Найти тему
IT-Academy

«Sales Manager в IT — это связующее звено между компанией и клиентами»

Общение с людьми из разных уголков мира, знакомство с различными бизнесами и каждая новая задача — особый опыт. Все это о работе IT Sales Manager, без которого программисты, скорее всего, написали бы крутой софт, но он не принес бы своим создателям денег. Ведь именно Sales-менеджеры работают над увеличением объема продаж компании. Они разрабатывают стратегии продаж, участвуют в переговорах и заключают сделки, что помогает компании расти и развиваться.

Чем еще занимается IT Sales Manager и какие навыки нужны, чтобы проявить себя в данной специальности? Об этом и не только поговорили с Надеждой Кульба, Business Development Manager и тренером курса “IT Sales Manager”. В IT-сфере Надежда работает с 2017 года и сейчас занимается не только B2B/ B2C продажами, но и развитием бизнеса в целом.

Надежда Кульба, Business Development Manager и тренер курса “IT Sales Manager”.
Надежда Кульба, Business Development Manager и тренер курса “IT Sales Manager”.

— Чем занимается Sales Manager в IT?

— IT Sales Manager фокусируется на продаже IT-продуктов и услуг по разработке программного обеспечения. Главная задача заключается в привлечении новых клиентов, заинтересованных в приобретении этих услуг или использовании продукта.

В случае, если IT-компания разрабатывает собственный продукт, Sales Manager акцентирует внимание на его продаже. Он анализирует потребности клиентов и убеждает их в уникальности и ценности продукта. В ситуации, когда компания предоставляет услуги разработки, менеджер предлагает потенциальным заказчикам индивидуальное, кастомизированное решение, полностью отвечающее их потребностям.

Для успешного выполнения своих обязанностей IT Sales Manager должен обладать глубоким пониманием технических аспектов и доменной области, в которой работает компания. Кроме того, важно иметь хорошее понимание самого продукта и процессов разработки, чтобы точно определить потребности клиента.

Таким образом, Sales Manager в IT — это связующее звено между компанией и клиентами. Он отвечает за продажу IT-продуктов и услуг, а также является лицом компании, так как строит отношения с клиентами и способствует увеличению прибыли.

— Как начался ваш путь в IT? И что особенно нравится в работе?

— Я начала работать в сфере продаж, еще будучи студенткой. Мое первое рабочее место было в отделе предпродажной подготовки в IT-компании. Там я получила ценный опыт и основополагающее понимание того, как устроен мир IT, как выглядит процесс продаж, а также какие другие отделы существуют в компаниях и как с ними можно взаимодействовать для достижения больших результатов.

В молодом возрасте трудно определиться с выбором карьеры, но уже тогда я поняла, что продажи — это:

- постоянное общение с людьми, это нужно любить

- каждый клиент – уникальный кейс, и необходимо находить подход к каждому

- правильные продажи помогают клиентам достигать своих целей, что не только решает их задачи, но и придает уверенности в себе как специалисте

IT-сфера в целом позволяет работать в динамичной области, где ты всегда в курсе последних технологических тенденций и развиваешься вместе с индустрией.

— Правда, что в компаниях структура отдела продаж может значительно отличаться?

Да, это правда. Структура отдела продаж может различаться в разных компаниях, и она зависит от множества факторов, включая размер компании, тип продуктов или услуг, целевую аудиторию и стратегию продаж.

В небольших компаниях отдел продаж может состоять из одного или нескольких сотрудников, выполняющих все функции от поиска клиентов до заключения сделок. В таких случаях Sales Manager может быть ответственен за все аспекты продаж и работать в тесном контакте с другими отделами.

В крупных компаниях структура отдела продаж обычно более сложная и разветвленная. Она может включать несколько уровней менеджмента и различные роли. Например, может быть Sales Director, Sales Managers, Account Managers, Presale Specialist, Business Development Managers и другие. Каждая роль может иметь свои обязанности, такие как поиск потенциальных клиентов, управление ключевыми клиентами, разработка стратегий продаж, анализ рынка и т.д.

В некоторых компаниях отдел продаж может быть структурирован по регионам или доменам. Такая организация позволяет более эффективно управлять клиентской базой и адаптировать подход к продажам в соответствии с особенностями каждого сегмента.

Каждая компания может иметь свою структуру отдела продаж, которая наиболее эффективна для их бизнеса.

-2

— Курс “IT Sales Manager” готовит универсальных специалистов по продажам, которые смогут работать как в отделе Sales, так и в Presales?

— Да, курс предназначен для тех, кто хочет начать или изменить свою карьеру в области продаж в IT-индустрии, став Junior Sales Manager, Presales Manager или Lead Generation Specialist. В IT-индустрии существует много разных названий для этих профессий. Курс даст полное понимание IT-продаж и поможет освоить все необходимые навыки для успешной адаптации в данной сфере.

