Найти тему

Игорь Манн. О бизнесе, наставниках, конкуренции

Игорь Манн – без преувеличения лучший маркетолог страны, предприниматель, бизнес-спикер, автор деловой литературы.

БИЗНЕС - ЭТО УНИСЕКС

Игорь Борисович, как Вы считаете, есть ли у бизнеса гендер? Есть ли разделение на женское и мужское и насколько женщинам сложнее или легче занимать место в рынке?
Вообще считается, что бизнес дело мужское, среди ТОП менеджеров, среди управленцев женщин очень мало, где-то около 5-8 % всего.

Если мы говорим про предпринимательство, то мне кажется, что здесь женщин
гораздо больше. Я очень часто прихожу на свои семинары и вижу, что их слушательницы в основном девушки, женщины. Не могу сказать по статистике, но я понимаю, что их гораздо больше, на вскидку процентов 30-40% предприятий основаны и управляются женщинами.

Я встречал самые удивительные бизнесы, например, завод, который делает лесопилки, у него генеральный директор женщина, она же один из основателей. Поэтому я бы на гендер бизнес не делил, я бы сказал, что предпринимательство – «болезнь», которая может настигнуть кого угодно (смеется) и разницы, мужчина это или женщина нет, поэтому мое мнение, бизнес - это унисекс. Но есть и женские бизнесы, где 99% управленцев — женщины.

На просторах интернета часто можно услышать, что женским бизнесом нужно управляться в легкости, ресурсе и других подобных состояниях. Насколько это корректно? Ведь в это многие верят,и некоторые, кто начинает бизнес, думают, что им будет легко, но это же неправда.
Это неправда. Здесь «коучи» привирают. Бизнес тяжелая штука, эмоционально тяжелая, финансово тяжелая, физически тяжелая. Постоянно возникают проблемы, связанные с клиентами, сотрудниками, логистикой или финансами. Поэтому, вот эта история, про то, что женщина должна, пархая, идти по бизнесу, как она ходит по улицам, мне кажется явным преувеличением.

Это такая картинка, которую все бы хотели и мужчины бы хотели, чтобы бизнес был попроще, но это сложно. Предпринимательство очень сложное дело. Поэтому женщина, которая собирается начать свой бизнес, должна быть готова к тому, что бизнес - это война, где нужно победить всех своих конкурентов, и здесь никто на пол смотреть не будет, поэтому тезисно:

Бизнес – это:

1.Унисекс.

2. И это сложно.

Я слышала, что сейчас вы работаете над книгой «Личный маркетинг без бюджета», расскажите, пожалуйста, насколько личный маркетинг сейчас важен с точки зрения управления, продвижения и та же ли это история как про личный бренд?
Для меня личный маркетинг тема шире, чем личный бренд.

Я недавно читал статью о том, что если публикацию делает компания, то ее читают в 9 раз реже, чем ту публикацию, которую делает руководитель компании. То есть тогда, когда появляется личный бренд руководителя, собственника, основателя, компания становится интересной для клиентов. Они ее выделяют среди прочих равных, и мне поэтому очень нравятся бренды, где отец - основатель или мать - основательница не боятся быть лицом своего бизнеса. Таких людей все больше и больше, но не все еще осознали необходимость личного бренда и личного маркетинга.

Личный маркетинг для меня – это непрерывная и системная работа над своими профессиональными и личными характеристиками. Обычно я так объясняю: многие читали мою книгу «Номер 1».

Ваши личные и профессиональные качества — это корзина воздушного шара.

А баллон — это личный маркетинг. С помощью него ты поднимаешь свою экспертизу, свою узнаваемость на нужную высоту и летишь в нужном направлении. Но главное, тебе нужно что-то нести, потому что глупо на высоту поднимать пустую корзину. Поэтому сначала займись «корзиной» - собой, а потом уже занимайся своим продвижением.

Я очень надеюсь, что я напишу книгу до сентября этого года, и она станет прекрасным подарком к Новому году для людей, которым эта тема будет интересна.

С точки зрения личного бренда, не становится ли собственник заложником своего бренда? Ведь как только он перестает появляться на людях, его бизнес перестает работать?
Да, я обычно говорю, что надо думать про план Б. Например, о том что ты будешь делать, когда начнешь выходить от бизнеса, передавать его другому лицу - например, детям.

