Зимний период для аграриев, безусловно, менее напряженный, ведь осенние задачи позади, однако впереди весенние полевые работы, которые следует провести в определенные агротехнические сроки. Для того чтобы техника не подвела в «горячую пору», уже сейчас стоит уделить время ремонту и обслуживанию тракторов, комбайнов и прочих сельхозмашин. В данном материале предлагаем рассмотреть, на что стоит обратить внимание при выполнении ремонтных работ тех или иных агрегатов.
Прежде чем начать ремонтные работы следует провести осмотр машин, составить дефектовочные ведомости и на их основе произвести расчет стоимости запасных частей, и лишь когда узнаете стоимость и срок поставки, стоит разрабатывать план-график ремонта сельхозтехники. Именно такой последовательности лично мы рекомендуем придерживаться, поскольку не у каждого фермера единовременно есть все средства в полном объеме на приобретение запасных частей и выполнение ремонтных работ.
При этом при разработке план-графика стоит учитывать наличие сезонных работ (обслуживание ферм, вывозка органических удобрений), а также наличие свободных рук и финансовые возможности.
Подготовка к проведению ежегодного государственного технического осмотра
Проведение государственного технического осмотра является важным и нужным этапом для любого фермера, ведь он не только позволяет получить допуск к участию к дорожному движению, но и стимулирует хозяйства поддерживать технику в исправном состоянии.
В связи с этим следует начать с ремонтных работ тракторов и, в первую очередь, со сложных и капитальных работ (ремонт ДВС, КПП, гидросистемы), которые потребуется проводить на специализированных предприятиях. При этом важно понимать, что эти задачи могут потребовать значительных финансовых вливаний. Кроме того, при подготовке к ГОСТЕХОСМОТРу, в первую очередь, следует уделить внимание тормозной системе, световой и звуковой сигнализации, а также шинам. К слову, о шинах: стоимость их сегодня варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен рублей, поэтому не будет лишним проверить регулировку схождения колес.
Правильная установка не только обеспечивает устойчивость положения при движении прямо, но и равномерный износ передних шин машины и комфортность управления.
Также при необходимости нужно выполнить работы по ремонту трансмиссии, навесного устройства, гидросистемы, а также устранить утечки масел и лишь потом произвести работы по восстановлению лакокрасочного покрытия.
Важные аспекты при подготовке сельхозмашин
Подготовка современных сельскохозяйственных машин к весеннему севу требует не только значительных финансовых, но и трудовых затрат. Поэтому следует четко понимать сколько необходимо времени на полный ремонт, что необходимо выполнять и в какой последовательности производить ремонт той или иной машины или его её конкретного узла, ведь зачастую за одним механизатором закреплено несколько орудий.
Для оперативной подготовки машин следует создать механизированное звено, в которое должны входить сварщик, токарь, слесарь и сам механизатор. Опыт создания таких микрозвеньев показывает значительное ускорение процесса ремонта, причем сварщика и токаря можно задействовать для ремонта нескольких машин единовременно. Наличие квалифицированного токаря позволяет не только изготавливать простые комплектующие, но и дорабатывать покупные комплектующие.
К сожалению, нередки случаи, когда изготовленные детали не соответствуют размерам и приходится прибегать к проточке и расточным работам ступиц, валов и других деталей, поскольку на замену попросту нет времени, да и нет гарантий, что она повторно придет нужного размера. Аналогичная ситуация с электрогазосварщиком: специалисты не только могут восстанавливать машины, но и значительно сокращать время ремонта.
Достоинства звеньевой работы перечислять можно достаточно долго, но сегодня расскажем, на что стоит обратить внимание при проведении ремонтных работ.
Несмотря на широкое применение зяблевой вспашки, аграрии к сожалению, не всегда успевают выполнить весь объем работ осенью и фермерам приходится осенний клин переносить на весну. Поэтому ремонт и регулировка плугов является одной из главных задач.
При проведении ремонта плугов в зависимости от типов необходимо выполнить следующие работы:
- проверить все изнашиваемые детали и заменить новыми при необходимости;
- выполнить смазку всех подшипников и осей шарниров;
- убедиться, что пружины системы защиты отрегулированы корректно (при наличии);
- проверить правильность установки предплужников (при их наличии);
- осмотреть вкладыши, кольца и регулировочные винты, обеспечивающие изменение ширины. В случае износа следует заменить;
- проверить гидравлические шланги и соединения (заменить при необходимости);
- обследовать механизм поворота на необходимость восстановления втулок, пальцев, а также состояние гидроцилиндров:
- проверить и при необходимости провести сварочные работы рамы, а также восстановить лакокрасочное покрытие.
Безусловно главными сельхозмашинами при проведении посевных работ являются машины для основной обработки машин и, конечно же, сами посевные машины различных типов.
Современные посевные комплексы сочетают в себе одновременно несколько машин – почвообрабатывающие орудия и сеялку, которая позволяет одновременно высевать семена зерновых, трав и минеральные удобрения. Машины являются достаточно сложными и требующими значительное количество трудозатрат.
При ремонте данного класса машин стоит выполнить следующие операции:
- провести при необходимости сварочные работы рамы и механизма перевода из транспортного и рабочие положения;
- проверить все подшипники на подклеивание, шумы и наличие люфтов, в том числе в опорных и ходовых колесах (при необходимости заменить на новые);
- обследовать все изнашиваемые детали и проверить диски на износ и убедиться, что они вращаются правильно без люфтов и подклиниваний;
- проверить и провести испытания высевающих дисков и загортачей;
- осмотреть шарнирные узлы параллелограммного механизма на износ;
- обследовать гидравлические шланги и соединения (заменить при необходимости);
- восстановить при необходимости лакокрасочное покрытие.
Ещё одним важным направлением в зимний период является ремонт прицепов и разбрасывателей, ведь на них выпадает «львиная доля» перевозок в хозяйстве. Как правило, перевозки проводятся с перегруженной техникой и в сложных условиях распутицы. В результате страдает не только рама, но и само шасси, а также в результате попадания инородных тел это приводит к выходу из строя разбрасывающего устройства и подающего транспортера.
Сложность ремонта заключается в том, что прицепы используются круглогодично, поэтому зимнее межсезонье является «единственной вязкостью» для проведения ремонтных работ.
Таким образом, чем больший объем работ будет выполнен в зимний период, тем уверенней аграрии смогут выйти в поле и выполнить сев в оптимальные агротехнические сроки. Кроме того, следует учитывать, что ранние весенние работы — это лишь старт полевых работ в дальнейшем у аграриев накладываются работы одни на другие и времени на ремонт практически уже не будет.
Именно поэтому следует максимально выполнить ремонтные работы, а также позаботиться о наличии запасных частей, расходных материалов и комплектующих, в том числе для кормозаготовительной техники, ведь ни для не секрет, что существуют определенные трудности с поставками импортных комплектующих.
© Николай ПЕТРОЧЕНКО, магистр технических наук, Glavpahar.ru, 2024 г.