Найти тему

Операция «Багратион» в кино и на самом деле

Белорусская наступательная операция под кодовым названием «Багратион» известна, наверное, любому образованному человеку, даже если он заканчивал техникум торговли или балетное училище. И известна, скорее всего, благодаря киноэпопее «Освобождение», где ей посвящён третий фильм (причём в двух сериях) под названием «Направление главного удара».

Фильм сделан очень талантливо и не только благодаря масштабным батальным сценам, но и тому, как даёт общее представление о сути операции «Багратион». Но есть одна беда. То общее представление, которое так хорошо дала эта кинокартина, не совсем точно.

Давайте попробуем посмотреть, в чём отличия. Думаю, это будет весьма полезно для изучения истории войны.

Начнём с названия. После просмотра, если, конечно, задуматься, возникает вопрос о самом названии. А что подразумевалось всё-таки под главным ударом.

В начале фильма мы видим очередное (скорее всего выдуманное) совещание в кабинете Сталина, где рассматривается вопрос о направлении главного удара в летней компании 1944 года.

-2

Мои сомнения в его правильном отображении основаны на том, что за одним столом в кабинете Сталина командующие фронтами собирались считанное число раз и легко их все перечислить. Из более мелких «придирок» я бы назвал присутствие Калинина. Он был вообще крайне редким гостем у Сталина и в крупных совещаниях участия не принимал. Да и Ворошилова редко приглашали и уж точно не для принятия важных стратегических решений. Но это не самое важное.

Интересно то, что на совещании обсуждают, на каком из фронтов нанести главный удар по немцам. И предлагается, якобы, совершенно неожиданный для немцев вариант удара в Белоруссии.

Тут есть два странных момента. Насколько можно видеть по планам и действиям наших войск, никаких главных ударов не было, планировалось наступление по всем фронтам. Напомню про «десять Сталинских ударов», из которых операция «Багратион» была пятым ударом. Другое дело, что даты начала наступлений на разных фронтах принимались разные, слава богу, от идеи начала наступления в один и тот же день, как было в 1942 году, отказались.

Во-вторых, не очень понятно, с чего вдруг наступление в Белоруссии должно было стать неожиданным? Если до операции «Багратион» наша армия положила десятки тысяч солдат убитыми в ходе неудачных наступлений на тех же самых направлениях, то в чём должна быть неожиданность? Немецкое командование должно решить, что Красная Армия больше не станет наступать? Не смешно ли?

Надо же помнить, что операция «Багратион» не на пустом месте начиналась. Наши войска вели наступление в Белоруссии с октября 1943 года, пытаясь освободить всё те же Бобруйск, Могилёв, Витебск, Полоцк, да и Минск в планах наступления тоже был. Просто в Советском Союзе не снимали кино о поражениях, тем более, если они были в 1944 году.

Кстати, в фильме этого, конечно, нет, но в описания Белорусской наступательной операции пишут, что это была первая попытка окружить целую группу армий. Что уж точно полная глупость, ибо попыток окружить именно целую групп армий хватало. Ну, во-первых, в ноябре-декабре 1942 года Ватутин должен был окружить всю группу армий «А». Увы, не получилось.

Группу армий «Север» пытались окружить не один раз, впервые в январе 1942 года. Удар из района Старой Русы ну просто сам напрашивался, но ни разу не удался.

Да и саму группу армий «Центр» тоже пытались окружить. В начале 1943 года Центральный фронт Рокоссовского начал наступление чтобы, совместно с Калининским и Западным фронтами окружить всю группу армий «Центр»…

Но вернёмся к названию. В ходе фильма фраза «направление главного удара» звучит ещё раз. Но уже совсем в другом контексте. Её произносит Жуков, подразумевая начало наступления 1-го Белорусского фронта Рокоссовского. А по этому поводу и ещё больше вопросов. Судя по фильму, Белорусская наступательная операция началась с неглавных направлений — удара 1-го Прибалтийского фронта генерала Баграмяна на Витебск и 3-го Белорусского фронта генерала Черняховского на Оршу.

