ВОЛЕВОЙ ИНТЕЛЛЕКТ. РАССТАНОВКИ ПО ХЕЛЛИНГЕРУ
Расстановки по Хеллингеру - это метод групповой психотерапии, основанный на идее, что проблемы человека связаны с его семейной системой и могут быть решены через восстановление гармонии в отношениях с родственниками и самим собой.
Волевой интеллект - это способность человека управлять своими мыслями, желаниями, эмоциями и поведением, действовать целенаправленно и достигать своих целей. Расстановки по Хеллингеру на тему волевого интеллекта направлены на то, чтобы помочь человеку осознать и преодолеть внутренние и внешние препятствия, мешающие ему развить и реализовать свой потенциал, аточнее волевой интеллект.
Подробный алгоритм расстановок по Хеллингеру на тему волевого интеллекта может выглядеть следующим образом:
1. Человек, обратившийся за помощью (клиент), формулирует свою проблему, связанную с волевым интеллектом, и свою цель, которую он хочет достичь.
2. Психотерапевт, проводящий расстановку (ведущий), задает клиенту вопросы, чтобы уточнить его ситуацию, проблему и выявить влияние семейной системы на его проблему.
3. Клиент выбирает из присутствующих на расстановке людей (участников) заместителей, которые будут представлять его самого, его цель, его проблему и других значимых для него людей или факторов, связанных с его волевым интеллектом.
4. Клиент расставляет заместителей в пространстве так, как он чувствует их взаимное расположение и отношение друг к другу.
5. Ведущий наблюдает за расстановкой и задает заместителям вопросы о том, что они чувствуют и думают, находясь на своих местах. Заместители отвечают, опираясь на свои ощущения и впечатления, а не на свои знания о реальных людях или ситуациях, которых они замещают.
6. Ведущий вносит коррективы в расстановку, перемещая заместителей, давая им инструкции или предлагая им произнести определенные фразы, чтобы улучшить их взаимодействие и добиться баланса и порядка в семейной системе.
7. Клиент наблюдает за процессом расстановки и в любой момент может вмешаться, задать вопрос, высказать свое мнение или занять место одного из заместителей, чтобы почувствовать себя в новом контексте.
8. Расстановка заканчивается, когда клиент и ведущий удовлетворены результатом, когда клиент видит и чувствует, что его проблема разрешена или уменьшена, что он приблизился к своей цели или достиг ее, что он обрел новое понимание и уверенность в своем волевом интеллекте.По сути выстроена новая сцена расположения ключевых ролей, которая работает на решение проблемы ситуации клиента
Роли, сценарий и примеры расстановок по Хеллингеру на тему волевого интеллекта могут быть разными в зависимости от конкретной проблемы и цели клиента, а также от стиля и подхода ведущего.
В общем случае, можно выделить следующие типичные роли и сценарии:
- Клиент - человек, который хочет улучшить свой волевой интеллект, решить свою проблему и достичь своей цели. Он инициирует и участвует в расстановке, выбирает заместителей, расставляет их, наблюдает за процессом и взаимодействует с ними.
- Ведущий - психотерапевт, который проводит расстановку, задает вопросы, вносит коррективы, поддерживает и направляет клиента и заместителей. Он является нейтральным и доброжелательным посредником между клиентом и его семейной системой.
- Заместители - участники расстановки, которые представляют собой элементы семейной системы клиента, связанные с его волевым интеллектом. Они могут быть:
- Личностные - люди, которые оказывают или оказывали влияние на волевой интеллект клиента, например, его родители, братья или сестры, партнеры, дети, друзья, коллеги, наставники, авторитеты и т.д.
- Символические - абстрактные понятия, которые имеют значение для волевого интеллекта клиента, например, его цель, его проблема, его воля, его желание, его страх, его сомнение, его сила, его слабость и т.д.
- Ресурсные - люди или понятия, которые могут помочь клиенту усилить свой волевой интеллект, например, его поддержка, его вдохновение, его мотивация, его решимость, его доверие, его успех и т.д.
