Найти тему
Одиссея Алексея

СТОА Варшавский - заброшенный памятник советской универсальности

Привет, друзья!

СТОА Варшавский/Автоград.
СТОА Варшавский/Автоград.

Варшавское шоссе на пересечении со МКАД отмечено архитектурной, своего рода, доминантой. И пусть не в высоту, но огромная бывшая станция технического обслуживая автомобилей «Жигули» до сих пор стоит и поражает воображение своей архитектурой и впечатляет своим заброшенным состоянием.

И конечно же мы немного погрузимся в историю. В начале 1970-х годов правительство начало активную реализацию проекта по созданию «народного автомобиля». Им стал ВАЗовский «Жигули», копия итальянского автомобиля фирмы Fiat. И, само собой, для народного автомобиля требовались пункты сбыта и ремонта. Как раз в Москве таким местом был СТОА Варшавский.

Внутри парящего треугольника, выставочного зала. Фото автора.
Внутри парящего треугольника, выставочного зала. Фото автора.

Параллельно со строительством завода в Тольятти, архитектор Леонид Павлов вместе со своим коллективом начал проектировать будущую станцию технического обслуживания автомобилей. Примечательно то, что перед проектированием, Павлова отправили в Европу, ознакомиться с реализованными подобными проектами зарубежных автомобильных производителей и перенять их опыт.

Строительство велось из каталожных элементов, производимых в тот момент на домостроительных комбинатах. Проект не был реализован в полном объёме. Например, из первоначального проекта не построили испытательный полигон и жилой комплекс, видимо предназначавшийся для проживания сотрудников СТОА рядом с работой. Однако сам техцентр начала функционировать в полном объеме уже в начале 1970-х годов.

Огромный стилобат технического центра предлагал весь перечень всевозможного технического обслуживая автомобилей семейства «Жигули». А в парящем на стилобатом, огромном треугольнике был организован выставочный зал с автомобилями марки ВАЗ.

В центре треугольника сделали огромный пандус. Предполагалось, что покупатель приобретая автомобиль, мог съехать по пандусу в техническую зону для завершения покупки, возможно постановки на учет и реализации каких-то дополнительных технических задач. Однако, конечно всё работало далеко не так, судя по воспоминаниям в сети. Кстати пандус спускался прямиком в длинный тоннель, проходящий под всем зданием. Также бытует легенда, что он соединялся с веткой метро, но это не соответствует действительности.

СТОА на Варшавском шоссе пользовалась огромной популярностью у автолюбителей и считался престижным местом. Ровно до того, как СССР не стало, а в Россию хлынул поток подержанных иномарок. В последствии комплекс попал в частные руки, и сдавался по частям в аренду. В выставочном зале был знаменитый на всю Москву картинг-центр.

В 2000-2010 годы планировался снос автотехцентра со строительством торгового центра и жилья на соседнем участке. Позже ходили слухи о реализации на этом месте огромного парка аттракционов. Последнее время здание полу заброшено и представляет собой жуткое зрелище. Однако новые владельцы не торопятся его сносить. Есть робкое предположение, что его хотят отреставрировать и организовать там подобие АТЦ «Москва» на Каширской.

Вид на СТОА Варшавский пару-тройку лет назад.
Вид на СТОА Варшавский пару-тройку лет назад.

Спасибо за внимание.

И еще пара интересной архитектуры советского периода:

___________________________

Все фотографии и видео на канале сделаны мной, если не указано обратного.

Пока я исследую мир в поисках интересного не забудьте подписаться, поставить лайк и оставить свои мысли в комментариях.