Ретропоезд «Селигер» Бологое — Осташков — Бологое курсирует уже не первый год. Пригородный поезд на паровой тяге «бегает» по маршруту по субботам и воскресеньям. Благодаря состыковке расписаний ретропоезда и поездов на Петербург и Москву, проходящих через Бологое, можно совершить путешествие до Осташкова и обратно за один день.
Давно посматривала на «Селигер». В первую очередь привлекал музейный комплекс «Старинная станция Куженкино», экскурсия по которому предусмотрена во время получасовой остановки поезда на паровой тяге. Но ради 30-минутной экскурсии пришлось бы практически весь день провести в дороге. А это, если говорить честно, привлекало мало.
Думали с мужем включить Куженкино со станционным музеем в одно из автопутешествий. Но как-то не получалось. Поэтому этим летом решили махнуть в Осташков на «Селигере». Выбрали воскресенье на длинных июньских выходных. Отправиться в путь предстояло рано, а возвратиться в Петербург вечером.
Мы остались поездкой довольны. Но если дорогу, порой, утомительную, не воспринимаете, как важную часть путешествия — подобная поездка может и «не зайти». Поделюсь собственными мыслями, впечатлением и подробным таймингом однодневного железнодорожного маршрута. Каждый уже сам решит, подходит ли подобное путешествие для него.
Из Петербурга до станции Бологое ехали на Ласточке. Сапсаны в эти утренние часы Бологое проходят без остановки. Ласточка отбывала в 05:35, метро ещё не работало, пришлось добираться до вокзала на такси. Это минус и увеличение расходной части путешествия.
В 07:51 прибыли в Бологое. Ретропоезд отправлялся в 09:15 — больше часа у нас было для знакомства с городом, который «между Ленинградом и Москвой». На привокзальной площади есть несколько объектов, которые заслуживают внимания приезжих. Но мы решили «утреннее окно» между поездами отдать прогулке по городу, а вечером исследовать привокзальные объекты.
От железнодорожного вокзала спустились к озеру Бологое, где на берегу стоит парусник «Алые паруса».
Город воскресным утром только просыпался, на улицах практически никого не было. Посидели на берегу в тишине и одиночестве, оценили панораму, которая открывается на Троицкую церковь и висячий мост. Жаль, времени добраться до мостика, не хватило, с удовольствием бы прогулялись по нему с одного берега озера на другой.
От озера поднялись на улицу Кирова, на которой сохранилось несколько исторических дореволюционных особняков.
Дом с богато декорированными фасадами (ул. Кирова, 7) построил лесоторговец и строительный подрядчик Семён Константинович Мельников. В цокольном этаже располагалась булочная-кондитерская, на первом этаже модный магазин и шляпная мастерская семьи Штерн, на втором — квартира хозяина и его семьи (информация с таблички на доме).
Дом напротив (ул. Кирова, 4) возвели купцы братья Козловские. Первый этаж, аналогично дому Мельникова, был коммерческий, его занимали мануфактурный и галантерейный магазины. На втором этаже размещалось Дворянское собрание. Сейчас особняк занимает Краеведческий музей.
Не дойти до особняка купца Артемьева было нельзя (ул. Кирова, 8). Двухэтажное здание с обильной лепниной, увенчанное шпилем, притягивает взгляды издалека.
Кроме исторических зданий на улице Кирова моё внимание привлекло здание Администрации района (ул. Кирова, 13). Вовсе не архитектурой, а информационным табло. То ли я раньше была недостаточно внимательна к подобным экранам, то ли о Бологом я что-то упустила, но окошко с показателем радиации удивило. Честно говоря, заметила впервые!
Дом Артемьевых стал финишной точкой прогулки по Бологому. От него отправились обратно к вокзалу. До подачи «Селигера» хватило времени погулять и на привокзальной площади. Все объекты, расположенные здесь, находятся в шаговой доступности друг от друга.
Мемориал «Легендарный Маресьев» (ул. Дзержинского, 5) открыли в Бологом в честь 105-летия со дня рождения Героя Советского Союза. В здешних местах в годы Великой Отечественной базировался истребительный полк, в котором служил Алексей Маресьев.
