В продолжение моего визита в старообрядческий храм в Токмаковом переулке, я решила погрузиться в его историю и обнаружила, что вовсе не была первой восторженной поклонницей. Это, как оказалось, общее впечатление еще с момента его строительства больше 100 лет назад.
Все началось еще в революционный 1905 год, когда испуганный царь наконец!! разрешил бесчисленным скрывающим свою веру старообрядцам строить свои храмы. До этого старообрядчество считалось ересью и было запрещено.
Согласий у старообрядцев было множество, были и такие, где священники просто отсутствовали, а службы вел кто-то из членов общины. К такому поморскому брачному согласию беспоповского чина принадлежал, например, Алексей Викулович Морозов, чей роскошный особняк в Подсосенском переулке до сих пор поражает воображение. В библиотеке дома притаилась дверка в моленную комнату - ведь собираться и молиться старообрядцам до 1905 года как-то надо было? Главное было делать это тихо и не привлекать внимания.
Посетить моленную Морозова нельзя, зато моленная особняка Рябушинских (еще одних старообрядцев) очень даже доступна.
Но наконец можно было не прятаться и строить церкви!
Напомню, что именно купцы в начале 20 века - самые состоятельные, образованные и прогрессивные люди в государстве. А многие из них - старообрядцы. Ничего удивительного, что старообрядческие церкви, которые тут же начали заказывать разные общины, были, наверное, красивейшими в это время.
В районе нынешней Бауманской сразу несколько старообрядческих храмов, и почти все построены архитектором Ильей Бондаренко. Ему безоговорочно доверяли заказчики, тем более, они очень торопились - царь сегодня разрешил строить храмы, а завтра, может, передумает - как было с Думой.
Храм был возведен за рекордные сроки - 1 год. Деньги выделили все братья-Викуловичи Морозовы - Иван, Сергей и Алексей.
Храмы старообрядцев отчетливо ориентировались на образы древних северных образцов, а еще в это время было массовое увлечение и публикой, и архитекторами неорусским стилем. Так что построенный храм вызвал бурные восторги современников. И это очень радует, потому что до нас дошли многочисленные его упоминания - что встречается не так уж и часто.
Я нашла статьи и фото сразу в трех архитектурных изданиях: Зодчем, Ежегоднике Общества Архитекторов и Художников и Московском Архитектурном мире. Наверняка есть еще, но мне хотелось познакомить читателей именно с этими.
Традиционно, более щедр на сопроводительную информацию Зодчий за 1908 г., но как всегда в Зодчем, эта информация строго статистическая и больше напоминает отчет инженера.
Расшифровка текста в публикации:
Зодчий 1908 г.:
Храм находится в Москве, в Токмаковом переулке.
20 мая 1907 г. была совершена закладка храма и через год, в 8-му июня храм был окончен и освящен.
Храм невелик; длина его по наружным стенам со входом — 18 саж., ширина 7,20 саж., высота от уровня земли до конца креста 15 саж. Помещение, рассчитанное на 500-600 молящихся, имеет в длину и ширину 6 саж., солея размерами 5,33 х 2,20 саж. и хоры размерами 6,00 х 2,60 саж. Высота внутри 4,00 саж.
Под храмом устроено полуподвальное помещение, в нем пять комнат для приезжих и для отдыха молящихся, котельная с воздушной камерой, кладовая, истопник и уборная.
В храм ведет широкая, открытая лестница с облицовкой по бокам серым гранитом. Тамбур теплый, облицован майоликой и крыт по коробовому своду гончарной поливной черепицей.
В вестибюле — раздевальня, уборная, лестница на хоры и лестница вниз, в подвальный этаж. Храм перекрыт коробовым эллиптическим сводом, железобетонным; пролет свода 6,00 саж., подъем 1,90 саж., толщина в ключе 12 см и у пят 18 см. Пяты свода разгружены на вертикальные двутавровые балки, заложенные в стены и стянутые нижними и верхними концами. Свод изолирован от холода двумя слоями (по 3 вершка) мастики из инфузорной земли и крошенной пробки, затворенной алебастром.
