С важными заявлениями, которые уточняют смысл новой Военной доктрины государства, выступил в конце января 2024 года представитель Генерального штаба Вооружённых сил Белоруссии полковник Артём Буторин.
Уточнения эти связаны с:
- союзническими обязательствами по отношению к России и другим странам ОДКБ (Армения, Казахстан, Таджикистан и Киргизия),
- с миротворческой деятельностью белорусской армии,
- а также с недавно свершившимся фактом размещения на белорусской территории тактического ядерного оружия РФ.
Глава информационно-аналитического управления Генштаба белорусской армии рассказал, что именно прописали в новой версии Военной доктрины страны, и для чего были внесены эти изменения.
Напряжённая военно-политическая обстановка в мире заставила подкорректировать и Военную доктрину, и механизмы реагирования на внешние и внутренние угрозы.
«Это – для ознакомления всей мировой общественности. А это – под грифом «Секретно»
По словам Артёма Олеговича, главный смысл изменений – в закреплении общих принципов того, как Беларусь будет вести себя в качестве союзника. Имеется в виду основополагающее положение, которое предусматривает, что нападение на любое из союзных Минску государств (ОДКБ) будет считаться нападением на Республику Беларусь.
Кроме того, полковник Буторин рассказал, как оговорено в новой Военной доктрине присутствие на территории белорусского государства тактического ядерного оружия.
По его словам, в Военной доктрине доводится до сведения всего международного сообщества следующий факт: появление на территории Беларуси тактического ядерного оружия – это вынужденная мера стратегического сдерживания потенциальных агрессоров.
То есть, размещение тактического ядерного оружия в стране направлено на предотвращение военных конфликтов, а не на достижение каких-либо агрессивных целей, которые могут попытаться приписать Минску его потенциальные оппоненты.
Сам же порядок применения тактического ядерного оружия, по словам полковника Буторина, безусловно, тоже прописан по пунктам. Однако уже не в Военной доктрине страны, а в секретных документах военного планирования. Разумеется, они уже не предназначены для общественного ознакомления, а носят гриф «Секретно».
Начальником информационно-аналитического управления Генерального штаба Вооруженных Сил Белоруссии было особо отмечено, что ни одно государство мира не выводит в открытый доступ подобных документов.
Также, в отдельной главе теперь закреплены основы отношения белорусской армии к участию в миротворческой деятельности под эгидой ООН и ОДКБ. «Мы принимаем участие в этой деятельности. Поэтому правильно будет юридически закрепить эти вещи в Военной доктрине», - отметил Буторин.
Миротворческий опыт у армии Беларуси небольшой, но он есть.
Специальная Миротворческая рота Белоруссии, сформированная в 2005 году, входит в состав 103-й Витебской воздушно-десантной бригады. Она первоклассно оснащена и укомплектована только опытными контрактниками.
В 2010-2020 гг. белорусские миротворцы принимали участие в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности в Ливанской Республике, под эгидой ООН.
С 6 по 14 января 2022 года – осуществляли миротворческую миссию по восстановлению конституционного порядка в Казахстане, под эгидой ОДКБ. Бойцы подразделения взяли под охрану военный аэродром «Жетыген» (до 1993 года – «Николаевка»), близ Алма-Аты, и военный арсенал боеприпасов в городе Капшагай. С 2014 года по март 2022-го белорусские миротворцы участвовали в миссии ОБСЕ на Донбассе.
В обновлённой Военной доктрине чётко прописаны страны, от которых исходят угрозы для Беларуси, список внутренних и внешних угроз безопасности государства, дана классификация видов конфликтов (они разделены на межгосударственные и коалиционные) и меры реагирования на них.
А касаемо союзнических отношений – по их поводу министр обороны генерал-лейтенант Виктор Хренин поставил задачу: собрать воедино в рамках Военной доктрины страны все те положения, которые на сегодняшний день закреплены в международных договорах, ратифицированных Беларусью с её союзниками. В том числе – и в рамках международных организаций.
В Военной доктрине все эти положения даны в целостном и комплексном формате и закреплены юридически.
Теперь этот документ будет внесён на утверждение Всебелорусского народного собрания, назначенного на апрель 2024 года.
А как Вы считаете, насколько верно решение о внесении изменений в доктрину?