Продолжаем изучать город Калининград. Недалеко от острова Иммануила Канта, у большого современного моста, на берегу реки Преголя есть объект, который непременно привлечёт внимание даже самого равнодушного человека. Это огромный шар, символизирующий Землю — часть экспозиционных зданий Музея Мирового океана. Он ещё в процессе строительства, но здесь есть масса всего интересного. Рядом с музеем — памятник покровителю мореплавателей святителю Николаю Чудотворцу. А за ним стела, посвящённая рыбакам-пионерам океанического лова. Кстати, ледокол «Красин», который находится в Санкт-Петербурге, считается филиалом калининградского музея.
Прежде всего, интересны пришвартованные у набережной суда. У них богатый послужной список, а теперь каждый стал выставочным объектом. Обычно мужчины не очень жалуют своим вниманием музеи, во всяком случае, у нас за многие годы путешествий сложилось такое впечатление. Но вот в этом музее недостатка представителей сильной половины человечества нет. Папы, дедушки, дядюшки с удовольствием становятся гидами для своих детей. Причём у многих, судя по их разговорам, был опыт службы на флоте.
Итак, что можно посмотреть на Набережной исторического флота? Мы начали с посещения сейнера СРТ-129. Многие любят рыбные консервы или просто рыбу, но не каждый знает, как её добывают в море. СРТ-129 был построен в Германии после Великой Отечественной войны и передан Советскому Союзу по репарациям. Основная задача — добыча сельди в Атлантике.
На сейнере можно посмотреть, что представляют из себя каюты капитана и членов экипажа, кубрик и трюм, побывать на шлюпочной палубе. А экспозиция расскажет об экипажах, морских узлах, рыбной продукции, о том, как жили и трудились рыбаки.
Следующим в нашей экскурсии стал плавучий маяк «Ирбенский». Уникальность его в том, что это чуть ли не последний в мире обитаемый плавучий маяк. Служил он много лет на Балтике, оберегал корабли от мелей и других неприятностей, теперь — музейный экспонат. В его помещениях можно узнать много нового о наземных маяках, обеспечивающих безопасную навигацию на Балтике.
Далее на набережной пришвартована «легенда легенд» — научно-исследовательское судно «Витязь». Со стапелей в Германии его спустили с именем «Марс». После Второй мировой войны отдали Великобритании и нарекли «Империей Форт». Вскоре судно передали СССР, где вначале назвали «Экватором», потом «Адмиралом Макаровым».
«Витязем» судно стало после того, как его переоборудовали и передали в Академию наук. С 1949 по 1979 годы на нём работали учёные, которые, изучая океаны, совершили сотни открытий. В том числе, измерили глубину Марианской впадины. Эти годы в истории отечественной океанологии до сих пор называют «Эпохой «Витязя».
После того, как «Витязь» перестал быть домом и лабораторией для учёных, судно оказалось брошенным. Может быть, его и отправили бы на «гвозди», но этого не допустили энтузиасты. На корабле в качестве экспоната оставили одно из помещений в том виде, каким его увидели волонтёры и музейщики.
Сейчас «Витязь» отреставрирован, на судне восстановили облик лабораторий, кают-компании, каюты адмирала Макарова и Миклухо-Маклая, коллекции кораллов и зубов акулы, судовых фонарей. На этом судне можно провести несколько часов и не заметить, как они пролетели. А можно и пожить, несколько кают сдаются как гостиничные номера.
Рядом с «Витязем» на вечной стоянке — научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев». Корабль тоже уникальный, единственное судно космической связи. Попасть на него не получилось, на него можно подняться только с экскурсией, но наши графики с расписанием не совпали. Может быть, получится в другой раз.
Далее был осмотр подводной лодки Б-413. Дизельная субмарина была построена в 1968 году и служила до 1990 года. Это уже третья подводная лодка, на которой нам довелось побывать. Первая – во Владивостоке, на Корабельной набережной, вторая — в Москве напротив Речного вокзала. Но эти музеи очень отличаются друг от друга. В Б-413 практически полностью сохранена внутренняя «начинка». Передвигаться по внутренним помещениям — узким и низким — испытание. Службу военных моряков на этой лодке комфортной уж точно не назовёшь.
Ещё один экспонат на набережной — самолёт-амфибия Б-12. Можно посмотреть, как он выглядит внутри, но только с экскурсией. Когда-то такие самолёты базировались на советской авиабазе «Нойтиф» на Балтийской косе. Амфибия была построена в 1970 году и прослужила более 30 лет. Этот самолёт оказался последним оставшимся на военной базе в Балтийске. Кстати, такие машины до сих пор находятся на хранении в воинских частях ВМФ России.
Вдоль набережной в большом количестве выставлены якоря, шлюпки, буи, различные средства спасения. Всё, что, так или иначе связано с морем.
Замечательное здание-сфера и по сию пору находится в стадии строительства. Там обещают разместить интересные экспозиции, но и сейчас есть на что посмотреть, например, в экспозиции в главном корпусе.
Самые интересные, на наш взгляд, экспонаты — глубоководные аппараты. Про легендарный «Мир» не имеет понятия, наверное, только самый нелюбопытный человек. Про фильм «Титаник», скорее всего, знает большинство населения мира. Так вот, подводные съёмки проводили с российских «Мир-1» и «Мир-2».
В экспозиции также и малоизвестные подводные аппараты «Тетис» и «Пайсис». Наверное, увидеть эти чудеса техники и инженерной мысли на одной площадке можно только в Калининграде.
Ещё здесь большие коллекции компасов, биноклей, водолазных костюмов, других приборов. Любителей подводной фауны порадуют многочисленные аквариумы с экзотическими обитателями.
Если захочется посмотреть весь музей и очень подробно, то на это надо отводить целый день. Но это всё-таки утомительное дело. Лучше разбить его посещение хотя бы на два дня. У нас остались ещё экспозиции в запасе, так что поход в Музей Мирового океана будет не менее интересным и содержательным.
Музей Мирового океана принимает посетителей во все дни недели, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. Однако надо учитывать, что некоторые экспозиции в отдельные дни могут не работать. Например, во вторник. Но со среды и до конца недели открыто всё. Напомним, что на корабль «Космонавт Виктор Пацаев» и самолёт-амфибию можно попасть только в составе экскурсионных групп.
Множество фото Музея Мирового океана - на нашем сайте: https://laperuz.com/kaliningrad-vityaz-sejner-i-mayak
Будем очень рады видеть вас, дорогие читатели, среди подписчиков нашего канала (подписаться можно сверху). Обязательно ставьте лайки - это важно для канала;) А эту и другие истории вы можете прочитать на сайте Laperuz.com