Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков имени Главного маршала авиации К.А. Вершинина (БВВАУЛ)

Оглавление

Бурное развитие авиации в нашей стране пришлось на вторую половину 1960-х годов. Значительное усложнение авиационной техники предъявляло более высокие требования к летным кадрам и техническому персоналу. В сложившихся условиях уровень знаний летчиков начал отставать от развития авиатехники. Решение этой проблемы шло двумя путями. Во-первых, некоторым средним летным училищам (Оренбургское, Тамбовское, Черниговское и др.) был присвоен статус высших военных учебных заведений. Во-вторых, было принято решение сформировать несколько новых военных вузов, в числе которых оказалось Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков.

Барнаул был выбран местом дислокации ВВАУЛ не сразу: первоначально предполагалось создать училище в Омске, но там уже функционировало училище гражданской авиации, затем в Славгороде, но в районном городе не представлялось возможным укомплектовать общеобразовательные кафедры высококвалифицированными преподавателями. В итоге была выбрана столица Алтайского края, в том числе и потому, что воздушное пространство в этом регионе меньше чем в других воздушных бассейнах страны в тот период времени было насыщено летательными аппаратами, что обеспечивало безопасность полетов курсантов.

Командующий ВВС Сибирского военного округа генерал-лейтенант авиации в отставке Дмитрий Тихонович Никишин вспоминал: «В 1966 году, летом, был я на совещании у главкома ВВС Главного маршала авиации Вершинина Константина Андреевича. Зашел разговор о подготовке летчиков-перехватчиков истребительной авиации. Я высказал мысль: “Константин Андреевич, давайте создадим в Сибири учебную воздушную армию и в этой воздушной армии будем готовить летный состав не только истребительной авиации, но и штурмовой, бомбардировочной и разведывательной до уровня 1-го класса”.

Естественно, для размещения училища нужен был областной или краевой центр, с тем чтобы там можно было бы обеспечить и жильем, и научными кадрами.

Я позвонил первому секретарю Алтайского крайкома КПСС Александру Васильевичу Георгиеву, попросил с ним встретиться. На следующий день самолетом я прилетел в Барнаул, изложил ему все вопросы. Александр Васильевич сразу поддержал эту идею. После моего рассказа, что будет из себя представлять высшее училище летчиков, какие люди будут привлечены для обучения, мы с ним договорились штаб, управление и учебный отдел разместить в г. Барнауле в военном городке школы младших авиационных специалистов, а ее перевести в г. Рубцовск».

Немаловажным фактором при выборе места расположения будущего военного вуза стало то, что до 1961 г. на территории Алтайского края и Новосибирской области располагалось Сталинградское (Сибирское) училище летчиков, основанное 23 февраля 1930 г. в городе Сталинграде как Авиационная школа № 7. В 1942 г. оно было перебазировано в Казахстан, а затем в Западную Сибирь. В 1956 г. училище имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата было переименовано в Сибирское училище летчиков.

Таким образом, оставшиеся от расформированного училища аэродромы в Славгороде, Алейске, Топчихе и Камне-на-Оби стали основой для формирования учебно-материальной базы БВВАУЛ. Необходимо также упомянуть, что кадровую основу будущего училища составили специалисты школы авиационных механиков, которой командовал полковник Павел Евдокимович Сергаев. Сама школа, как и предлагал Д.Т. Никишин, была переведена в г. Рубцовск.

Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков было создано на основании постановления Совета Министров СССР № 682 от 18 августа 1966 г. и приказа Министра обороны СССР № 192 от 9 сентября 1966 г. Непосредственное формирование училища началось в ноябре 1966 г. и было поручено первому начальнику училища полковнику авиации Виктору Николаевичу Филимонову, который до этого несколько лет обучал и воспитывал курсантов Омского училища летчиков.

4 апреля 1967 г. в газете «Алтайская правда» было опубликовано объявление о первом наборе курсантов в Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков, в котором указывалось, что конкурсные вступительные экзамены состоятся с 20 июля по 20 августа, и другие данные для поступления абитуриентов. Начальник училища полковник В.Н. Филимонов выступил по краевому телевидению.