Да, каждый из нас заложник своего бренда. Но если все продумать — то всегда можно сделать так, что если ты уйдешь, то бренд продолжит работать на бизнес, хотя человека - основателя уже в нем не будет.

Кому не нужно развивать личный бренд?
Не знаю. Всем будет полезно — в разной степени, но всем.

Позвольте задать самый популярный вопрос про наставников. Бум наставничества мы наблюдаем уже второй год, каждый третий эксперт делится своим опытом и, как под копирку, выпускает себе подобных. Как правильно выбрать наставника, чтобы не попасть в эту ловушку?
Мне кажется, что хороший наставник – это человек с большим жизненным и деловым опытом. Ищите такого.

Когда «наставник» обещает вам, что он знает все, закроет все темы, увеличит прибыль за месяц на десятки, а то и сотни процентов - это точно обманщик.

Второе, я бы рекомендовал опросить его учеников, причем нескольких кандидатов. Попросите контакты трех - четырех учеников. Поговорите со всеми — и вам все станет ясно.

Каждый, кто выступает в качестве наставника, должен понимать: личный маркетинг, личная репутация здесь невероятно важны, и нужно очень хорошо работать с каждым учеником.

Я так с каждым своим учеником и работаю — я им говорю: «Слушайте, я в вас вкладываюсь, потому что я понимаю, что вы моя лучшая реклама и каждый следующий желающий будет разговаривать с вами и, если я буду плохо работать с вами, соответственно, вы будете плохо про меня говорить. И тогда все - конец моему наставничеству».

Я не вижу ничего плохого в том, что у вас появляется наставник. Мне очень нравится афоризм, что есть профессиональные спортсмены, а есть любители — у профессиональных спортсменов есть тренер, а у любителя нет и посмотрите на разницу в их результатах.

Действительно, наставник может сделать многие вещи: срезать углы, ускорить ученика, познакомить с нужными людьми, дать необходимую информацию, замотивировать, структурировать подход к работе, дать неожиданное решение проблемы, проверить то, что ты делаешь…

Еще раз повторю – у наставника должен быть опыт.

В предпринимательстве я более двадцати лет, директором по маркетингу я был двенадцать лет, директором по продажам три года, менеджером по маркетингу три года, плюс до этого год работал копирайтером, я много где и кем поработал и я, конечно, понимаю, что можно человеку посоветовать.

Поэтому, не обманись - самый главный совет, который я хочу дать человеку, который ищет себе наставника, но отговаривать от поиска наставника я бы не стал.

Я бы даже сказал так: скажи мне, кто твой наставник, и я скажу, чего ты достигнешь.

Как вы считаете, сколько еще проживет инфобизнес?
Вечно! Он никогда не исчезнет. Это же прекрасная история, когда ты берешь и продаешь знания, практически не неся никакой ответственности.

С какой-то точки зрения я тоже инфобизнесмен, ведь, по большому счету, у меня есть определенные инфопродукты - книги, курсы, мастер-классы…

С инфобизнесом, как с наставничеством — смотрите на профессионализм, на компетенции автора. Смотрите, чтобы это не было, «я книжку прочитал, выступления посмотрел, перелопатил творчески и выдал чужие мысли за свои». Должна быть авторская методика. Но сейчас я слышал в Госдуме обсуждают сертификацию всех инфобизнесменов и мне кажется, что это очень хорошая история, она почистит ряды инфобизнесменов.

Чтобы получить лицензию нужно будет доказать свой профессионализм — и это точно смогут сделать не все.

С каких Ваших книг Вы бы посоветовали начать начинающему бизнесмену, предпринимателю, тому, кто начинает свой путь в продвижении бренда?
«Почему Вы?» – это, наверное, самая главная книга, она вышла в издательстве «Книгиум», в ней я помогаю найти ответ на вопрос: «Чем вы лучше других? Почему должны купить именно вас или у вас?». В любом бизнесе это важно, не важно фрилансер ты, устраиваешься на работу наемным менеджером или ты бизнесмен.