Вдоль стен храма дубовые резные скамьи, на солее два дубовых клироса и резной иконостас темного мореного дуба.
Освещается храм двумя рядами окон с железными рамами, застекленными цветными стеклами. Из свода спускается железное паникадило с двумя рядами свеч. За иконостасом помещение для Совета Общины, - низкое, сводчатое, с мебелью в древнерусском стиле. Алтарь у поморцев отсутствует, как у неимеющих священства, и все богослужение совершается на виду.
Отопление водяное, низкого давления.
Из подвального этажа ведет винтовая железная лестница на колокольню, представляющую собою двускатную шатровую кровлю на четырех низких колоннах. Кровля, стенки шатра и колонны железобетонные на самостоятельной железной конструкции. Кровля колокольни покрыта по плоскому бетонному покрытию гончарной майоликовой черепицей; на фронтоне — майоликовое изображение двух ангелов несущих икону.
В храме много ценных древних икон.
Вся утварь темной бронзы; хоругви шитые по синему шелку, перила лестницы — кованное железо.
Наружные стены храма облицованы облицовочным матовым, кремового цвета, кирпичом; цоколь облицован серым финляндским гранитом. Общая стоимость храма — около 150 000 руб.
Стиль храма — отступление от обычного типа и в основу взяты черты северного зодчества, преимущественно Новгородско-Псковских храмов, причем для иконостаса и утвари образцами служили наиболее древние предметы русского искусства. Храм и вся утварь исполнены по проекту и под наблюдением И.Е. Бондаренко.
И еще один журнал, который выдержал всего три ежегодные публикации - Московский Архитектурный Мир. Коллеги критиковали его именно за то, что фотографии авторы сопровождали щедрыми комментариями с многочисленными эпитетами. Не знаю уж, как издатели воспринимали критику, а я им чрезвычайно благодарна за их очень детальные описания!
Итак, Московский Архитектурный Мир 1912 г.:
Расшифровка текста:
Храм во имя Воскресения Христова и Покрова Пр. Богородицы при Второй Московской Общине старообрядцев поморского брачного согласия, что в Токмаковом пер., в г. Москве.
В конце 1907 г. и в начале 1908 г. образовалась окончательно Община старообрядцев поморского брачного согласия и тогда же собраны были денежные средства для осуществления первоначальной мысли: построить при Общине храм. Вскоре приобретено было владение на Старо-Басманной в Токмаковом пер., в г. Москве и благодаря щедрости членов общины В.Д. Горбунова, И.К. Полякова, А.В., И.В., С.В. и Е.В. Морозовых и др. жертвователей возможно было приступить к постройке храма.
15 февраля 1907 г. представленный в совет Общины архитектором И.Е. Бондаренко проект храма был одобрен. 20-го мая была закладка храма настоятелем и в присутствии членов Общины.
Постройка велась при общем наблюдении совета Общины и под наблюдением архитектора И.Е. Бондаренко.
К 20 июля была закончена кладка стен, с 10 августа было приступлено к устройству железо-бетонного покрытия над храмом, к 8-му сентября окончены были все своды, а к 1-му ноября храм был облицован снаружи, оштукатурен внутри, покрыты кровли, собрана система отопления. Работы по отделке храма продолжались всю зиму и закончены были весной 1908 г. Цоколь храма облицован серым финляндским гранитом «Лоухела», стены облицованы заграничным кирпичом, фризы — майоликовыми разноцветными изразцами, двускатная северного характера кровля звонницы и входа покрыты специально приготовленной майоликовой черепицей по типу старинной русской черепицы.
Главная лестница сделана из красного финляндского гранита «Карпела», арка входа и колонки — из майоликовых изразцов. На фронтоне звонницы — фигуры ангелов, поддерживающих икону Спасителя. Фигуры эти и фон сработаны из цветных майоликовых изразцов. Звонница и храм увенчаны золочеными главками старого типа с высокими простыми золочеными крестами. Храм освещается большими окнами в два яруса, рамы железные с цветными стеклами «кафедральными» и «опалецентовыми» в свинцовой оправе, по боковым стенам сделаны дубовые резные скамьи. Из вестибюля идет мраморно-мозаичная лестница на хоры с большой решеткой кованого железа с двумя по бокам дубовыми киотами.
