Найти в Дзене

Помогите ребенку не бояться

Оглавление

Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании поведения особого ребенка.

Они разнообразны и индивидуальны: кто-то боится воды, темноты, замкнутого пространства, телевизора, машин. Это объясняется тем, что источником страха такого ребёнка может стать всё что угодно, в том числе внешне самые обычные и нейтральные раздражители.

Как помочь ребенку преодолеть свой страх? Что может сделать родитель в данной ситуации?

-2

Привожу пример из опыта своей работы с особым ребенком и его страхом машин.

Девочка 5-ти лет, аутистический тип развития. После одной неудачной поездки на машине (жаркая погода, длительное нахождение в замкнутом пространстве, вдобавок, девочку сильно укачало), проезд в автомобиле стал восприниматься негативно.

Трудно было определить конкретную причину страха, но ребенок оказался встревожен и напуган. Родители девочки обратились ко мне за помощью.

На начальном этапе, проводилось её пассивное включение в работу: на уровне глаз ребенка и в те места в квартире, где девочке нравилось находиться, родителям предлагалось расставить машинки разных размеров (оригинальные и «мультяшные»), разложить картинки и раскраски с изображением машин и др., а также карандаши, краски, пастель; крупные пазлы - половинки. Родители или один из родителей выбирал что-то одно из выше перечисленного и, без привлечения на свою сторону ребенка, например, играл в машинки.

Через некоторое время ребенок стал подходить к родителям и проявлять интерес к происходящему (рассматривать собраны пазлы, помогать разукрашивать картинку, наблюдать, как из ящика с фасолью (можно использовать любую крупу, имеющуюся в наличии дома) достаются спрятанные там мелкие машинки и т.д.

-3

Ребенок неречевой, но с очень хорошим пониманием речи. Поэтому все занятия с пассивным или активным участием ребенка сопровождались рассказами о машинах и их положительных качествах, и плюсах их использования. Как только девочка стала проявлять активный интерес к происходящему, появилась возможность её вовлечения в игру. Она начала принимать участие в рисовании, в играх с конструктором (строили домики для машин), в песочнице (при помощи колобашек в виде машин делали их фигурки), лепили машину для папы из глины. С большим интересом ребенок сам прятал, а затем находил мелкие машинки в фасоли (можно в любой крупе), собирал вкладыши с тематикой «Транспорт». Повторюсь ещё раз, что всё происходит с речевым сопровождением родителя.

Ребенку включали мультики с машинами (например, «Тачки» - фрагментарно), рассматривались иллюстрации. Совершались прогулки между машин, стоящих у дома, в свой гараж. Девочку сначала просили просто постоять и подождать, пока папа достанет что-то из багажника, выключит свет, протрет фары, пропылесосит салон и т.д. (пассивное участие). На следующем этапе просили посмотреть, горят ли фары; проверить, закрыта ли дверь; предлагали проверить чистая ли машина после дождя и т.п. (пассивно-активное участие).

На заключительном этапе ребенка уже активно включали в действия: достать с сидения мороженное (а то растает), включи приёмник, посмотреть, что купила мама для дочки (сумка-пакет с подарком лежит на сиденье автомобиля так, что необходимо войти внутрь салона, чтобы достать пакет), спрятаться от дождя в машине (забыли зонтик, промокнем) и др.

-4

Через два месяца кропотливой, систематической, терпеливой работы девочка не только с легкостью находилась внутри автомобиля, но и спокойно переносила поездки по городу и району. Через три месяца была совершена удачная поездка в Москву в гости к бабушке (расстояние до Москвы 90 км). Летом девочка с родителями ездила отдыхать на юг.

Наша цель была достигнута, успех закрепился, срывов на данный период времени нет.

Автор статьи: Логинова Надежда Васильевна, педагог-психолог, Муниципальное общеобразовательное учреждение Ликино-Дулёвская средняя общеобразовательная школа № 5 Орехово-Зуевского городского округа Московской области.