— Какие навыки и знания нужны IT Sales Manager?

— В IT сфере часто используются термины "hard skills" и "soft skills". Hard skills представляют собой профессиональные качества, знания и навыки, необходимые для качественного выполнения работы. Soft skills, в свою очередь, относятся к личным качествам и характеристикам человека. Важно отметить, что как hard skills, так и soft skills требуют постоянного развития.

Для менеджеров по продажам в IT важны следующие hard skills: ораторское искусство, нетворкинг, владение техниками продаж, умение работать с CRM-системами, навыки письменной коммуникации и умение проводить переговоры.

Что касается soft skills, здесь важны эмпатия, креативность, коммуникабельность, дисциплина и стрессоустойчивость.

Знание английского языка также является преимуществом, поскольку IT-индустрия работает на международном уровне.

— Вы упомянули креативность. Как она проявляется в работе менеджера по продажам?

— Sales-менеджеру необходимо выделяться среди своих коллег как личность, не только благодаря продукту или компании, в которой он работает. Умение шутить или находить интересные решения в любых ситуациях, является важным аспектом. Даже с учетом того, что сейчас многие встречи с клиентами проводятся онлайн, иногда все же есть возможность организовать офлайн-встречи, на которые можно привезти корпоративные подарки, например.

Серьезные продажи не всегда требуют жесткого подхода, а умение понять клиента, узнать о его предпочтениях, например, какой сорт кофе он предпочитает, — всегда важно. Это помогает укрепить отношения, что в конечном итоге приводит к заключению сделки. Поэтому так важны гибкость и способность адаптироваться к ситуации, а не простое следование прописанному сценарию.

-3

— Какой уровень английского нужен для оффера?

Даже без знания английского можно найти работу, так как есть компании, которые сосредоточены на СНГ рынке. Но есть те, которые работают только на западном рынке или в обоих направлениях. Нужно понимать, что знание английского дает значительное преимущество в 80% случаев поиска работы и трудоустройства. Без английского вы сразу исключаете определенный процент компаний, в которых могли бы работать, поэтому стоит уделить особое внимание изучению языка, так как работа Sales Manager часто включает в себя не только письменную коммуникацию, но и устное общение.

Лучшим вариантом будет владение уверенным уровнем В2 (Upper-Intermediate), поскольку нужно не только общаться на повседневные темы, но и знать узконаправленную лексику для успешной продажи услуги или продукта.

— Какие полезные книги посоветуете начинающим специалистам по продажам в IT?

— Я бы посоветовала прочесть следующие книги:

1) «СПИН-продажи» Нила Рекхэма;

2) «45 татуировок продавана» Максима Батырева;

3) «Сначала скажите «нет»» Джима Кэмпа;

4) «Клиенты на всю жизнь» Карла Сьюэлла и Пола Брауна;

5) «Психология влияния» Роберта Чалдини.

— Какое образование должно быть у менеджера по продажам в IT?

Я считаю, что большую роль играет не столько образование, сколько мотивация к работе и стремление к развитию в конкретной сфере. Например, я сама окончила БНТУ, энергетический факультет с инженерно-экономическим уклоном. В ходе обучения мы больше фокусировались на расчетах, таких как цикл Карно, а не на навыках работы с бизнесом или эффективной коммуникации с клиентами. Хотя наличие высшего образования в сфере бизнеса или информационных технологий может быть полезным, это не единственный фактор успеха в данной профессии.

Крайне важно постоянное развитие навыков и знаний, так как в IT-продажах нет предела. Индустрия быстро развивается, методы продаж меняются, поэтому необходимо уметь адаптироваться и всегда быть готовым к обучению. Только так мы сможем достичь желаемых результатов.

— Как Junior IT Sales Manager «продать себя» на собеседовании?

Главный фактор, который поможет начинающему менеджеру по продажам произвести впечатление на собеседовании, — это демонстрация энтузиазма, мотивации и желания учиться. Для этого необходимо тщательно изучить информацию о компании, начиная от даты ее основания и заканчивая пониманием доменной области и продукта, с которым она работает. Также полезно ознакомиться с кейсами компании, которые часто можно найти на сайте. Это покажет заинтересованность в потенциальном работодателе и может стать преимуществом на собеседовании.

Кроме того, стоит продемонстрировать готовность к работе в команде, стремление к личностному и профессиональному развитию. Не забывайте, что собеседование — это своего рода продажа себя как специалиста, поэтому активное взаимодействие и поддержание диалога очень важно.

— Правда, что зарплата Sales Manager не имеет потолка?

Зарплата менеджера по продажам в IT зависит от нескольких факторов: работа с конкретным рынком, уровня позиции, опыта работы, доменной области и размеров компании.