-2

В октябре 1967 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР подписал Грамоту о вручении Барнаульскому ВВАУЛ Боевого знамени. Боевое знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР были вручены личному составу училища 23 февраля 1968 г., в год 50-летия Советских Вооруженных Сил, командующим авиацией СибВО генерал-лейтенантом авиации Д.Т. Никишиным.

В момент формирования училища учебно-материальная база на новом месте дислокации еще не была готова. Однако, несмотря на ряд объективных трудностей, связанных с размещением личного состава, а также состоянием материальной базы, первый учебный год во вновь созданном училище начался, как и планировалось, с 1 сентября 1967 г.

-3

Управление и основные учебные корпуса училища были размещены в Барнауле на территории военного городка № 1, расположенного в квадрате между улицами Партизанской и Чкалова, проспектов Ленина и Комсомольского. Основной задачей была названа постройка здания учебно-летного отдела, которое должно было стать местом проведения занятий с курсантами. За основу был взят проект Волгоградского училища, но он был улучшен «Алтайгражданпроектом» и проектным институтом Барнаула. Исходя из суровых погодных условий Сибири, здания были соединены между собой теплыми переходами. Строительство вела организация «Барнаулжилстрой».

До начала строительства были снесены по улице Партизанской жилые деревянные дома, по проспекту Комсомольскому на территории городка снесено здание военной прокуратуры, восьми квартирный двухэтажный жилой дом, а также подсобное хозяйство и кузница. Снесены жилые дома по улице Чкалова. Внутри городка параллельно улице Чкалова снесены деревянные ангары, стрелковый тир и примыкающие к нему дома.

Оперативно стали готовить помещения для кафедр. Использовались для этой цели бывшие склады. Например, кафедра самолетовождения и кафедра марксизма-ленинизма размещались в корпусе № 20, где ранее была вещевая служба. Кафедра тактики располагалась в корпусе № 10 на втором этаже, а на нижнем этаже был склад учебных наглядных пособий. Затем в этом здании расположились сапожная мастерская, почта, типография, на втором этаже – швейная мастерская.

5 января 1968 г. состоялась закладка фундамента под новый учебный корпус учебно-летного отдела, несколько позже – трехэтажного жилого помещения для курсантов. В сентябре 1971 г. строительство нового четырехэтажного корпуса для учебно-летного отдела было закончено.

Одновременно велось строительство аэродромов. В августе 1968 г. была заложена первая бетонная плита на аэродроме Камня-на-Оби, а в сентябре того же года были развернуты работы по строительству новой взлетно-посадочной полосы и подсобных помещений на аэродроме Славгорода. Уже в мае 1969 г. состоялись первые полеты курсантов.

-4

В последующие годы материальная база училища продолжала укрепляться за счет строительства курсантской столовой, четырехэтажной казармы для курсантов, трех аэродромов с бетонированными взлетно-посадочными полосами, комплексов аэродромных построек, множества других служебных помещений. Учебный корпус был оборудован исходя из всех требований к организации учебного процесса: конференц-зал на 800 мест, библиотека и два читальных зала, три поточных аудитории на 210 посадочных мест каждая, класс-ангар авиационной техники, лаборатории аэродинамики, самолетовождения и радиоэлектроники, кабинеты общественных наук и тактики, аудитории общеобразовательных кафедр, спортивный зал и плавательный бассейн. Одним словом, училище получило отличный учебно-лабораторный и спортивный комплекс.

На середину 1980-х гг. пришлось наиболее активное благоустройство и озеленение территории училища, многие здания и сооружения военного городка украсили центральную часть города Барнаула. На фасаде здания учебного корпуса, располагающегося вдоль проспекта Комсомольского, было размещено мозаичное панно, символизирующее стремительное развитие авиации и космонавтики. Одним из самых узнаваемых памятников г. Барнаула стал самолет Як-28, установленный на территории военного городка в 1982 г.

Активное участие в укреплении учебно-материальной базы принимали преподаватели и сотрудники училища, которые составляли планы, чертежи и эскизы оформления каждой аудитории. Группа преподавателей авиационной техники под руководством подполковника Ю.М. Черепенина построила уникальную действующую аэродинамическую трубу, в учебных классах и ангаре на этой кафедре были представлены изучаемые курсантами двигатели и учебные самолеты.

