Найти тему

Электромобили - Всего лишь разнообразие, полной смерти ДВС не будет.

Всегда, когда обсуждаются электромобили идут жесточайшие войны "ДВС уже мёртв, осталось недолго" и "Электромобили - дорогая игрушка, всем скоро надоест". Как я часто говорю, истина где-то по середине. Объясняю Вам, почему я так считаю.

Я бы выделил два особо глобальных направления обсуждения этой темы.

1. Электромобили - это транспорт.

В конечном счёте, электромобиль - один из способов доставить 5ю точку из пункта А в пункт Б ну, или какой-нибудь груз. И прямо сказать, далеко не единственный и безальтернативный. Способов в 21м веке существует ну очень много. От велосипеда или ныне модного электросамоката до, вполне себе коллективных морских круизов, авиалайнеров, от личных такси до вполне себе битком набитых метро в час пик.

О чём я хочу сказать - всегда существовала, как коллективная так и индивидуальная мобильность. Ранее, индивидуальная мобильность была богата такими вещами велосипед/лыжи (сезонный транспорт) или конь. По сути всё, ну есть там, некоторые экзотические варианты, типа Верблюд, или Слон, где-то ездовые собаки.

-2

Коллективная стала доступна чуть позже, конь с телегой, или даже "конка" - прообраз трамвая.

-3

На фоне коллективной выделилась еще, можно сказать, коммерческая или технологическая потребность. Возить много или что-то такое, что конь не потянет. И вот в чём нюанс - первые попытки электрификации транспорта были предприняты ой-как давно.

Достижения физики в области электричества, развитие электротехники и изобретательская деятельность Ф. А. Пироцкого в Санкт-Петербурге и В. фон Сименса в Берлине привели к созданию первой пассажирской электрической трамвайной линии между Берлином и Лихтерфельде в 1881 году, построенной электротехнической компанией Сименса. В 1885 году в результате работы американского изобретателя Л. Дафта независимо от работ Сименса и Пироцкого электрический трамвай появился в США.

Трамваю почти 200 лет. Почти на 100 лет больше личного автомобиля. Но, как мы тогда дожили до того, что тепловозы всё еще существуют? Да, даже паровозы кое-где бегают. За 200 лет электрификация Ж/Д транспорта не смогла победить другие виды привода? А может и не пыталась?

Или почему мы не протянули трамвайные линии по всей планете, вместо обычных дорог в каждый дом, каждый уголок леса? Зачем строили порты? Аэропорты? Почему столь инновационная технология не победила все существовавшие ранее виды транспорта?

Не было потребности, целесообразности? Не хватило денег?

Ну, хорошо. А вот - автомобиль. Поставил г-н Форд это дело на конвейер, да как пошло (точнее поехало)! По 2 автомобиля в семью ныне. Почему тогда не вымерли поезда, самолёты, корабли? Какой дурак, тогда вертолёты придумал, зачем? А вот эти сумасшедшие идеи типа, фуникулёр там, или поезда под землю закапывать?

-4

Садись на машинку да вози по кругу людей, какие проблемы?

Да, безусловно, автомобиль отнял хороший кусок пирога у иного вида транспорта, дав абсолютное преимущество в комфорте, много где, в скорости, но он был именно другим видом транспорта. И это не погубило другие виды транспорта полностью.

Сегодня таким, "другим видом транспорта" можно например, назвать пневмотоннели, внутри которых вагончик с людьми будет двигаться внутри тоннеля с помощью вакуума.

-5

Или вот, "Струнный транспорт Юницкого"

-6

Эдакая версия фуникулёра, говорят, транспорт будущего.

Но идея в другом. Какой бы новый не появлялся вид транспорта - старый полностью свое существование не прекращает. И много где, замена одного транспорта на другой не вполне целесообразна.

А тут, даже не новый вид транспорта, а всего лишь новый вид привода его в движение. То есть электромобили "сожрут" лишь кусок пирога "автомобилей" и тот не целиком. Ну и как новый? Давно ли существует электропривод? Да уж старше ДВС будет. Более того, как мы уже поняли трамвай на электромоторе был ранее личной машины на ДВС. А Дизельный двигатель не уничтожил бензиновый, а газовые моторы не уничтожили дизельные. Кстати, Генри Форд свой первый автомобиль сделал электромобилем, потом переключился на спирт и только потом на бензин.

И вот тут мы подходим к главному вопросу. А, где же начал транспорт электрифицироваться массово? Правильно, в коммерции, грузоперевозках, или массовых пассажирских перевозках, то есть там, где высокая экономическая целесообразность. На предсказуемых, очевидных маршрутах.

В своё время существовали довольно дикие эксперименты, я писал об этом ранее, но они не прекратились и по сей день.

За более, чем 100 лет личных автомобилей было немало попыток электрифицировать этот транспорт, но почему-то ни одна из них не выстрелила.

