Давайте будем честны. Дзеновские читатели жаждут получить нечто подпадающее под их мироощущение. Я вон вчера натолкнулся на одну публикацию, где автор порассуждал на тему современного КВН и получил одних лишь только комментариев одобрительного характера сотен пять, не говоря о лайках и просмотрах. При этом слова в упомянутой публикации часто не сходились между собой падежами, предложения часто не сходились между собой смыслами. Орфографические и синтаксические ошибки. Естественно, публикация была о том, как автор 15 лет не смотрел КВН и всё о нём теперь знает... Понятно, что мне с такими тягаться трудно.
На какого читателя я рассчитываю данной вот, например, статьёй? И тема, и способ её изложения не относятся к популярным. Я даже отношу всё к узкоспециальности. Обычному человеку тема непрактична, потому что он в жизни будет сталкиваться только про «поесть», а тут речь пойдёт про «готовить». Представителям практики тема нетеоретична, потому что к ней не приложены области приложения. Остаются чистые теоретики, которым не остаётся просто ничего. Ничего, что можно было бы обозначить как «нечто».
И ладно бы пустота содержания компенсировалась красотами сервировки! Но нет. Всего лишь демонстрация того, что я могу мочь не только в разные стороны эмоций, но и в сторону академической безэмоциональности... Хотя вот в этом как раз и есть моя корысть! Если этот ноль кому-то попадётся до других моих значений, то это ровным счётом ничего не изменит. Ноль перед единицей. А если попадётся позже, то порядочному человеку это возвысит ощущения на порядок. Ноль после единицы.
Вся совокупность проблем теоретического и практического характера, относящихся к профессионально важным качествам, связана с поисками ответа на следующие вопросы:
- какие качества работника следует считать профессионально значимыми в оценке его профпригодности;
- как изучить и количественно измерить наличие тех или иных качеств (в статике) с учётом их развития в процессе деятельности (в динамике);
- какую степень развития профессионально важных качеств (ПВК) следует считать достаточной для принятия решения о профпригодности.
1. Характеристику определения профессионально важных качеств начнём с базового определения.
Профессионально важными качествами представляются те свойства, наличие, отсутствие или развитость которых позволяют успешно выполнять профессиональную деятельность. Иными словами, профессионально важными качествами являются те из них, которые статистически достоверно различаются у группы успешно работающих и у группы неуспешно работающих.
Однако для того, чтобы провести такую статистическую проверку, сначала необходимо сформировать исходную систему качеств. Можно выделить три принципиальных подхода к составлению такой системы.
Первый из них состоит в том, что система качеств не формулируется, а за профессионально значимые берутся те качества, которые как бы "лежат на поверхности" и практически представляют из себя перечень абстрагированных условий результативности деятельности. Так, если требуется передвинуть тяжёлые предметы, то подобным качеством становится "способность передвигать тяжёлые предметы" (наличие у работника физической силы).
Второй подход предполагает, что исследователь проблемы прикладывает к статистическому анализу любую произвольно выбранную систему качеств. При этом подходе могут быть выявлены такие закономерности, которые будут озадачивать. Допустим, связь между частотой профессионального заболевания и цветом глаз. Соответственно, при появлении таких случаев нужно попытаться найти логику появления связи между качеством и профессиональной деятельностью.
Третий подход - когда трудовой процесс системно разбивается на множество уже изученных составных частей. Профессионально важные качества берутся из этого изученного материала. Сюда же относится опрос экспертов (психологов, физиологов, медиков и др.), когда те в зависимости от своих знаний рекомендуют учитывать те или иные качества.
Ни один из подходов не является более точным или "научным", чем другие, и не решает главную проблему: не гарантирует учёт всех факторов. Даже при первом подходе, казалось бы, самом беспроблемном, вполне возможна цепочка следующих последствий: 1) для переноски тяжёлых предметов выбираются самые физически развитые (крупные) люди; 2) чем больше мышечная масса, тем крупнее нервные клетки и крупнее места их соединения между собой (синапсы); 3) чем длиннее нервные линии, тем медленнее через них проходят электрические импульсы; 4) чем медленнее нервные процессы, тем ниже приспособляемость организма к внешней среде, выше заболеваемость. Выходит, что-то было упущено в момент формулировки данного качества, а именно - что требуется только "способность перетаскивать тяжелые предметы".
Потребуются оговорки, уточнения и т.п. И это не должно рассматриваться как некая случайность или очевидная недоработка. Надо сразу готовиться к тому, что отражение, пусть и фотографическое, всё-таки не оригинал. На практике это нередко приводит к тому, что зашкаливающие оценки по любому профессионально важному качеству можно рассматривать как противопоказание к профессии.
2. Благодаря ознакомлению с опытом западных стран, российская профдиагностика претерпела значительные изменения по сравнению с советской. Эти изменения заключаются не только в определенном пренебрежении многими прежними методами (в основном опиравшимися на анализ затрат времени и уровня накопленных знаний), но и во внедрении новых направлений (особенно усилилась позиция психологического тестирования потенциала к накоплению знаний). Методы профдиагностики нередко существенно отличаются у разных работодателей даже при одинаковости перечня профессионально важных качеств. Появились любители использовать наработки астрологии, нумерологии, соционики, ясновидения, морфопсихологии и т.д. Игнорировать подобные методы невозможно хотя бы потому, что они используются на практике (хотя их эффективность - вопрос своеобразный).
3. Обработка и использование результатов профдиагностики существует в двух вариантах. В первом случае судьбу кандидата решает в силу собственных пристрастий тот, кто организует отбор (следует учесть, что практически невозможно полностью устранить субъективность при нынешнем состоянии профдиагностики). Во втором случае профессиональной судьбой кандидата уже распоряжается некий заранее установленный алгоритм.
Очень спорной является установка на то, что второй вариант лучше первого. Во-первых, "объективность" алгоритма - это обычно просто чьё-то логически оформленное субъективное мнение. Во-вторых, субъект задает целостность видения, а это всегда имеет решающее значение при столкновении со множеством данных.