-5

Визитной карточкой училища стала его знаменитая кованая ограда, сооружать которую начали в середине 1980-х гг. сотрудники училища. Руководителем проекта и дизайнером стал Владимир Козлов, а основным исполнителем – Геннадий Чернышев. Начали с ул. Чкалова, а завершили на ул. Партизанской. Более двух лет потребовалось мастерам, чтобы забор приобрел законченный вид, опоясав территорию училища

Основной задачей, стоявшей перед курсантами, было освоение военной авиационной техники, по мере совершенствования которой расширялся круг изучаемых моделей. Курсантами училища изучались самолеты Л-29, Ил-28, Як-28, МиГ-21, Л-39, Су-24, Су-25. К полетам допускались курсанты начиная с 3 курса, при условии успешного обучения на 1 и 2 курсах.

-6

Модернизация изучаемой техники требовала от профессорско-преподавательского состава постоянно совершенствовать учебно-воспитательный процесс, уделяя особое внимание методике летного обучения постоянного и переменного состава, обновлению учебно-материальной базы и т.д. Часть преподавателей со специальных кафедр была командирована в другие вузы и на авиационные заводы. Им было дано задание изучить самолет и двигатель, кроме того, подобрать материалы по отдельным системам, агрегатам и узлам самолета. Сложную и ответственную работу по перепрофилированию учебного процесса в связи с переходом на изучение самолета МиГ-21 возглавили начальники училища генерал-майор авиации А.М. Серажим, а затем полковник Я.И. Янаков.

За тридцать три года существования Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков в нем было подготовлено около 4 тыс. специалистов высокого класса. Первый выпуск летчиков-инженеров состоялся 26 октября 1971 года. Признанием высокого уровня деятельности училища стало присвоение ему в 1974 году имени Главного маршала авиации Константина Андреевича Вершинина.

За время существования БВВАУЛ его возглавляли: генерал-майор авиации Виктор Николаевич Филимонов (с 1966 по 1970 г.), полковник Иван Антонович Лысенко (с 1970 по 1971 г.), генерал-майор авиации Александр Андреевич Парфенов (с 1971 по 1975 г.), генерал-майор авиации Анатолий Николаевич Гончаренко (с 1975 по 1979 г.), генерал-майор авиации Aлексей Михайлович Серажим (с 1979 по 1983 г.), генерал-майор авиации Яким Иванович Янаков (с 1983 по 1987 г.), генерал-майор авиации Владимир Дмитриевич Поздняков (с 1987 по 1993 г.), генерал-майор авиации Анатолий Николаевич Максимов (с 1993 по 1997 г.), полковник Юрий Иванович Кононов (с 1997 по 1999 г.).

-7

В результате сокращения Вооруженных Сил РФ во второй половине 90-х годов было принято решение о расформировании училища. Последний выпуск состоялся в 1998 году. Не окончившие обучение курсанты были переведены в Армавирское авиационное училище, офицеры-преподаватели – в другие воинские части. В августе 1999 г. была установлена мемориальная доска в память о пребывании училища в Барнауле.

Из стен БВВАУЛ вышли Герои Советского Союза и Герои России, его выпускники участвовали в боевых действиях в небе Афганистана, занимали и занимают высшие командные должности в ВВС России и стран СНГ, испытывают самолеты, работают в органах власти, занимаются преподавательской деятельностью.

Воин-интернационалист подполковник В.А. Сергиенко вспоминал: «Барнаульское ВВАУЛ не направляло в Афганистан своих выпускников, не направляло и летчиков с учебных полков. План “Эстафета”, регулирующий замену военнослужащих в Афганистане, касался лишь боевых частей. Наши выпускники прибывали в Афганистан в различные годы со всех уголков нашей страны в составе полков, эскадрилий, звеньев и одиночно. Летали на разных типах самолетов и вертолетов. За весь период афганской войны в составе каждого полка или отдельной эскадрильи, дислоцировавшихся в Афганистане, воевали наши выпускники. Многие базировались в гарнизоне Баграм, где были на вооружении штурмовики Су-25, а вели боевые действия по всей территории Афганистана в зависимости от того, где проходили бои наземных войск с бандами мятежников.