Идея, которую я хочу Вам донести - электрификация машин имеет смысл там, где высокая концентрация электросетей, очевидные транспортные маршруты, нет экстремальных условий. Таким запросам отвечают нынешние мегаполисы или крупные трассы и то не все. И, поэтому, там множится ВЕСЬ электротранспорт, трамвай, метро, троллейбус, электромобили и прочие электросамокаты.

Напротив, в глухой деревне просто невыгодно создавать условия для электромобилей, а на добыче газа глубоко в тайге слишком экстремальные условия, поэтому буровые машины всё еще не на электротяге. Электротяга известна давно! И везде, где она была целесообразна на неё уже перевели коммерческую технику! А где-то и вовсе невыгодна автомобилизация, на фоне морских перевозок или ЖД, и так будет всегда! Куда-то просто невыгодно будет тянуть ЛЭП, ставить зарядные станции, ведь туда ездит 1 машина, по субботе в обед, раз в 30 лет. Так что теперь не ездить, мол, извините, у нас электромобиль для нас теперь эти земли недоступны?

2. Энергетическая составляющая.

Говоря об электроэнергетике, тоже всегда идет чуть-ли не поножовщина, "надо ветряки ставить", "нет надо солнечные панели", "да чушь это всё, никто угольную электростанцию не заменит". Но НИКТО не говорит, что вся электроэнергетика в мире имеет СТРОГО ЛОКАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. Нет никаких гидроэлектростанций в пустыне, потому, что там...нет реки. И нет никаких геотермальных там, где нет источников, нет никаких приливных, если ты страна без выхода к морю. Ровно так же и нет угольных, если в округе никогда не было угля. Более-менее общие источники - солнечные панели и ветряки, но если это - местность без ветров или живешь в СПб, это не повод производить электричество пару дней в году, тогда ты выбираешь ЛАЭС. (Кстати, АЭС любят ставить там, где вообще ничего нет, потому, что топливо нужно возить раз в 5-10 лет).

Так что же произошло сейчас, что некоторые страны начали изо всех сил электромобилизоваться ? Ответ прост - ранее не было высокой целесообразности это делать (спойлер - для некоторых и сейчас нет).

Целесообразности на данный момент две:

Экология. Да, за одной трубой электростанции следить проще, чем за сотнями тысяч труб личных машин, а еще ее можно вывести за город, куда подальше, а не себе под нос, а еще если электричество получено с ГЭС или ветряка какого-нибудь, и как ни крути, кто первый, побогаче автомобилизировался, тот первый и нанюхался выхлопов "Евро 0". Но даже это вторично, скорее "бонус аргумент" ко второму моменту.

Экономика. Настоящий бум "электрификации автопрома" произошел отнюдь не из-за экологии, а по совсем другим причинам, и главная из них - энергонезависимость. Есть очень немалая прослойка "богатых и развитых" стран, которые не имеют своих энергоресурсов или имеют в очень ограниченном количестве. А еще в далекие 1960е Сформировался ОПЕК, который чётко дал понять - будете себя плохо вести, нефти не получите. Конечно, все понимают, что капиталист пойдёт на что угодно, ради 300% прибыли, поэтому нефть всё равно привезут на НПЗ, просто сильно дороже. Вот сейчас мы видим санкционный режим на нефть и некоторых стран, а всё равно торгуют.

Ты - страна, у которой ни своей нефти, ни своего газа, ни своего угля, толком не осталось. Что теперь тебе всю логистику своей страны поставить в зависимость от страшного и злого соседа? Ну уж нет! А на чем ездить тогда? Попробовали биотопливо, вышло так себе. Местности просто нет, такие огромные плантации развести, да и не особо дешевле вышло.

О! А как насчёт электрифицировать? - А электричество где возьмем? - Да ветряков натыкаем, солнечных панелей там...Но...это же всё требует аккумуляторов, а где мы для них ресурсы возьмём? - Да в колониях в Африке полно, разберёмся.

И вот впереди планеты всей на сцену "зелёные" и говорят Традиционная электроэнергетика - есть зло всея планеты. (Показывают фотку градирен, из которых валит обычный водяной пар, но среднестатистический житель, что видит? ОГРОМНЫЕ ДЫМЯЩИЕ ТРУБЫ! фото, конечно, лучше делать в ч/б или ночью, так наше будущее с огромными трубами выглядит особо мрачно. Кстати, красные лампочки отнюдь не для устрашения, просто эта световая волна лучше всего распространяется в тумане и для самолётов-вертолётов высокие трубы видно намного лучше. Но это всё для инженеров вот этих, у нас тут инфлюенсеры и инстамодели, для них это лишняя информация)

Посмотрите на этот ужас! Мордор, не иначе! А чем будут дышать наши детки?
Посмотрите на этот ужас! Мордор, не иначе! А чем будут дышать наши детки?