«Точки контакта» - это книга о тех моментах, ситуациях, интерфейсах, когда клиент соприкасается с компанией, а компания с клиентом. Очень важно, чтобы в этих точках контакта соприкосновение должно быть комфортным для клиента, чтобы не было раздражения.

«Номер 1». Книга о том, как стать лучшим в том, что ты делаешь

«Правила жизни бизнеса» - это четырехтомник, где в короткой афористичной форме, в формате 2-3 страниц я высказываю свое мнение о самых разных моментах в жизни и бизнеса: правила баланса между работой и семьей, правила счастья, правила совещания, правила найма, увольнений, правила маркетинга, правила богатства… Я завидую тем людям, которые смогут из этих книг получить выжимку полезной информации на самые разные темы.

Игорь, Вы маркетолог Номер 1 в стране, никто с этим не станет спорить, а как новичку стать лучшим в своем деле или хотя бы стать ТОП 10? Какие шаги ему нужно предпринять?
Те же самые, что в книге «Номер 1», чем больше ты будешь работать по этой модели, чем больше ты сделаешь, тем быстрее ты попадешь в десятку. Вот честно, я прочитал сотни, это не преувеличение, книг про личностный рост, про профессиональное развитие, про само-менеджмент, про развитие личного бренда, я лучше модели не встречал.

Вот она: поставь цель, сделай аудит, сделай план профессионального личного развития и работай по нему, обязательно покажи результаты и занимайся личным маркетингом.

Тот, кто ее примет и тот, кто по ней будет работать, много работать, тот и станет номером 1.

Как вы считаете, какие ниши женского бизнеса будут рентабельны и востребованы еще долгое время, помимо инфопродуктов?
1. Все, что связано с красотой, мне кажется, это тема неисчерпаема. Любая девушка, женщина хочет быть красивее, мы сейчас про физическую привлекательность, здесь и спорт, и косметика, и процедуры, и средства ухода за собой.

2. Все, что связано с женским предназначением: умение быть хорошей женой, мамой, хорошим предпринимателем и успевать все это делать, тема женского тайм менеджмента, тема личной эффективности…

3. Одежда, обувь, украшения

4. Дети. Воспитание, образование

5.Упрощение работы по дому, оптимизация пространства, помощь с хозяйством, здоровая еда.

Любая женщина, задав себе вопрос – а какая есть проблема у меня, сможет продавать решение миллионам других женщин. Миллионам.

И у меня последний вопрос. Если бы вы поймали золотую рыбку, что бы Вы у нее загадали?
По большому счету, мы загадываем у золотой рыбки то, что мы хотим, но, если честно, это то, что мы могли бы сами получить сами.

У меня в этом году две амбициозные цели, первая - это дописать и поставить на полку 10 новых книг и это нелегко, потому что я должен написать все это до августа - сентября, иначе издательство потом не успеет напечатать, и книга на полку не встанет. И второе - я поспорил, что у меня будут кубики пресса.

И я, конечно, могу попросить книги и «кубики» у золотой рыбки, но мне кажется, я сам это могу сделать. И ты начинаешь думать, почему я буду тратить желание, когда я могу это сделать сам.

Я бы для читательниц вашего издания повернул этот вопрос так: Каждая должна подумать, а вот если бы я поймала золотую рыбку что бы я попросила, а потом задала бы себе вопрос: «Могу ли я это сделать сама?» Если можешь сделать сама, то не загадывай такое желание – оставь его на потом, потому что чудеса случаются, вдруг ты действительно встретишь золотую рыбку, и она скажет: «Давай, исполню любое твое желание» и ты уже будешь иметь список из своих хотелок, чтобы понимать, что ты можешь попросить.

В общем, у меня сейчас нет просьбы к золотой рыбке. Я все могу сам, и я все делаю сам. И мне кажется, это нормальная реакция адекватного человека. Можно верить в золотую рыбку, но при этом нужно самому работать — а не сидеть, как Емеля на печи и ждать момента пока ты поймаешь волшебную щуку.

Это как раз о том, что не надо ждать волшебной таблетки, верно?Абсолютно. На чудо надейся - но и сам не плошай.

-2

Больше интересных статей на сайте: https://taburet-magazine.ru/

TABURET - глянцевый журнал о женском бизнесе. Кейсы. Инструменты. Мышление.