Алина поставила на пол чемодан и сумку и нажала кнопку звонка. Мать открыла почти сразу, но, увидев дочь и внучку, радости не выказала.
–В гости или навсегда? – спросила она у Алины.
– Мама, мы с Валерой разводимся, я вернулась, буду здесь устраиваться на работу.
– Понятно. Сами поженились, сами развелись. А мать теперь разгребай, – недовольно сказала Наталья Викторовна. – А жить вы где планируете?
– Я думала, ты нас в бабушкину квартиру пустишь, пока я смогу свое жилье купить, – ответила Алина, раздевая пятилетнюю дочь.
– Ишь ты, какая умная! Быстро купить свое жилье с зарплаты медсестры тебе вряд ли удастся. А в бабушкиной квартире у меня квартиранты живут, и у нас договор еще на полгода, – сообщила мать.
– Тогда, может, полгода мы здесь поживем, а потом переедем, – предложила Алина.
– Ну уж нет. Прямо сейчас я вас, конечно, на улицу не выгоню, но за неделю найди, пожалуйста, себе квартиру. Тесниться с вами в одной комнате я не собираюсь, – предупредила мать.
– Но раньше-то мы с тобой как-то жили в этой квартире, – сказала Алина.
– Во-первых, мы жили с тобой вдвоем, а сейчас ты дочь сюда же привела, во-вторых, я уже привыкла жить одна и не хочу менять свой распорядок. Так что неделя тебе на поиск квартиры.
Алина, конечно, предполагала, что мать не обрадуется их появлению. Но она не думала, что ей с Леночкой придется сразу искать себе съемное жилье. Молодая женщина понимала, что с маленьким ребенком это сделать трудно, поэтому рассчитывала на помощь матери.
Но ей помогла подруга. Вика работала патронажной медсестрой и подсказала Алине адрес Анны Федоровны – пожилой женщины, которая искала спокойных постояльцев. Узнав, что Алина медсестра, Анна Федоровна сдала им комнату даже несколько дешевле, договорившись, что Алина будет делать ей уколы и выполнять другие назначения врача.
Уже через неделю Алина, устроив Леночку в сад, вышла на работу в детскую поликлинику.
Прошло полгода. Алина уже собиралась переезжать в бабушкину квартиру, но неожиданно ей позвонила мама:
– Алина, я смотрю, вы неплохо устроились, так что сможете пожить там еще какое-то время. Я продлила договор с квартирантами – мне нужно заняться зубами. А ты ведь знаешь, что это дело дорогое.
Конечно, Алина расстроилась. Она и сейчас старалась на всем экономить, откладывая часть официальной зарплаты и все, что ей удавалось заработать помимо этого, на первоначальный взнос для покупки своей квартиры. Но сумма, которую ей удалось скопить, была совсем мала. Если бы ей не пришлось платить за съем, дело пошло бы значительно быстрее.
Но делать было нечего. Зато Анна Федоровна была очень рада, что Алина с дочкой остаются жить у нее.
Прошел еще год. Алина несколько раз пыталась поговорить с матерью. Но Наталья Викторовна находила все новые и новые причины, почему она не могла отказать квартирантам и пустить в бабушкину квартиру дочь и внучку.
Проблема была в том, что Леночка должна была вот-вот пойти в школу, а добраться от того дома, где они сейчас жили, до ближайшей школы было довольно сложно: надо было или пройти дворами и пересечь две дороги, или проехать одну остановку на автобусе.
А окна квартиры, где жила Наталья Викторовна, выходили прямо на школьный двор. Кроме того, Алина когда-то сама училась в этой школе, и ей хотелось отдать Леночку туда же.
– Послушай, Алина, – сказала как-то Вика, – это вообще-то ненормально: твоя мать живет в однокомнатной квартире, половина которой принадлежит тебе. Квартиру бабушки, которую она получила в наследство, сдает. А ты с дочкой скитаешься по чужим углам. Если твоя мать не хочет жить с вами, пусть переезжает в бабушкину квартиру, а вы с Леночкой поселитесь в этой. В конце концов, ты имеешь на это право.