-3

Про наступление 2-го Белорусского на Могилёв сказано лишь мельком.

А дальше получается, что главный удар, после всех, наносит Рокоссовский. Причём неожиданность наступления заключается в том, что 1-й Белорусский фронт наступает прямо через болота, проложив по ним гати. Это наступление через болота нам показано во всей красе и можно смело назвать этот эпизод шедевром батального кинематографа.

-4
-5
-6

Если перенестись чуть назад, то там будет эпизод, в котором Жуков прибывает на фронт и расспрашивает о возможном направлении на Паричи. Узнав, что там болот нет, но оборона сильная, Жуков вместе с Рокоссовским едут на левый фланг, где изучают возможность наступления через болота.

-7

Далее есть эпизод с ещё одним совещанием у Сталина 23 мая 1944 года, в котором Рокоссовского выгоняют из кабинета, чтобы он ещё раз подумал над своим предложением наступать силами четырёх армий 3-й, 48-й, 65-й и 28-й через болота, там, где немцы нас не ждут.

-8

Сам Рокоссовский утверждал, что спор возник по другой причине:

Верховный Главнокомандующий и его заместители настаивали на том, чтобы нанести один главный удар — с плацдарма на Днепре (район Рогачёва), находившегося в руках 3-й армии. Дважды мне предлагали выйти в соседнюю комнату, чтобы продумать предложение Ставки. После каждого такого «продумывания» приходилось с новой силой отстаивать своё решение. Убедившись, что я твёрдо настаиваю на нашей точке зрения, Сталин утвердил план операции в том виде, как мы его представили. «Настойчивость командующего фронтом», — сказал он, — доказывает, что организация наступления тщательно продумана. А это надёжная гарантия успеха»…

Тут стоит упомянуть о том, что в указанную дату совещаний у Сталина не было. Единственное похожее совещание было 26 мая, с участием Жукова, Василевского, Антонова, Штеменко, Воронова, Яковлева, Федоренко и Новикова. Плюс командующие фронтами — Рокоссовский, Баграмян и Черниховский.

Но это не столь важно. Интересно, что нет нигде документов, в которых был упоминаемый план главного удара с одного направления вместо двух. Наоборот, все варианты предусматривают нанесение двух ударов — 65-й армии на Паричском, 3-й и 48-й армий на Рогачёвско-Жлобинском направлениях, с целью окружения Бобруйска. Так же, как на других участках планировалось сразу окружить Могилёв и Витебск.

-9
-10

Словом, обе версии, мягко говоря, вызывают сомнения в своей достоверности.

Теперь по поводу рывка через болота. Я просмотрел множество документов 1-го Белорусского фронта и 65-й армии, которые имели отношение к планированию и ходу Бобруйской операции, но нигде не смог найти того самого участка, где немцы бы нас не ждали, а войска 65-й армии неожиданно для них прошли через болота.

Мало того, хотя местность была труднопроходима на всех участках Борисовского направления, но по разному. Некоторые участки были совершенно непроходимы, там действительно не было немецкой обороны, но и не наступали наши войска. Там же, где можно было двигаться, немцы держали оборону, а наши части, пользуясь подавляющим преимуществом в силах (8 стрелковых дивизий 65-й армии против неполных трёх немецких), наступали и проламывали оборону. Может быть я не нашёл какого-то небольшого участка фронта, где было описываемое в фильме, тогда буду рад если мне на него укажут.

Но и, наконец, исходя из показанного, надо понимать, что от наступления на Паричи отказались в пользу некоего удара через болота на левом фланге. Однако, главный удар 1-й Белорусский фронт наносил именно на Паричи, но не по кратчайшему пути, а чуть левее, где как раз и не было больших болот.

-11

На что я бы хотел обратить ещё внимание.