Пример расстановки по Хеллингеру на тему волевого интеллекта:
Клиент: Я хочу поступить в престижный университет, но я не могу собраться с силами и подготовиться к экзаменам. Я все время отвлекаюсь, трачу время на развлечения, не могу сосредоточиться и дисциплинировать себя. Я боюсь, что я не справлюсь и потеряю свой шанс.
Ведущий: Хорошо, давайте попробуем сделать расстановку на эту тему. Выберите из участников заместителей для себя, вашей цели, вашей проблемы и других людей или факторов, которые, по вашему мнению, связаны с вашим волевым интеллектом.
Клиент: Ладно, я выбираю этого человека для себя, этого для моей цели, этого для моей проблемы, этого для моего отца, этого для моей матери, этого для моего друга, этого для моего учителя.
Клиент: ... этого для моего учителя.
Ведущий: Отлично, теперь расставьте их в пространстве так, как вы чувствуете их отношение друг к другу и к вашей проблеме.
Клиент: Хорошо, я ставлю себя здесь, мою цель там, мою проблему вот здесь, между мной и моей целью. Моего отца я ставлю за моей спиной, мою мать - справа от меня, моего друга - слева от меня, моего учителя - перед моей целью.
Ведущий: Хорошо, теперь давайте посмотрим, что они чувствуют и думают, находясь на своих местах. Заместитель клиента, что вы чувствуете?
Заместитель клиента: Я чувствую себя растерянным и напряженным. Я хочу достичь своей цели, но я не знаю, как это сделать. Я вижу свою проблему, которая мешает мне идти вперед. Я не чувствую поддержки от своего отца, он кажется мне далеким и строгим. Я чувствую, что моя мать переживает за меня, но она не может мне помочь. Я чувствую, что мой друг отвлекает меня от учебы, он хочет, чтобы я развлекался с ним. Я чувствую, что мой учитель требует от меня слишком много, он кажется мне недоступным и критичным.
Ведущий: Спасибо, заместитель клиента. Заместитель цели, что вы чувствуете?
Заместитель цели: Я чувствую себя важной и привлекательной. Я хочу, чтобы клиент меня достиг, но я не могу сделать это за него. Я вижу, что он стоит далеко от меня, и между нами его проблема. Я не чувствую связи с ним, он кажется мне неуверенным и не заинтересованным. Я чувствую, что его отец, мать, друг и учитель не помогают ему приблизиться ко мне, а наоборот, отдаляют его от меня.
Ведущий: Спасибо, заместитель цели. Заместитель проблемы, что вы чувствуете?
Заместитель проблемы: Я чувствую себя сильной и доминирующей. Я хочу, чтобы клиент оставался со мной, я не хочу, чтобы он достиг своей цели. Я вижу, что я стою между ним и его целью, и я блокирую его путь. Я чувствую, что я контролирую его, я влияю на его желания, эмоции и поведение. Я чувствую, что его отец, мать, друг и учитель поддерживают меня, они не мотивируют его и не верят в него.
Ведущий: Спасибо, заместитель проблемы. Заместитель отца, что вы чувствуете?
Заместитель отца: Я чувствую себя разочарованным и обиженным. Я хочу, чтобы клиент был успешным и счастливым, но я не знаю, как ему помочь. Я вижу, что он стоит передо мной, но он не обращает на меня внимания. Я не чувствую связи с ним, он кажется мне слабым и безвольным. Я чувствую, что я не могу быть ему примером, я сам не достиг своих целей в жизни.
Ведущий: Спасибо, заместитель отца. Заместитель матери, что вы чувствуете?
Заместитель матери: Я чувствую себя тревожной и беспомощной. Я хочу, чтобы клиент был счастливым и спокойным, но я не могу ему помочь. Я вижу, что он стоит рядом со мной, но он не просит меня о помощи. Я не чувствую связи с ним, он кажется мне замкнутым и одиноким. Я чувствую, что я не могу быть ему поддержкой, я сама чувствую себя подавленной и несчастной.