– Вика, а как ты себе это представляешь? Мне что – судиться с матерью за свою долю в квартире? – спросила Алина.
– Можно и судиться, если она по-хорошему вас впускать не хочет. Но вообще, достаточно просто взять выписку из ЕГРН и пригласить участкового. Вселитесь и живите, – посоветовала подруга.
– Нет, я так не могу. Ты просто не представляешь, какой она может устроить нам ад. Мне потом придется нервы ребенку лечить, – возразила Алина. – Я помню, что творилось у нас в квартире, когда родители разводились.
–Тогда я не знаю, чем тебе помочь. Разве что замуж тебя выдать за приличного человека с квартирой, – вздохнула Вика.
– В окошко выгляни, – сказала Алина.
– Зачем?
– Посмотри, сколько таких «приличных» в очереди стоит, чтобы мне предложение сделать, – пошутила Алина.
– Все шутишь, а делать-то что? – спросила Вика. – Мы с мужем и ребенком живем в однушке, и ничего, друг на друга не натыкаемся. Копим на двухкомнатную, но еще лет пять точно будем так же жить. А твоя мать, по-моему, только о своем комфорте думает, а не о тебе и внучке.
– Я попробую еще раз с ней поговорить, но на успех особо не рассчитываю, – сказала Алина.
Действительно, вылечив зубы и поставив импланты, Наталья Викторовна сообщила дочери, что теперь она будет копить на ремонт той квартиры, где сейчас живет, поэтому пустила в квартиру бабушки новых квартирантов.
Алина, конечно, очень обиделась на мать, они даже поругались.
– Когда на ремонт накопишь, начинай копить на сиделку. На меня, если что случится, можешь не рассчитывать, – сказала она, уходя из квартиры матери.
В поликлинике, где работала Алина, многие знали, что у нее нет своего жилья и что она снимает комнату. И однажды к ней с разговором подошла старшая медсестра:
– Алина, я знаю, что тебе приходится платить за квартиру. А ты не хотела бы переехать за город? У меня есть к тебе интересное предложение.
– Не хотелось бы уезжать из города. А что за предложение? – спросила Алина.
– Ты знаешь, что здесь недалеко, буквально в двадцати километрах, есть детский санаторий – что-то типа лесной школы. Туда отправляют детей на реабилитацию после тяжелых болезней. Я вчера разговаривала со своей знакомой – она там врачом работает. Им нужна старшая медсестра. Зарплата там повыше, чем у нас, и главное – есть служебное жилье для работников. Тут же в поселке и детский сад, и школа. Подумай. Может, это тебе подойдет?
Алина съездила в поселок, на окраине которого в сосновом лесу располагался санаторий, посоветовалась с Викой и решила принять это предложение.
Квартирка, правда, была небольшая и немного запущенная, зато школа была видна из окна.
Вика и ее муж помогли Алине с переездом. Они все вместе привели квартиру в порядок, и с понедельника Алина вышла на работу. Леночку на те полгода, которые оставались до школы, взяли в подготовительную группу детского сада.
Теперь Алине не надо было платить за квартиру, да и зарплата у нее была повыше. Она прикинула, что, если все пойдет хорошо, то года через четыре она сможет подумать о покупке собственного жилья в городе.
Матери Алина больше не звонила. Наталья Викторовна даже не знала, что дочь и внучка переехали за город.
Наталья Викторовна сама позвонила дочери где-то через год. Она сообщила, что сделала очень хороший ремонт в своей квартире и добавила:
– Теперь вы можете жить в бабушкиной квартире. Только давай договоримся, что ты ее сначала отремонтируешь, а то последние квартиранты там кое-что сломали. И еще: я сдам ее тебе за половину стоимости аренды. Сама понимаешь – пенсия у меня небольшая, а жизнь нынче дорогая. Договорились?
Алина ничего не ответила, нажала на «отбой» и внесла телефон матери в черный список.
Автор – Татьяна В.