[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
Московские школьники с нарушением зрения могут самостоятельно проводить опыты по физике с помощью уникального оборудования. Его создала одна из столичных компаний по заказу департамента труда и соцзащиты населения. Инновационной разработкой, аналогов которой нет в мире, уже заинтересовались иностранные компании.
Елена Васильевна преподает физику почти 20 лет. Ученики ее любят, уважают и на уроки всегда приходят с улыбкой, хоть и никогда ее не видели — они учатся в школе-интернате №1 для слабовидящих и незрячих детей. Обучение здесь проходит по общеобразовательному стандарту, но со своими особенностями.
Елена Солодягина, преподаватель физики ГБОУ ШОР №1: «Очень много приходится работать над тем, чтобы донести, правильно донести до детей, чтобы у них сформировался тот мир материальный, который вокруг нас существует. Мне кажется, что я всю жизнь шла к этой работе, потому что я могу быть нужной, я могу быть полезной».
Елена Васильевна рассказывает, что ее подопечные всегда ответственно относятся к учебе и домашним заданиям, а на уроках проявляют интерес и инициативу. Во время занятий учитель всегда должен быть рядом. Дело не в том, что ученики не знают, что делать — они просто не могут увидеть показания приборов. В этом учебном году все изменилось благодаря новым разработкам, например амперметру для слабовидящих и незрячих детей. Он работает в связке с цифровой лабораторией, которая озвучивает результаты измерений. В ней есть шрифт Брайля и шесть выходов. Для начала лабораторию нужно включить, затем проводом подсоединить амперметр, потом нажать две кнопки. Первая покажет результаты измерения, а вторая их озвучит.
Николай Хазов, ученик 10-го класса ГБОУ ШОР №1: «Датчик температуры у нас имеется. Можно хоть температуру воздуха измерить, хоть температуру воды, раствора, проводить лабораторные работы по теме „Удельная теплоемкость“ каких-то веществ и много еще чего».
Благодаря цифровой звуковой лаборатории дети стали самостоятельнее.
Иван Вишневецкий, директор ГБОУ ШОР №1: «Могу сказать, что качество знаний у детей повысилось, поскольку через практическую часть дети осваивают и учебную часть по физике. Дети наши, так же как и дети в обычных школах, имеют возможность проводить лабораторные работы. Я очень надеюсь, что это сотрудничество продолжится и будут лаборатории и по экологии, и биологии и химии».
Идея внедрить подобного рода технологию на уроках руководству школы пришла давно, но оказалось, что таких устройств просто не существует. На помощь пришли в Агентстве инноваций Москвы и нашли компанию, которая и сделала цифровую звуковую лабораторию. После успешных испытаний в столице производитель хочет выходить на международный уровень.
Алексей Козуляев, совладелец компании-производителя когнитивных эргономичных устройств: «Я, кстати, вижу здесь еще потенциал для обычных школ, потому что сегодняшние дети не читают. Если они слышат, то материал усваивается намного лучше. Это своеобразная игра».
Для создания и развития подобных проектов правительство Москвы оказывает грантовую поддержку предпринимателям и компаниям. Меньше чем за два года выделили более 370 миллионов рублей, и благодаря этому у детей с ограниченными возможностями есть доступ к необходимым ассистивным технологиям.