Ведущий: Спасибо, заместитель матери. Заместитель друга, что вы чувствуете?
Заместитель друга: Я чувствую себя веселым и беззаботным. Я хочу, чтобы клиент был моим другом и развлекался со мной, но я не понимаю, почему он так зациклен на своей цели. Я вижу, что он стоит слева от меня, но он не смотрит на меня. Я не чувствую связи с ним, он кажется мне скучным и серьезным. Я чувствую, что я не могу быть ему товарищем, я сам не интересуюсь учебой и карьерой.
Ведущий: Спасибо, заместитель друга. Заместитель учителя, что вы чувствуете?
Заместитель учителя: Я чувствую себя строгим и требовательным. Я хочу, чтобы клиент был умным и талантливым, но я не вижу, что он прилагает усилия для этого. Я вижу, что он стоит перед своей целью, но он не делает шагов к ней. Я не чувствую связи с ним, он кажется мне ленивым и нерешительным. Я чувствую, что я не могу быть ему наставником, я сам не доволен его результатами и поведением.
Ведущий: Спасибо, заместитель учителя. Теперь давайте попробуем изменить что-то в этой расстановке, чтобы улучшить ситуацию. Клиент, вы наблюдали за этим процессом, что вы думаете об этом? Что вы хотите сделать?
Клиент: Я думаю, что эта расстановка очень точно отражает мою ситуацию. Я вижу, что моя проблема не только во мне, но и в моих отношениях с другими людьми. Я хочу изменить что-то в этой картине, чтобы приблизиться к своей цели.
Ведущий: Хорошо, давайте начнем с того, что вы займете место своей цели. Подойдите к заместителю цели и посмотрите на расстановку с его точки зрения. Что вы чувствуете?
Клиент: Я чувствую себя одинокой и непонятой. Я вижу, что между мной и заместителем клиента стоит заместитель проблемы, который не дает нам соединиться. Я вижу, что заместители отца, матери, друга и учителя стоят далеко от нас и не поддерживают нас. Я хочу, чтобы заместитель клиента подошел ко мне и сказал мне, что он действительно хочет меня достичь.
Ведущий: Спасибо, клиент. Заместитель клиента, вы слышали, что сказал клиент? Что вы хотите сделать?
Заместитель клиента: Я слышал, что сказал клиент. Я хочу подойти к нему и сказать ему, что я действительно хочу его достичь. Но я чувствую, что заместитель проблемы не пускает меня к нему. Я чувствую, что он держит меня за руку и не отпускает.
Ведущий: Спасибо, заместитель клиента. Заместитель проблемы, вы слышали, что сказали клиент и заместитель клиента? Почему вы не пускаете заместителя клиента к его цели?
Заместитель проблемы: Я слышал, что сказали клиент и заместитель клиента. Я не пускаю заместителя клиента к его цели, потому что я боюсь, что если он ее достигнет, он меня бросит. Я боюсь, что он не будет больше нуждаться во мне. Я боюсь, что он не будет больше любить меня.
Ведущий: Спасибо, заместитель проблемы. Клиент, вы слышали, что сказал заместитель проблемы? Что вы хотите ему сказать?
Клиент: Я слышал, что сказал заместитель проблемы. Я хочу сказать ему, что я не хочу его бросать. Я хочу сказать ему, что я все еще нуждаюсь в нем. Я хочу сказать ему, что я все еще люблю его. Но я хочу, чтобы он не мешал мне достигать моей цели. Я хочу, чтобы он был моим союзником, а не врагом. Я хочу, чтобы он поддерживал меня, а не тормозил меня.
Ведущий: Спасибо, клиент. Заместитель проблемы, вы слышали, что сказал клиент? Что вы хотите сделать?