На эпизод в 1-й серии, ещё до операции «Багратион», когда наши войска штурмую некую высоту, несут огромные потери и, спасая санитарку Зою, вроде как берут эту высоту, положив ещё огромное число бойцов. На это надо смотреть как на упоминание о том, что до начала «Багратиона» на всех участках шли ожесточённые бои ещё с октября 1943 года. Наши войска несли огромные потери, но успеха не имели. Весь этот период советские историки всегда посвящали описаниям боевых действий на Украине, полностью игнорируя то, что происходило в Белоруссии. И оно понятно, на Украине мы продвигались вперёд, освобождали огромные территории, а в Белоруссии не о чём было рассказать кроме огромных потерь наших войск.

-12
-13
-14

Ещё хочу обратить внимание, что фильм заканчивается выходом наших войск на польскую границу. На самом деле операция «Багратион» закончилась позже, уже на польской территории. Причём закончилась не особо удачным для нас (поражением это назвать нельзя) сражением под Радзимином, когда части нашей 2-й танковой армии чуть было не взяли Прагу (предместье Варшавы), но под ударом подтянутых резервов вынуждены были отступить.

-15

Ещё пара эпизодов, на которые стоит обратить внимание.

Первый об успехах советских партизан, которые парализовали действия немцев. Партизанская война ещё требует своего объективного исследования, но надо понимать, что успехи партизан существенно преувеличены. Одно дело взорвать мост ключевой или хотя бы значительный участок рельсового пути на важном направлении, а совсем другое — взорвать какую-то второстепенную узкоколейку, которой никто не пользуется. Пока такого исследования никто не проводил. Ни по Белорусской операции, ни, тем более, в целом. Можно лишь сказать, что из 40 тысяч планируемых зарядов в тылу группы армий «Центр» перед нашим наступлением, было установлено 10,5 тысяч, из которых немцам удалось обнаружить и обезвредить только 3,5 тысячи.

-16

И ещё один эпизод о том, как пленных немцев провели по Москве.

Я поинтересовался, оказывается (я вот не знал), что шествия в тот день — 17 июля 1944 года, было два.

Первая группа (42 000 человек) прошла за 2 часа 25 минут по маршруту: Ленинградскому шоссе, улице Горького, площадь Маяковского, по Садовой-Каретной, Садовой-Самотечной, Садовой-Черногрязской, улице Чкалова, до Курского вокзала, а затем по улицам: Каляевской, Ново-Слободской, 1-й Мещанской.

Вторая группа (15 600 человек) за 4 часа 20 минут прошла по Садовому кольцу против часовой стрелки, начиная от площади Маяковского, по Большой Садовой и Садовой-Кудринской улицам, затем по Новинскому и Смоленскому бульварам, Зубовской площади, Крымской и Большой Калужской улицам до станции Канатчиково Окружной железной дороги.

Офицерам и генералам (всего было 1206 пленных офицеров и 19 генералов), дали привести форму в порядок и надеть награды, солдаты же шли грязные, некоторые даже в кальсонах.

-17

Интересно, что пленных провели по столице всего лишь через пять дней после окончания операции по освобождению Минска, которая их дала больше всего.

Кстати, в самом фильме освобождение Минска показано в виде лихого наскока танковых частей, которых почему-то поддерживают партизаны. Мотивируется это тем, что танковый корпус генерала Панова далеко оторвался от пехоты. Создатели фильма несколько перемудрили — под отрывом от пехоты имелось в виду, что отстали стрелковые дивизии, а на броню танкистам было кого посадить и без партизан.

И надо сказать, что бои за Минск были долгие и тяжёлые, ничего похожего на показанные в фильме события не было.

-18

Но возвращаясь к шествию пленных, сообщу тем, кто не знает, что 16 августа 1944 года, в Киеве по городу провели 36 918 пленных немцев, включая 549 офицеров.

Вроде бы ничего не забыл.

Будете пересматривать этот фильм теперь, рекомендую обратить внимание на указанные мною моменты.

-19

Рекомендую вам также мою статью:

Интересные цифры операции «Багратион»: удар на Бобруйск