Уже дома прочитала, что мемориал создавался в два этапа. В 2016 г. была установлена точная копия боевого ЯК-1, на котором лётчик отправился на то самое задание, которое окончилось падением, повреждением ног и 18 сутками возвращения к своим… Пять лет спустя самолёт дождался лётчика.
Водонапорная башня (ул. Дзержинского, 3А) возвышается в непосредственной близости от железнодорожного вокзала. Была построена в 1911 г. для снабжения водой поездов, проезжающих мимо Бологого. Сохранилась прекрасно, выглядит замечательно.
Бюст Владимира Высоцкого (Вокзальный пер., 1А) выглядит на привокзальной площади неожиданно. Установка его объясняется просто. Владимир Высоцкий часто посещал Бологое и восхищался окружающей природой. Чем не повод увековечить его память?
Здание железнодорожного вокзала однозначно достойно внимания путешественников. Строилось оно одновременно с линией Санкт-Петербург — Москва в 1847-1852 гг. и возведено по типовому проекту вокзала железнодорожной станции 1 класса. Позже вокзал перестраивали и расширяли. Один из торцевых фасадов вокзала закруглён, здание «обнесено» галереей на чугунных колоннах. Красиво!
На вокзале можно встретить два паровоза-памятника. Один из них — паровоз марки Эу706-10 (Заводской пер., д.1), посвящённый памяти железнодорожников, проявивших трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны.
В общем, время в Бологом пролетело быстро. Без беготни всё описанное выше обошли и в спокойном режиме посмотрели. Тем временем наш следующий транспорт уже стоял под парами.
Несколько слов о самом ретросоставе, который состоит из двух вагонов и паровоза серии «Л» 1953 г. выпуска. Время в пути от Бологого до Осташкова, 09:15 — 12:49, поезд движется довольно медленно, остановок делает много. Дело в том, что «Селигер» не просто экскурсионный поезд, это ещё и пригородная электричка, позволяющая местным жителям добираться до населённых пунктов по дороге Бологое – Осташков.
Продажа билетов открывается за 10 дней до поездки. Купить билет можно:
- в пригородных кассах на станциях Москва (Ленинградский вокзал), Тверь и Бологое,
- прямо в вагоне ретропоезда у проводников,
- в мобильном приложении «РЖД Пассажирам» (мы воспользовались приложением).
Стоимость билета «туда-обратно» — 664 рублей (на июнь 2023 г.)
Обратите внимание! Билеты на «Селигер» продаются без указания мест. Как отметила выше, это, по сути, пригородная электричка, только с локомотивом на паровозной тяге. Если едете семьёй или компанией, нелишне будет занять места, а потом идти фотографировать паровоз или себя на фоне паровоза. Наши люди, даже если едут в одиночку, вместе садиться не любят. Мест, конечно, хватит всем, правда, не факт, что будет возможность сесть всей компанией вместе.
Сами вагоны комфортабельные (с биотуалетами), в салонах устроена выставка исторических фотографий. В дороге можно послушать бесплатный аудиогид о строительстве Бологое-Полоцкой железной дороги и объектах, которые встречаются в пути.
Сопровождают пассажиров проводники в форменных костюмах образца 1950-х годов, у которых можно купить горячий чай, снеки, памятные сувениры. При желании, купленный заранее билет можно обменять на картонный сувенирный билет. При покупке билетов на месте сразу выдают ретроверсию.
Расписание поезда «Селигер» (заодно и подробное описание) можно посмотреть здесь. Остановки на станциях небольшие, за исключением одной — Куженкино. По дороге в Осташков стоянка длится полчаса (на обратной дороге она стандартная – 2-3 минуты). Именно столько даётся времени на осмотр музея-станции под открытым небом. Честно говоря, мало!!!
На станции Куженкино, куда прибыли в 10.25, сохранился целый комплекс станционных построек начала XX в. В первую очередь, это здание вокзала с высокими окнами, фигурными печными трубами и башенкой-мансардой. Следует заметить, что на сегодняшний день на участке Бологое — Великие Луки уцелело только три подобных деревянных вокзала: Куженкино, Баталино и Скворцово.
В здании вокзала для осмотра доступны зал для пассажиров 1-го и 2-го классов,
билетная касса с атрибутами прошлых лет, среди которых служебные телефоны, керосиновые лампы и фонари, счёты и различные штемпеля…,
багажное отделение
и служебное отделение, куда в обычной жизни «посторонним вход воспрещён».
