Найти в Дзене
Сидорова козЪя

Как освещали свечами свои дома в царские времена?

О свечами в современном интерьером. Дизайнер интерьера Виктория Козина. Фото автора
О свечами в современном интерьером. Дизайнер интерьера Виктория Козина. Фото автора

Назвать удачным интерьером сегодня можно лишь тот, где грамотно продумана вся система освещения. По-другому дизайнеры интерьера называют ее сценарием: сценарием света. Подсветки, температура, мощность, управление, направление, размеры светильников – все это тщательно продумывают дизайнеры интерьера в современных квартирах.

Как освещали свои дома двести или триста лет назад теперь мы можем только представить из картин художников или исторических сериалов.

В.Тропинин "Девушка со свечой"
В.Тропинин "Девушка со свечой"

До начала девятнадцатого века простые люди освещали свое жилье только лучинами. К слову, лучина – это простая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи. Можно сказать, что бедняки жили в полной темноте и радовались, когда на темном ночном небе проглядывала луна. Да и некогда было простому люду особо сказки слушать под лучину, много работали, ложились еще дотемна.

В. М. Максимов. Бабушкины сказки. 1867
В. М. Максимов. Бабушкины сказки. 1867

Более богатые приобретали сальные свечи, которые выделяли очень неприятный «дух» при горении. Предметы домашней обстановки, одежда, парики – все пропитывалось неприятным едким запахом. Так по аромату от наряда можно было судить кто перед тобой – уважаемый ли господин или разорившийся неудачник. Самыми дорогими восковыми свечами освещали свои дома, конечно же, аристократы.

 А.Н.Новоскольцев   "Светлана" 1889
А.Н.Новоскольцев "Светлана" 1889
Не многие даже известные персоны того времени могли позволить в домах себе яркое освещение. Известно, что композитор Джоаккино Россини устраивал музыкальные вечера в зловещем полумраке. Однажды, кто-то из друзей сделал замечание маэстро относительно дикой темноты на концерте, мол, неплохо бы и свечей прибавить. Однако Россини отшутился:
- А вы посоветуйте дамам надевать побольше бриллиантов, они сверкают в темноте и отлично заменяют освещение.

Джоаккино Россини
Джоаккино Россини

Но шутки в стороны. Только представьте себе, сколько требуется свечей, чтобы осветить огромную гостиную в 18 веке. Для замены каждой лампочки накаливания 40 ватт потребуется целых восемь свечей, а для замены лампочки 100 ватт примерно шестнадцать. Обычно в торжественных залах использовали три люстры, в которых было примерно по 60 свечей. С помощью отражателей современные фотографы могут регулировать и усиливать свет. Аналогичный прием использовали во дворцах и богатых особняках. В то время думали, что свет можно приумножить отражением в зеркалах. Поэтому повсюду размещали огромные зеркала в золотых рамах, что действительно создавала иллюзию дополнительного света. Однако физики опровергли такое решение: при помощи линз и зеркал невозможно увеличить силу света.

Иллюстрация из интернета.  Яркое освещение на балу.
Иллюстрация из интернета. Яркое освещение на балу.

Когда многочисленные свечи во время торжественных приемов и балов 18 и 19 оплывали, в помещениях стоял удушливый запах горящего воска. Из-за отсутствия вытяжки многие дамы падали в обморок и приходилось даже в холодную погоду открывать окна. Поэтому разгоряченные от танцев люди часто простужались, а потом умирали от чахотки.

Только представьте, сколько требуется персонала, чтобы следить за свечами в большом особняке. Люстру с большим количеством свечей необходимо было вначале опустить вниз, затем поменять в ней свечи, зажечь и опять с помощью сложного устройства поднять наверх. Какой-то находчивый лакей, чтобы выслужиться перед своими господами придумал соединять все свечи между собой стопином и конец опускать вниз. Достаточно было поджечь его и в один миг зажигались все свечи.

Самыми дорогими и престижными тогда считались спермацетовые свечи из Франции. Их рекламировали повсюду: «не будучи еще зажжены, украшают уже чрезвычайно своею белизною и прозрачностью».

Художник Адольф Менцель.  Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси
Художник Адольф Менцель. Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси

И в богатых домах старались экономить свечи. Даже в будуарах императрицы чаще всего был полумрак. Мы сейчас ругаем своих детей за чтение при тусклом слове. А ведь молодые барышни украдкой читали запрещенные романы или занимались рукоделием всего при одной свече. Не сравнить даже с самой тусклой лампочкой. При гостях уже не так экономили: зажигали три или четыре свечи.

Пётр Ефимович Заболотский.
Пётр Ефимович Заболотский.

Москва от копеечной свечки сгорела» - гласит пословица. А ведь, действительно, от огня свечи погорело немало домов, как простых людей, так и роскошных особняков богачей. До XVIII века города были практически все из дерева, пожары в них бушевали постоянно. Только в Москве в пожаре 1737 сгорело по официальным сведениям, 2527 обывательских дворов, 486 лавок, погибло в огне 94 человека.

Трудно представить себе нашу жизнь без искусственного освещения. Люстры, бра, светильники, фонари – стали неотъемлемой частью нашей жизни. А ведь это не только удобство, здоровье и красота, но и безопасность.

Дизайнер интерьера Виктория Козина. Фото автора.
Дизайнер интерьера Виктория Козина. Фото автора.
Дизайнер интерьера Виктория Козина. Фото автора.
Дизайнер интерьера Виктория Козина. Фото автора.
Дизайнер интерьера Виктория Козина. Фото автора.
Дизайнер интерьера Виктория Козина. Фото автора.
Дизайнер интерьера Виктория Козина. Фото автора
Дизайнер интерьера Виктория Козина. Фото автора

Теперь вы точно знаете, как раньше освещали дома с помощью свечей. Чтобы не пропустить другие полезные и интересные материалы добавляйте сайт https://kozinadesign.ru/ в закладки, а также подписывайтесь на мою страничку в https://t.me/kozinainterior и https://dzen.ru/prodizain и https://vk.com/vika_kozina.

Заказать дизайн-проект помещения с любым сложным сценарием освещения можно через WhatsApp по номеру телефона +7 906 410 60-55