Перед иконостасом сделана солея в 2 ступени и два дубовых резных клироса. Иконостас храма дубовый резной стиля древних новгородских церквей — в 4 яруса увенчан главками с крестами.
Иконостас имеет часть икон древних, а часть написанных вновь живописцем А. Тр. Михайловым. Особенно ценны иконы 2-го яруса «Чин», пожертвованные В.А. Горбуновым, древний образ Покрова, Спасителя и Божией Матери строгановских писем. Древние иконы Василия Великого, Иоанна Златоуста, пр. Сергия, Деисус и Успение.
В клиросах центральные иконы св. Николая и Тихвинской Божией Матери, древние, пожертвованные В.А. Горбуновым. Срели других икон в киотах представляют интерес по древности своей иконы: Всех Святых, Введения Пр. Богородицы, Похвала Пр. Богородицы, Трех Святителей и др.
В простенках боковых стен большие иконы святителя Николы, Митрополита Ионы, Григорий Богослова и Леонтия Ростовского древних московских писем конца XVI века.
На выходной западной стене помещено древнее изображение Страшного суда конца XVI в.
В киоте на хорах имеются также древние иконы св. Троицы, Воскресения Христова, Рождества Христова и др.
За иконостасом помещается комната для совета, с отдельным выходом наружу.
Посреди храма висит большое паникадило кованого железа, нарощенное медью м застекленное цветным стеклом.
Перед иконостасом и клиросами подсвечники и лампады темной бронзы.
У клиросов шитые шелками и золотом хоругви.
Перед иконостасом престол с запрестольным крестом в золоченом окладе.
Полы храма и хорах дубовые по асфальту.
Под храмом в полуподвальном этаже помещается ряд комнат, предназначенных для отдыха на случай приезда молящихся.
Сбоку храма идет винтовая лестница на звонницу с 7 колоколами.
Иконостас, клиросы, киоты на хорах, вся утварь, хоругви, мебель и все детали сработаны по рисункам архитектора И.Е. Бондаренко.
Читаю эти детали почему-то всегда, затаив дыхание. И еще здесь довольно много упоминаний людей, внесших свой вклад в строительство и украшение церкви бесценными иконами. Память людская - это ли не самое важное в человеке?
Для тех, кто, как и я, может быть не очень сведущ в тонкостях старообрядчества, привожу цитату с сайта mos.ru:
"Храм в Токмаковом переулке стал общероссийским центром поморцев, приемлющих брак. Это были приверженцы одного из течений старообрядчества, которые «священства не приемли», поскольку считали, что истинное священство прекратилось со смертью тех, кто был рукоположен еще в старые, дониконовские времена (т.е. до церковного раскола). Такие старообрядцы стали жить вообще без священников, отчего и получили название «беспоповцы». Из церковных таинств приверженцы этого учения сохранили крещение и исповедь. Отдельные функции священников у беспоповцев выполняли миряне. Поморским согласием называется одно из самых многочисленных беспоповских обществ, возникшее в конце XVII века – это те старообрядцы, кто считает, что таинство брака также могут совершать миряне (потому их еще зовут беспоповцами-брачниками)".
И еще несколько фото в заключение (все взяты с просторов интернета). За порухами и ветхостью читаются изящные линии и нежные цвета когда-то блиставшего красотой храма. Хочется верить, что все это еще можно вернуть и возродить. Как напоминание о том, что в Москве есть еще и такая страничка в истории...
Никогда не пишу в других статьях, но, наверное, нужно: друзья, подписывайтесь на мой канал, мне хочется делиться красотой, которую я нахожу в Москве, с как можно большим количеством людей!
#история #архитектура #модерн #истории #старообрядцы #токмаково