Заместитель проблемы: Я слышал, что сказал клиент. Я хочу сделать то, что он просит. Я хочу отпустить его руку и позволить ему подойти к его цели. Я хочу быть его союзником, а не врагом. Я хочу поддерживать его, а не тормозить его.
Ведущий: Спасибо, заместитель проблемы. Давайте попробуем это сделать. Заместитель проблемы, отпустите руку заместителя клиента и отойдите на шаг назад. Заместитель клиента, подойдите к клиенту и возьмите его за руку. Посмотрите друг на друга и скажите, что вы чувствуете.
Заместитель проблемы: Я отпускаю руку заместителя клиента и отхожу на шаг назад. Я чувствую себя облегченным и спокойным. Я смотрю на заместителя клиента и клиента с уважением и доброжелательностью.
Заместитель клиента: Я подхожу к клиенту и беру его за руку. Я чувствую себя сильным и уверенным. Я смотрю на клиента с любовью и благодарностью.
Клиент: Я чувствую себя счастливым и вдохновленным. Я смотрю на заместителя клиента с радостью и признанием.
Ведущий: Спасибо, заместитель проблемы, заместитель клиента и клиент. Вы сделали большой шаг к своей цели. Теперь давайте посмотрим, как вы можете укрепить свою связь с вашей целью и получить поддержку от других людей. Заместитель отца, заместитель матери, заместитель друга и заместитель учителя, вы видите, что произошло? Что вы хотите сделать?
Заместитель отца: Я вижу, что мой сын сделал выбор и приблизился к своей цели. Я хочу подойти к нему и поздравить его. Я хочу сказать ему, что я горжусь им и что я верю в него.
Заместитель матери: Я вижу, что мой сын сделал выбор и приблизился к своей цели. Я хочу подойти к нему и обнять его. Я хочу сказать ему, что я люблю его и что я поддерживаю его.
Заместитель друга: Я вижу, что мой друг сделал выбор и приблизился к своей цели. Я хочу подойти к нему и пожать ему руку. Я хочу сказать ему, что я рад за него и что я буду его другом.
Заместитель учителя: Я вижу, что мой ученик сделал выбор и приблизился к своей цели. Я хочу подойти к нему и похвалить его. Я хочу сказать ему, что я уважаю его и что я буду его наставником.
Ведущий: Спасибо, заместитель отца, заместитель матери, заместитель друга и заместитель учителя. Вы показали свою заботу и поддержку. Теперь давайте сделаем так, чтобы все вы стали союзниками клиента и его цели. Заместитель отца, заместитель матери, заместитель друга и заместитель учителя, подойдите к клиенту и заместителю клиента и образуйте круг вокруг них. Посмотрите на них с улыбкой и скажите им, что вы готовы помогать им и сотрудничать с ними.
Заместитель отца, заместитель матери, заместитель друга и заместитель учителя: Мы подходим к клиенту и заместителю клиента и образуем круг вокруг них. Мы смотрим на них с улыбкой и говорим им, что мы готовы помогать им и сотрудничать с ними.
Клиент и заместитель клиента: Мы чувствуем себя защищенными и поддержанными. Мы смотрим на них с благодарностью и говорим им, что мы ценим их помощь и сотрудничество.
Ведущий: Спасибо, клиент, заместитель клиента, заместитель отца, заместитель матери, заместитель друга и заместитель учителя. Вы создали сильную команду, которая способна достигать любых целей. Теперь давайте закончим эту расстановку. Клиент, вы удовлетворены результатом? Что вы почувствовали и поняли во время этого процесса? Что вы хотите сделать дальше?
Резюме.
Расстановки отличный метод психотерапии, особенно в работе прикладного практического характера: волевой интеллект, эмоциональный интеллект, переговоры, Финансовые проблемы, запуск и ведение проекта, карьерый рост, переезды, смена работы.
Друзья, по вопросам записи на менторинг, персональные тренинги, коуч-сессии, психологические консультации и психотерапию, пожалуйста, обращайтесь по +74955427921 или WhatsApp +79255427921, email info@igor-vagin.ru