В Европах паника, женщины кричат, дети плачут, менеджеры выходят из окон.

Но, есть решение! Нужно эти страшные трубы запретить полностью! Даже маленькие в наших машинах! И только так сможем выжить!

Вся эта шизятина раздаётся из каждого утюга уже десятилетиями, проводятся какие-то исследования "о вреде попадания градирен в периферийный взгляд офисного рабочего", киты узнав об этом выбрасываются на берег...

Но, капиталист не будет сидеть сложа руки.

1) Новые машины надо сделать теперь? - Надо. Более того, надо сделать так, чтобы по всему миру строили только мы, а конкуренты прикрылись. Эй зеленые, вы где там? А ну марш на митинг!

2) Новые станции надо построить? - Надо. Более того, надо сделать так, чтобы по всему миру строили только мы, а конкуренты прикрылись. Эй зеленые, вы где там? А ну марш на митинг!

3) Новую инфраструктуру надо строить? - Надо. Бабосики попилим.

4) Конкуренты есть? - Да, вроде нет пока. Ну и не будет, патентуй быстро! Еще этих там прищеми, кто обычные машины делает!

- Дак, а другие страны-то не согласятся? - Да не парься, сейчас соглашения о климате подпишем, пару законов туда-сюда и всё будет на мази. Ветряки наши покупать будут, машины тоже! Заживём, и бабосы рекой и независимые будем!

Вот так господа из Западного блока обеспечивают себе отсутствие необходимости договариваться с поставщиками ресурса, а еще, если получиться их облапошить, то можно продолжать продавать им свои супер современные технологии, как например "ветряная мельница" (а разве не немецкий компании первыми начали продавать ветряки, нет?)

И вы же знаете, что США - Нетто импортёр нефти, с довольно высокой себестоимостью добычи? А, что Китай - нетто импортер всего, нефти, газа, угля ? Про Европу уж вообще молчу...Может Япония Leaf и Prius придумала от огромных запасов нефти в стране?

А что еще объединяет эти страны? Довольно высокая степень электрификации, нет никакой проблемы пересесть на электромобили. Это Вам не Афганистан, не леса Сибири, не Африка.

Когда возникла экономическая, стратегическая, политическая целесообразность - тогда и начали производить электромобили. Это же всё совпало с достаточным уровнем электрической инфраструктуры в стране. Навязывание своей техники кнутом и пряником есть лишь капиталистические происки, как на построении своей независимости заработать, а в идеале поставить в зависимость других.

Что касается России.

Ну а у нас-то какая целесообразность? Да, вопрос интересный, мы тут на любом виде ресурсов живём, хоть-то нефть, газ, уголь, уран, торф, древесина, прибрежные районы не лишены ветров, а юг страны не лишен солнца, а реки настолько мощные и полноводные, что энергии просто профицит.

Вот и получается, с одной стороны мы может вовсе не париться по поводу, что кто-то перекроет нам нефть, или газ. С другой стороны - на фоне этих всех ребят мы обладаем одной из самых низких себестоимостей электричества. И так же, как и они хорошо развитой электрификацией в мегаполисах.

Для себя я вижу такие плюсы этим заниматься:

1) Чистота воздуха в мегаполисах, которая и правда является проблемой. А так как наша генерация в свою очередь даже менее угольная, чем в Германии или Европе в целом, на чистоте воздуха отразиться однозначно. Вопрос, только пока в переработке батарей.

-8

2) Технологическое развитие. Если все соседи изо всех сил разрабатывают и внедряют, то не участвовать в этом - очень сильно отстать. А если получится конкурентный продукт, почему бы и нет?

Но так же, я не считаю, что "дайош электромобилизацию по всей России!". Она, как и энергетика будет иметь ярко выраженный локальный характер, там, где уместна, в частности мегаполисы с проблемами чистоты воздуха, с профицитной генерацией, например Санкт-Петербург с его ЛАЭС. Этому способствовать будут и новые районы города, где заложены новые кабели, а зарядки не проблема монтировать в паркингах. К любой технологии люди, чаще всего относятся скептически, поэтому на первых порах её будет подпихивать государство, пока она не определиться с нишей, которую может и должна занять.

Поэтому, я утверждаю, что

Электромобили - Всего лишь разнообразие, полной смерти ДВС не будет.

Мы просто получим еще один вид привода автомобиля, бензин/дизель/газ/электричество, выбирай, что нравится, что удобно в твоём регионе. Ровно так же сейчас присутствуют и коробки передач, механика, гидротрансформатор, вариатор, робот, каждый выбирает то, что ему по душе. Поэтому скептицизм по поводу электромобилей в нашей стране не разделяю, если у нас появится больше предложений на рынке, выбора - это очевидно хорошо.