Кроме здания вокзала на станции Куженкино можно увидеть керосиновый погреб, гидроколонку для заправки паровоза, демонстрационный стрелочный перевод
и водонапорную башню. Говорят, что в башню экскурсантов водят, но только по субботам. Не знаю, насколько это верная информация, но было озвучено так. Мы внутрь не попали. Обидно!!!
Экскурсоводам есть, что рассказать о станции, её устройстве и работе. Говорят они быстро, передвигаться тоже надо в темпе — иначе многое можно не успеть. В общем, после получасовой стоянки в Куженкино я убедилась, что сюда надо приезжать на подробную экскурсию.
В 12:49 поезд прибыл на конечную станцию маршрута — в Осташков, в обратный путь «Селигер» отправлялся в 15:07. На осмотр города оставалось чуть больше двух часов. Мы уже бывали с мужем в Осташкове, небольшое представление о нём имели. Заготовленный дома план состоял в следующем: взять на вокзале такси до полуострова Житное, там машину отпустить, изучить достопримечательности на полуострове, дальше двигаться пешком до вокзала, не забывая смотреть по сторонам.
Но нас ждал сюрприз. Выходные 10-11 июня 2023 г. стали первыми, когда пассажирам ретропоезда «Селигер» в ожидании обратного рейса было предложено посетить бесплатную городскую экскурсию «Путешествие в Осташков». Экскурсия автобусно-пешеходная, время проведения с 13:00 до 15:00, начинается и заканчивается на городском автовокзале в непосредственной близости от станции Осташков.
Решили воспользоваться предложением. Перемещались по городу на микроавтобусе, экскурсию проводил сотрудник местного краеведческого музея. Сделали остановку у собора Вознесения Господня (Рабочий городок, 49).
Прогулялись вдоль набережной, подышали воздухом Селигера.
Удивились (я точно!), увидев здание народного театра (Советский пер., 6) которое было построено в 1892 г. на средства местного общества любителей сценического искусства. Сейчас здесь размещается Дом культуры. Интересный факт: именно на подмостках Осташковского народного театра зрителям была представлена пьеса «Горе от ума» без цензурных купюр.
В парке Свободы обошли поочередно Колокольню Церкви Преображения Господня, фонтан, памятник «Партизанам». Мимо скульптуры Ленина тоже не могли пройти.
Скажем так, это очень краткий конспект экскурсии. И Гагарина видели, и пожарную каланчу, прогулялись по пешеходной Евстафьевской улице (эх, привезти бы её в порядок!!!). На какие-то объекты посмотрели из окон автобуса. Осташков — милый провинциальный городок «со своим лицом», но пока пребывает не в лучшем свете.
Вернулись к вокзалу раньше трёх часов. Часть экскурсантов до отправления поезда успела сбегать до ближайшего продуктового магазина, пополнить «продуктовую корзину» в обратный путь. К сожалению, на вокзале Осташкова нет ни кафе, ни магазинов.
Мы с остатками домашних заготовок дотерпели до Бологого, куда прибыли в 18:21. В здании вокзала ещё утром был обнаружен приличный буфет с горячими блюдами, салатами, пирожками и напитками. Там и пообедали, точнее — поужинали. Вернуться в Петербург можно было и Сапсаном, и Ласточкой, которые проходят Бологое с разницей 20-30 минут. Остановились на Сапсане (19:26) — по цене чуть дороже, но и «летит» быстрее. Железнодорожное путешествие «одним днём» в Осташков благополучно завершилось в 21:20 на Московском вокзале Петербурга.
Не буду подводить никаких итогов. Постаралась описать всё, как было. Повторюсь — мы остались довольны. Хотя логичнее всё же, если хочется почувствовать себя на отдыхе, остаться в Осташкове с ночёвкой. Тогда и город удастся посмотреть основательнее, можно по Селигеру пройтись на кораблике, при желании посетить Нило-Столобенскую пустынь. Путешествуйте!
На ретропоезде можно добраться до Горного парка Рускеала
А можно составить полностью железнодорожный маршрут по Карелии
Если нашли что-то полезное для себя, присоединяйтесь к моему каналу .
Всегда рада новым подписчикам)))