В большинстве случаев зарплата Sales Manager состоит из фиксированной части и бонуса. Бонусная часть — основной мотиватор, так она прямо зависит от качества работы и объема продаж. То есть, чем больше ты продаешь, тем больше бонус получаешь. Разные компании устанавливают KPI (ключевые показатели эффективности), их определяет руководитель или директор компании.

Порой стремление к большим сделкам и деньгам может негативно сказаться на здоровье. Поэтому важно находить баланс, не перегружаться и заботиться о своем благополучии.

— Какие карьерные перспективы есть у IT Sales Manager?

IT Sales Manager имеет множество карьерных возможностей. Можно развиваться как вертикально, переходя на новые уровни должности, так и горизонтально, изменяя направление деятельности.

Например, вертикальный путь начинается с Junior позиции, где специалист выполняет основные задачи Sales Manager-а. Он знакомится с индустрией, продуктом и компанией, тесно взаимодействует и общается с коллегами, обращаясь к ним за помощью и советами. Со временем он может перейти на уровень Middle, где уже самостоятельно справляется с возражениями клиентов, проводит важные встречи и звонки. После Middle следует Senior уровень, где менеджер работает с крупными клиентами, так как обладает нужной самостоятельностью и уверенностью в себе. Senior специалисты также могут быть менторами для Junior-ов, занимаясь их обучением. Еще один возможный сценарий развития — рост до руководителя отдела продаж, где можно управлять отделом: обучать и анализировать работу команды, изучать рынок и конкурентов, устанавливать план продаж, разрабатывать систему мотивации.

Говоря о горизонтальном развитии, Sales-менеджер может перейти в другие направления. Например, имея глубокое понимание индустрии и работы IT-бизнеса, можно стать менеджером проектов, развивать партнерскую сеть и стать Business Development Manager-ом, уйти в маркетинг или же стать бизнес-аналитиком.

— С чего стоит начать обучение в данной области и как построен курс “IT Sales Manager”?

— Опираясь на свой опыт и программу, разработанную специально для этого курса, я бы выделила несколько важных аспектов. Во-первых, очень важно начать с основ. Начать с понимания, что такое IT-сфера и как она выглядит в Беларуси. Изучить мировые тренды и тенденции в индустрии. Необходимо иметь общее понимание технологий, таких как языки программирования, разницу между фронтендом и бэкендом, методологии разработки. Это поможет уверенно отвечать на вопросы клиентов без необходимости обращаться за помощью.

Что касается курса, мы рассмотрим все важные аспекты, начиная с основных понятий, связанных с продажами в IT. Научимся составлять портрет целевой аудитории, строить и управлять воронками продаж, квалифицировать потенциальных клиентов с помощью различных методик, а также оценивать эффективность своей работы на основе метрик. Также познакомимся с CRM системами и другими важными инструментами, научимся преодолевать основные возражения клиентов и заключать успешные сделки.

Весь материал будет представлен на примерах реальных кейсов, что позволит получить практический опыт и пройтись по всем этапам процесса продаж от начала до конца.

Курс длится 6 недель, занятия проходят два раза в неделю в онлайн-формате. Я бы хотела, чтобы студенты тщательно готовились к занятиям и выполняли домашние задания, потому что в IT-сфере самообучение играет важную роль. Важно понимать: чем больше знаний вы приобретаете, тем больше возможностей у вас будет для успешного закрытия сделок и получения бонусов.

— Кому данный курс будет особенно полезен?

— Курс нацелен как на специалистов, которые уже имеют опыт в сфере продаж и желают перейти в IT, так и на студентов старших курсов, выпускников, которые стремятся получить базовые знания о работе Sales-менеджера в IT-компаниях и повысить свою конкурентоспособность при поиске работы в IT.

Кроме того, курс будет полезен специалистам по маркетингу, так как он поможет им расширить знания и понимание в области IT продаж. Что позволит более эффективно сотрудничать с отделом продаж.

— Небольшое напутствие для будущих специалистов в сфере IT-продаж.

— Я считаю, что настойчивое желание к развитию имеет огромное значение. Существует множество ресурсов, которые могут помочь вам улучшить навыки: отличные книги, видео и другие образовательные материалы. Процесс развития никогда не прекращается. Нельзя сказать, что вы знаете все и стали идеальными продавцами. Все меняется, и то, как ведется бизнес сегодня, отличается от того, как он велся 5, 10 лет назад. Поэтому стремление к самосовершенствованию всегда будет вам в плюс, независимо от того, хотите вы стать менеджером по продажам или другим специалистом. Никогда не останавливайтесь на достигнутом, следуйте за своими целями, проявляйте максимум желания и стремления, и у вас все получится.

❓Хочешь в IT и любишь общаться с людьми?
❓ Умеешь адаптироваться к изменениям?
✅Присоединяйся к курсу "IT Sales Manager"