуатация была, но с экономикой дело было интереснее. Как известно, в середине 19 века мы знатно получили люлей от коалиции европейских стран во время Крымской войны. Однако после этого поражения власть сделала выводы и взялась за развитие экономики, промышленности, производства.
Но, как развивать то, чего нет?
И тогда министерство промышленности России по указу императора приняло очень интересное решение: разрешить иностранцам свободно приезжать в Россию для организации промышленных производств. То есть, всех умных людей того времени приглашали в Россию, разрешали им строить заводы и фабрики, за это власть давала им: налоговые льготы и большие инвестиции (напрямую помогали деньгами).
Но это ещё не всё!
Россия первой в мире применила тактику, которую потом в конце ХХ века скопировал Китай: она разрешила всем промышленникам свободно нарушать патенты, действующие в Европе и США. Мало того, она гарантировала защиту от любых судебных исков, поданных европейцами к русским производствам.
Как вы думаете, понравилось такое решение соседям?
То-то и оно!
Не верите? Сейчас расскажу про рояли!
Жил в середине XIX века очень умный, образованный и довольно рукастый немецкий мастер, весь его род, отец, отец его отца, и отец, отца его отца... короче все его отцы делали музыкальные инструменты. Звали его Якоб Беккер.
Однако был у Якоба Беккера один недостаток - он был беден. Бедным людям, даже если они трижды умные, пробиться наверх очень сложно. А в Европе или Америке сделать это было намного труднее, так как за любое усовершенствование, любую инновацию нужно было покупать разрешение: в США - это был патент на изобретение, в Европе, например, Англии, Германии, Франции - государственные патенты.
Хуже того, если ты что-то изобрёл на основе другого изобретения, тебе приходилось оплачивать два патента: за своё изобретение и за первое. После чего идти на поклон к автору первого и платить деньги ещё и ему.
Якоб Беккер придумал не 1, не 2, а целых 5 новых изобретений связанных с роялями и прочими фортепьянами. Но применить их он не мог, так как... на кредитной карточке красовался жирный 0. И тогда он решается переехать в Россию.
Беккер приезжает в Россию и открывает небольшой цех по производству роялей и пианин... пианинов... пианиней... эээ... клавишных музыкальных инструментов. Цех - это ещё слишком громко сказано, фактически это была маленькая мастерская, которая в год выпускала 15-20 штук тех самый роялей.
Так как производство было новаторское, уникальное для России Беккера заметили, и пригласили на собеседование в Промышленную палату. Из неё он вышел с разрешением на строительство фабрики, гарантиями государства на финансирование, выделенным земельным участком в центре Петербурга и официальным званием Поставщика императорского двора.
Через несколько лет вместо маленькой мастерской на выделенном участке земли возникает современная фабрика с 2 паровыми машинами, 2 паровыми котлами, 60 станками, 170 оборудованными рабочими местами и даже собственным литьевым производством. Всего на него трудилось более 300 рабочих: над клавишами и звуком работал он сам, над рамой и струнами австрийцы, над декой и корпусом - финны, всё вместе собирали русские.
Это был настоящий интернационал!
Беккер развивает и совершенствует идеи, с которыми был знаком ещё по Европе, он придумывает новую внутреннюю компоновку своих инструментов, и это приносит свои результаты.
Да ещё какие!
В 1878 году на Всемирной выставке в Париже первое место в категории музыкальные инструменты занимают рояли из России!
И на этом шествие русско-немецких роялей не остановилось:
в 1893 году получено гран-при в Чикаго
в 1894 году гран-при в Антверпене
в 1896 году высшая государственная награда в Нижнем Новгороде
в 1897 в Стокгольме золотая медаль
в 1900 в Париже
в 1905 году в Милане
Естественно, такое положение вещей не устраивало местных европейских производителей, которые начали копать под наших и вскоре выяснилось, что некоторые элементы Роялей Беккера - усовершенствованные и доведённые до ума изобретения других людей. На него подали иск в суд и... его просто не приняли. На все претензии был дан резонный ответ: улучшение изобретения - новое изобретение.
Травля не удалась и к началу ХХ века рояли из России официально поставлялись во дворцы королей Англии, Норвегии, Швеции, Австрии, Дании. У них просто не было конкурентов, с Беккером не могли сравниться даже хвалёные Стейнвеи, Блютнеры, Бехштейны.
И если вы думаете, что такая ситуация была только с роялями... глубоко ошибаетесь. Под защитой государства были абсолютно все производители. Именно поэтому Россия смогла сделать мощнейший рывок вперёд: она закупала, улучшала, доводила до ума и производила.
К нам стекались все одарённые люди, даже многие европейские концерны стремились организовать в России своё производство, так как благодаря этому они получали защиту. Если бы Стив Джобс изобрёл свой Айфон в то время, будьте уверены, его бы собирали в России.
Фактически, Россия тогда - это Китай сегодня. На короткое время она выскочила вперёд, и перед "партнёрами" встала глобальная цель: как можно быстрее откатить её назад. Что было дальше все прекрасно знают.