Доля подержанных автомобилей в России со скрученным километражом оценивается примерно в 35%, хотя эта цифра может быть гораздо выше. По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), годовой ущерб для пользователей от фальсифицированного пробега, влияющего на стоимость авто, составляет свыше 600 млрд рублей.
А можно ли скрутить километраж в современных китайских электрокарах, которые становятся все более популярными в нашей стране?
Разобраться в этом вопросе поможет Ирина Франк – управляющий директор автомобильной компании Frank Auto.
Где чаще всего изменяют показатели одометра
По данным ассоциации РОАД, лидерами по подержанным авто со скрученным пробегом стали: Краснодарский край, Самарская, Челябинская и Ростовская области. Далее в списке Башкирия, Московская и Свердловская области, Татарстан, Санкт-Петербург и Москва. Эксперты проводили анализ отчетов по истории автомобилей и сравнивали их с данными, заявленными при продаже.
Вероятность купить авто с фальсифицированным пробегом выше на периферии, чем в крупных городах.
Дело в том, что сервисы в небольших населенных пунктах не всегда обладают квалифицированным персоналом и современным оборудованием для проведения диагностики.
Интересно, что нарваться на машину со скрученными показателями одометра покупатели могут не только на интернет-ресурсах, но и у автодилеров. Хотя в подавляющем большинстве такие авто продают именно частные лица. Чаще всего пробег изменяют на автомобилях марок Ford, Land Rover, Infiniti и Mitsubishi.
Многие автомобили привозят из Европы в Россию с пробегом за 200 тысяч км и скручивают цифры перед пересечением границы – это касается перекупщиков и недобросовестных дилеров.
Однако российские официальные дилеры и компании, дорожащие своей репутацией, точно не будут фальсифицировать пробег авто – можно потерять доверие клиентов и, соответственно, выручку.
При выборе подержанной машины можно руководствоваться следующим правилом: автомобиль с пробегом выбирают по его состоянию, а не по цифрам на щитке спидометра.
Зачем продавцы авто скручивают счетчики километража
Делают это нечистые на руку продавцы машин по понятным причинам: чтобы дороже продать автомобиль, поскольку пробег сильно влияет на стоимость автотранспорта.
Например, если указать при продаже Volkswagen Polo пробег в 50 тысяч км, то авто можно продать на 300 тысяч рублей дороже, чем с пробегом в 350 тысяч км.
Если брать машины премиум-сегмента, то разница в цене будет еще более существенной.
Например, Audi A8 с пробегом в 50 тысяч км можно продать за 6,5 млн рублей, но если пробег составляет более 300 тысяч км, то ценник может упасть до 4 млн рублей.
Разница в стоимости более чем существенная, поэтому неудивительно, что многие продавцы стремятся скрутить показания одометра перед продажей машины.
По информации правоохранителей, в 2023 году автомобилей со скрученным пробегом стало заметно меньше, чем десять лет назад. Этому во многом поспособствовало развитие онлайн-сервисов по проверке транспорта. Чем чаще покупатели будут пользоваться отчетами по истории авто, тем меньше машин с измененным пробегом будет на отечественном авторынке.
Какую опасность представляют авто со скрученным пробегом
Самая главная опасность машин с измененными показателями одометра – непредсказуемое техническое состояние.
Если у транспортного средства скручен пробег, то его реальный износ будет более существенным, чем рассчитывает покупатель. Это может привести к непредвиденным поломкам и авариям, а также к немалым финансовым вложениям, на которые новый автовладелец точно не рассчитывал.
Представьте: вы купили машину, а она оказалась в таком плачевном состоянии, что вам надо немедленно ехать на станцию техобслуживания.
Интересно, что до починки автомобиля поставить его на учет не получится, особенно если неисправности серьезные.
При этом новому владельцу авто нужно поставить его на учет в десятидневный срок, иначе ему грозит штраф от 1,5 до 2 тысяч рублей за отсутствие регистрации.
Существует ли ответственность за продажу авто со скрученным пробегом
Согласно действующему законодательству, прямой ответственности за продажу транспортного средства со скрученным пробегом не существует.
Однако, по словам юристов, недобросовестных продавцов можно привлечь к административной ответственности, если вменить им «причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием».
Но в этом случае для привлечения к ответственности нужна серьезная доказательная база.
Оптимальный вариант, по мнению многих игроков российского авторынка, это введение в КоАП или УК специальной статьи за подделку данных одометра. Такая статья точно поспособствует снижению количества машин со скрученным километражом.
Можно ли изменить показания одометра в современном китайском электромобиле
Исходя из нашей практики, никто в России пока не пробовал скрутить километраж на премиальных китайских электрокарах.
Дело в том, что в каждом электрическом блоке авто, включая электромотор, батарею, спидометр и другие, расположен счетчик, который показывает и VIN-номер автомобиля, и его пробег. Эта информация также дублируется в приложении на смартфоне пользователя авто.
Допуска даже к диагностике премиальных китайских электромобилей в России сейчас практически ни у кого нет. И каждый раз, когда кто-то хочет подключиться к автомобилю, он должен получить разрешение напрямую из Китая – центрального представительства бренда.
Например, к электрическим автомобилям LiХiang или Zeekr нельзя подключиться любым устройством и что-то в них изменить.
Для этого нужно сертифицированное оборудование, которое позволит попасть в инженерное меню, открыть которое может только официальное представительство в Китае – по-другому никак.
То есть, втихую внести изменения в электрические блоки машины без специального устройства и разрешения не получится.
Кроме того, прошивка премиальных китайских электромобилей постоянно обновляется через интернет. Вся информация о параметрах машины хранится на общем сервере. Даже если попытаться изменить какие-то показатели авто, то достоверные данные останутся как минимум в приложении и на сервере. И после обновления информация подтянется обратно, поэтому скручивать одометр или другие блоки абсолютно бессмысленно.
Конечно, чисто физически условный перекуп может вытащить модуль памяти из китайского электрокара и перепаять его, но у него не получится сделать так, чтобы центральный «мозг» машины ориентировался только на этот блок.
А если вставить в авто какой-нибудь блок из другой машины, то прошивку обновить не получится – установщик будет «ругаться» на чужое устройство.
Даже если поменять в современном китайском электрокаре обычную дверь, то машина проинформирует, что дверь из другого автомобиля.
То есть, у перекупщика из соседнего гаража, да и у любого другого нечистого на руку «специалиста», точно не получится скрутить пробег в премиальном китайском электромобиле подручными средствами.Да и наличие «хакерских» устройств не поможет изменить показания из-за постоянного обновления прошивки и сверки данных со всех внутренних блоков машины.
FRANK AUTO RUSSIA — Новые автомобили в Москве с гарантией
Тел.: +7 (499) 460–64–96
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: FRANKAUTO_RU