Мне кажется, с десяток лет, а то и больше, в моём списке «куда надо поехать» фигурировала готическая усадьба Ольденбургских. Присмотрела рамонский то ли замок, то ли дворец ещё в ту пору, когда комплекс состоял в сообществе привлекательных развалин и загадочных заброшек.
Пока собиралась в Рамонь, дворец Ольденбургских стал музеем, в котором отреставрировали и воссоздали исторические здания, создали музейные экспозиции, привели в порядок парковые территории.
Более того, с лета 2021 г. добраться до дворца стало возможным на «Графском поезде», который курсирует по маршруту Воронеж — Графская — Рамонь.
В январе 2023 г. с группой единомышленников отправились на выходные в Воронеж. Конечно, поехали в Рамонь на «Графском поезде». Об этом однодневном путешествии и хочу рассказать.
Путешествие на «Графском поезде» занимает целый день: отправление со станции Воронеж-1 в 9:38, возвращение в 18:08. Поезд курсирует по субботам и воскресеньям.
Год назад стоимость билета составляла порядка 1000 рублей. Сейчас на сайте РЖД озвучена цена 1292 рубля с уточнением, что «на железнодорожную составляющую в общей цене экскурсионного билета действует система льгот на проезд в пригородном железнодорожном транспорте».
Поезд сформирован из паровоза и двух плацкартных вагонов,
внутри которых оформлены небольшие экспозиции о железной дороге в Воронежской губернии и людях, которые её строили и развивали. Во время движения по радио транслируется экскурсия.
Вагоны оформлены просто, но симпатично: занавески, скатерти и лампы на столах. Туалет, надо отметить, современный.
Первое купе в каждом вагоне — фотозона, где компанию для фотосессии составит импозантный молодой человек в костюме, бабочке и цилиндре.
Проводники, у которых в дороге можно заказать чай и снеки (оплачиваются дополнительно), одеты в форму «под старину».
Расстояние от Воронежа до Рамони поезд проходит за 2 часа с одной остановкой на станции Графская. В 10:30 экскурсионный поезд прибывает на станцию и делает 30-минутную остановку, во время которой пассажирам предлагают экскурсию в «Зал ожидания XIX в.».
Графская — первая железнодорожная станция на Козлово-Воронежской линии в пределах Воронежской губернии. Была открыта в 1868 г. Пишут, что название станция получила в честь российского министра «почт и телеграфов» Ивана Матвеевича Толстого, который много сделал для появления в Воронеже железной дороги.
Как уже сказала, на станции работает музейный «Зал ожидания XIX века».
Обстановка воссоздана «как было»: деревянные лавки,
буфет с посудой и самовар с сушками,
старинная билетная касса, обклеенная объявлениями и газетными передовицами дореволюционных газет,
дорожные саквояжи.
В витринах выставлены всевозможные предметы, связанные с путешествиями по железной дорогой, — книги, походные чернильницы, игральные карты и мыло «Дорожное».
Следующая железнодорожная экскурсия пассажиров «Графского поезда» ждёт в Рамони, куда состав прибывает в 11:28.
Надо заметить, что до недавнего времени Рамонь была обычной пригородной станцией, на которую прибывали из Воронежа электрички. Близость к дворцовому комплексу Ольденбургских и запуск экскурсионного «Графского поезда» открыли новую страницу в жизни Рамони — музейную.
Пассажиров, прибывающих на станцию Рамонь в XXI в., встречает симпатичный деревянный перрон и реконструированное в ретростиле станционное здание.
Внутри него развернута экспозиция «Быт начальника станции XIX века», которая рассказывает о начальном этапе истории российских железных дорог.
В трёх залах можно увидеть фотографии и документы, предметы железнодорожного быта и обихода рубежа XIX–XX вв.
Также музейщики воссоздали две зоны: комнату отдыха для пассажиров
и рабочий кабинет начальника станции.
Во внутреннем дворе станции создана экспозиция под открытым небом, на которой представлены пассажирский вагон постройки начала XX века
и различные объекты железнодорожной инфраструктуры.
Меня больше всего заинтересовал и удивил рельсовый велосипед. Не знала о существовании такого.
Как оказалось, велосипед-дрезину изобрёл инженер, начальник службы движения Уральской Горнозаводской железной дороги Николай Амандович Ренкуль в 1877 г. Данный вид транспорта активно использовали дорожные мастера и жандармы, которые наблюдали за порядком на пассажирских и товарных станциях. Представленная в Рамони велодрезина была изготовлена в 2019 г. на Воронежском вагоноремонтном заводе по образцу рельсового велосипеда системы инженера Фон-Ренкуль.