Первой эскадрильей Су-25, которая действовала в Афганистане, была эскадрилья Ситолчайского полка, замполитом которой был выпускник нашего училища 1972 года майор Козырев Б.В.

Не всегда завершались боевые действия победами. Во всякой войне есть боевые потери, гибнут люди. Не вернулись с Афганистана выпускники Павлюков К.Г., Палтусов В.А., Земляков В.Н., Чистеев М.А. Память о погибших наших выпускниках мы будем всегда бережно хранить».

Выпускники Барнаульского училища проявляли героизм не только в небе Афганистана, но и укрепляли и продолжают укреплять обороноспособность страны в наши дни.

Осенью 2000 года выпускник Барнаульского училища 1977 года А.Г. Ренёв, командуя эскадрильей истребителей Су-27, участвовал в операции по преодолению противовоздушной обороны американской авианосной многоцелевой ударной группировки во главе с авианосцем «Китти Хок», находящейся в Японском море в 300 км от российской границы.

В облете американского многоцелевого авианосца «Китти Хок» участвовали два самолета-разведчика Су-24МР и прикрывающее их звено истребителей-перехватчиков Су-27 из состава 11-й армии ВВС и ПВО. По словам бывшего тогда Главнокомандующим ВВС России А.М. Карнукова, «это была плановая разведка, в ходе которой, однако, решались необычные задачи», а результаты разведки оказались впечатляющими. Су-24МР выполнили несколько заходов на авианосец, фотографируя все, что происходит на полетной палубе. На снимках была зафиксирована паника на борту корабля: моряки начали срочно рубить шланги, соединявшие авианосец с танкером, осуществлявшим в то время передачу на борт «Китти Хока» топлива. Истребители F/A-18 удалось поднять в воздух с палубы авианосца лишь после второго захода российских разведчиков, однако Су-27 их сразу же увели в сторону от корабля отвлекающим маневром, что позволило самолетам-разведчикам выполнить еще несколько полетов над совершенно беззащитным с воздуха судном. Участники этой операции были представлены к государственным наградам.

Выпускники и сотрудники Барнаульского высшего военного училища летчиков – Герои Советского Союза и Российской Федерации

-8

Константин Григорьевич Павлюков окончил БВВАУЛ в 1984 году и был направлен для прохождения службы в Прикарпатский военный округ. Два года спустя прибыл на замену в 378-й отдельный штурмовой авиационный полк, базировавшийся на аэродроме Баграм (Афганистан). Совершил около 70 боевых вылетов. 21 января 1987 года при выполнении задания по прикрытию транспортной авиации от атак с земли на третьей минуте полета самолет Су-25 старшего лейтенанта Павлюкова был сбит ракетой американского переносного зенитно-ракетного комплекса «Стингер». Он катапультировался, но на земле оказался в окружении душманов. Около часа он отстреливался из автомата и пистолета. Когда закончились патроны, Павлюков подорвал себя и окруживших его душманов, в том числе главаря банды, гранатой.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1987 г. старшему лейтенанту К.Г. Павлюкову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Приказом Министра обороны СССР он навечно занесен в списки БВВАУЛ. Его имя присвоено школе, в которой учился герой, а также Барнаульской школе-интернату с первоначальной летной подготовкой. На территории летного училища в 1987 г. был установлен бюст Героя Советского Союза К.Г. Павлюкова.

-9

Александр Владимирович Руцкой после окончания БВВАУЛ в 1971 году служил в Борисоглебском высшем военном авиационном училище имени В.П. Чкалова и Группе советских войск в Германии. С 1985 года проходил службу в Афганистане, занимал должность командира отдельного авиационного штурмового полка 40-й армии. Летал на штурмовике Су-25. В апреле 1986 г. был сбит. Руцкой успел катапультироваться, однако при ударе о землю серьезно повредил позвоночник. После лечения вернулся в строй и вновь был направлен в Афганистан на должность заместителя командующего Военно-воздушными силами 40-й армии

4 августа 1988 г. был сбит в приграничной с Пакистаном провинции Хост истребителем F-16 пакистанских ВВС. Пять дней уходил от преследования, но был захвачен в плен душманами и переправлен в Пакистан, позже передан советским дипломатическим представителям в Исламабаде. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 декабря 1988 г. полковник А.В. Руцкой был удостоен звания Героя Советского Союза.