В Рамони пассажиры «Графского поезда» пересаживаются в автобусы. Один едет в парк НЕЛЖА.РУ, другой — к Дворцовому комплексу Ольденбургских. Во дворце (куда поехала наша группа) пассажиры экскурсионного поезда попадают на специально разработанную для этого проекта программу «Архитектурное наследие», главная изюминка которой — возможность попасть в закрытые на реставрацию и недоступные для широкой публики дворцовые помещения.
Автобус прибыл во дворец ориентировочно в 12:15, обратный выезд на станцию Рамонь был назначен в районе 16:00. В Воронеж «Графский поезд» отправляется в 16:40. Что успели сделать за четыре часа пребывания у Ольденбургских? Рассказываю!
Рассмотрели со всех сторон главный объект музейного комплекса — дворцовое здание, которое было построено в конце XIX в. принцессой Ольденбургской.
Евгения Максимилиановна Ольденбургская, урождённая княгиня Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, принцесса Богарне — дочь герцога Максимилиана Лейхтенбергского и великой княгини Марии Николаевны, по отцовской линии — правнучка императрицы французов Жозефины, по материнской — внучка Николая I.
Для посетителей доступен цокольный этаж, где развёрнута экспозиция «На благо Отечества». Три этажа дворца находятся в процессе реставрации и закрыты для посещения. Повторюсь! Запрет касается всех посетителей, кроме пассажиров «Графского поезда». И это существенный фактор, чтобы выбрать ретропоезд в качестве транспортного средства от Воронежа до Рамони.
Во время экскурсии осмотрели 1 этаж закрытого на реставрацию дворца,
пересчитали дворцовые камины
и попытались прочитать автографы плотников, работавших во дворце в 1884 г.
Увидели музейную экспозицию «Романовы. Ольденбургские. История отношений» в отреставрированном Свитском корпусе.
Сделать это можно, как и мы, с экскурсией или осмотреть музейные залы самостоятельно.
Желающие отправились на концертную программу, которую давали в восстановленном Доме с ризалитами. Во времена Ольденбургских в доме жила «второстепенная» прислуга, сейчас это концертно-выставочное пространство.
Мы, да простят нас организаторы, вместо концерта пошли гулять по парковым зонам, благо комфортная воронежская зима позволила это сделать не спеша и с удовольствием.
Верхний парк, расположенный перед дворцовым комплексом, имеет парадный вид, который чувствуется даже зимой при отсутствии зелени и цветов. Реконструкция его завершена. Парк открыт для самостоятельного осмотра ежедневно с 09:00 до 22:00, с апреля по октябрь музей проводит экскурсии в парке.
Нижний парк расположен за дворцом и скрыт от глаз. Попасть сюда можно, лишь купив билет в музей.
Реконструкция этой зоны ещё продолжается, но увидеть отреставрированный грот с воссозданной рыбкой и спуститься по парковой лестницы можно.
Посмотрели на перекинутый через дорогу Мост влюблённых,
пообедали «У Графини», дошли до Мосина. К сожалению, не успели дойти до смотровой площадки и бросить взор на окрестности с Ольгина бугра.
Место замечательное. Радует, что возрождается!
Дворцовый комплекс Ольденбургских
Воронежская область, Рамонь, ул. Мосина, 23Б
Музейная территория открыта:
Вторник — воскресенье: 09:00-18:00
В летний период пятница — суббота: 09:00-19:00
Понедельник: выходной день
Музейные объекты работают по графику. Более подробная информация (часы работы, билеты, экскурсии, концерты): на официальном сайте.
Всё в «Графском поезде» хорошо: продуманный маршрут, чёткая организация, достойная экскурсионная программа, адекватная стоимость. Неудивительно, что востребованность у экскурсионного поезда колоссальная. Билеты, продажа которых начинается за 10 дней до даты поездки, купить крайне сложно. Необходимо оставить заявку на приобретение билетов на «Графский поезд» по номеру +7(962)330-87-65 или в туристско-информационном центре на вокзале станции Воронеж-1 и терпеливо ждать своей очереди.
На конец января мы записывались в середине ноября — за два с половиной месяца очередь как раз подошла. И это в зимний период! Стоит учитывать, что в тёплое время количество желающих возрастает. Правда, мы, поскольку ехали из Петербурга группой, пошли двумя путями: записались в общую очередь и написали письмо руководству ППК «Черноземье» с просьбой зарезервировать билеты на определённую дату на группу заинтересованных, приезжающих издалека. Нам пошли навстречу, сотрудники на всех этапах приобретения билетов оказывали всяческое содействие — и у нас всё получилось. Спасибо огромное всем причастным за помощь!
«Графский поезд» — не первый мой ретропоезд. Третий! Ранее делилась впечатлениями о «Рускеальском экспрессе»
и рассказывала о путешествии на «Селигере».
Если нашли что-то полезное для себя, присоединяйтесь к моему каналу .
Всегда рада новым подписчикам)))