Участвовал в политической деятельности, занимал должности вице-президента Российской Федерации, губернатора Курской области, являлся членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

-10

Игорь Иванович Маликов окончил БВВАУЛ в 1977 г. и был оставлен в нем летчиком-инструктором. В 1985 г. начал карьеру испытателя, проходил службу в Государственном летно-испытательном центре Министерства обороны имени В.П. Чкалова, который возглавил в 1999 г. Заслуженный военный летчик Российской Федерации, летчик-испытатель 1-го класса, имеет налет более 3 тысяч часов. Освоил 57 типов воздушных судов, проводил испытания самолетов Су-27М (Су-35), Су-27ИБ (Су-32), Су-37 (Су-47), Су-27 без «фонаря» – защитного стеклянного колпака.

Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2000 г. за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники в условиях, сопряженных с риском для жизни, И.И. Маликову присвоено звание Героя Российской Федерации. Также он награжден тремя орденами Мужества.

-11

Владимир Владимирович Юрченко после выпуска из БВВАУЛ в 1980 г. служил в штурмовой авиации Прибалтийского и Забайкальского военных округов и Группы советских войск в Германии. C 1991 г., окончив Центр подготовки летчиков-испытателей в Ахтубинске, находился на летной работе в Государственном летно-испытательном центре имени В.П. Чкалова (Астраханская область), с 1998 г. – на аэродроме Чкаловский (Московская область). Испытывал тяжелые бомбардировщики, военно-транспортные самолеты. В числе освоенных им типов самолетов: Як-28, Су-24, Су-17, Ту-16, Ту-22, Ту-95, Як-40, Ан-26, Ан-72, Ан-70, Ил-76, Ил-18 различных модификаций. Имеет общий налет более 2,8 тысяч часов. Военный летчик 1-го класса, летчик-испытатель 1-го класса.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, Указом Президента Российской Федерации от 17 августа 1999 г. полковнику В.В. Юрченко было присвоено звание Героя Российской Федерации.

-12

Поташов Валерий Серпионович в 1971 году окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков (первый выпуск). Начинал службу лётчиком-инструктором 96-го учебно-боевого авиационного полка Барнаульского ВВАУЛ (город Камень-на-Оби Алтайского края). В 1978-1980 годах командир звена 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 132-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Прибалтийского военного округа.

С 1980 года – старший лётчик-испытатель, затем заместитель начальника по лётно-испытательной работе 195 военного представительства Министерства обороны СССР и РФ на Новосибирском авиационном заводе имени В. П. Чкалова, а с 2010 года – заместитель начальника лётно-испытательной станции по лётной службе Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова (ныне филиал ПАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В. П. Чкалова»). Проводил лётные испытания боевых самолетов Су-15УМ, Су-24, Су-24М, Су-24МР, Су-24МП, Су-24МК, Су-24М2, Су-27, Су-27ИБ, Су-34, а также самолётов гражданской авиации Ан-38-100, Ан-38-120, Ан-38-200.

В 2000-2010 годах 6 раз был в командировках в Алжирской Народной Демократической Республике по выполнению условий контракта по испытанию самолётов Су-24МК после сборки. Параллельно переучивал лётчиков ВВС Алжира с самолёта МиГ-23 на Су-24МК по всем видам лётной подготовки днём и ночью, в ПМУ и СМУ, в том числе и дозаправки топливом в полёте, а также полётам на малых высотах над Средиземным морем.

Полковник в отставке. Лётчик-испытатель 1-го класса. Общий налёт составляет 4800 часов, из них 3500 на испытаниях.

Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 2016 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Поташову Валерию Серпионовичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

-13

Виктор Николаевич Бондарев проходил обучение в Борисоглебском высшем военном авиационном училище летчиков им. В.П. Чкалова. С 1981 по 1989 г. служил на должностях летчика-инструктора, старшего летчика и командира звена в 44-м учебном авиационном полку, который обеспечивал учебный процесс БВВАУЛ. Принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе, совершил более 400 боевых вылетов.

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. полковнику Бондареву было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков имени Главного маршала авиации К.А. Вершинина (БВВАУЛ)

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен