В 98% случаев кредитные продукты являются необеспеченными займами, то есть такими которые выдают и получают физические лица или в некоторых случаях возможно конечно и участие юридических лиц, но такое встречается гораздо реже.
Разумеется, как и в случае с банками, такие займы подразумевает определенную ставку, то есть процент, под который кредитор ссужает средства. Иногда процентная ставка может быть фиксированной, а иногда – скользящей. Скользящие ставки определяются методом обратного аукциона, что означает, что заемщик сам указывает верхний предел ставки, под которую он будет согласен взять ссуду, а в это время потенциальные инвесторы устраивают торги на понижение ставки, так как каждый из них заинтересован в этой сделке.
Если говорить о площадках, которые занимаются организацией таких займов, то они, в свою очередь, также получают определенный процент от комиссионных платежей. Комиссионные платежи снимаются с обеих сторон-участников сделки.
Р2Р кредитование — что это такое и его назначение
Гораздо более выгодные условия для заемщика и инвестора по сравнению с кредитными организациями сегодня предлагают p2p-платформы, довольно успешно конкурирующие в текущих рыночных условиях с банками.
Давайте более подробнее разберем определение данного термина и посмотрим что это вообще такое. Название происходит от сокращения английского «peer-to-peer», что дословно можно перевести как «кредитование от человека к человеку». По-другому такой вид займа еще называется «равноправное инвестирование» или «социальное страхование».
P2p-кредитование – это метод осуществления финансовых операций, при котором заем денег осуществляется без участия банков, а кредитором чаще всего является физическое лицо. Аббревиатура p2p расшифровывается как peer-to-peer, что буквально переводится как «равный к равному».
P2p-платформы связывают тех, кто готов дать в долг с теми, кому нужны деньги. Сервис осуществляет скоринг заемщиков, обеспечивает удобство оплаты по выданным кредитам.
Таким образом, пиринговое кредитование, также сокращенно называемое P2P-кредитованием, - это практика одалживания денег частным лицам или предприятиям через онлайн-сервисы, которые подбирают кредиторов и заемщиков.
P2p-кредитование хорошо развито на Западе, а вот в Китае, например, переживает настоящий бум. По прогнозам Foundation Capital, к 2025 году объем мирового рынка p2p-кредитования может достигнуть $1 трлн. Центральное правительство Китая не предпринимает упреждающих регуляторных мер в ответ на рост P2P-кредитования, но принимает жесткие меры по контролю рисков после начала рыночного кризиса.
К слову, Lending club – текущий лидер на рынке P2P в США и один из первых кто пилотировал данную форму инвестиций и выдачу займов через онлайн площадку, объединяющую инвесторов и заемщиков для выдачи и привлечения займов без посредничества банков, - был первым одноранговым кредитором, который зарегистрировал свои предложения как ценные бумаги в Комиссии по ценным бумагам и биржам и предложил торговлю ссудами на вторичном рынке.
Почему P2P пользуется спросом
С 2010 года наблюдается взрывной рост «альтернативного» онлайн кредитования. Технологический прогресс в финтех кредитовании и аналитике больших данных трансформирует способы привлечения финансирования как физическими лицами, так и малым и средним бизнесом. Объемы такого кредитования пока несопоставимы с банковским, но число финтех компаний, предлагающих альтернативные способы привлечения займов – растет.
Новые технологические платформы, использующие аналитику больших данных и дополнительные источники косвенных данных о кредитоспособности заемщика, крайне интересны для малого бизнеса, особенно для компаний с короткой или совсем без кредитной истории.
В дополнение к этому тренду растет число молодых потребителей, которым более комфортно инвестировать или привлекать займы онлайн, и гораздо более предпочтительно, чем обращение в традиционный банк.
В течение последних 10 лет онлайн кредитные платформы трансформируются из простого посредника между инвестором и заемщиком в более сложные сети, связывающие инвестиции от институциональных инвесторов, прямое кредитование (выдача займов самой площадкой) и операции по секьюритизации займов.
Некоторые платформы стали объединять усилия по кредитованию с обычными банками.
Онлайн платформы P2P кредитования использует свои собственные алгоритмы для определения кредитоспособности заемщиков.
Поскольку информация носит частный характер, то можно сделать только предположение, какие площадки используют какую информацию. К такой дополнительной информации, не используемой банками, могут относиться данные о продажах от Amazon, eBay и других маркетплейсов (российских аналогов – Яндекс. Маркет), данные о перевозках от почтовых операторов, анализ поступления наличной выручки, транзакций по картам и оплаты по счетам, информация из социальных сетей для анализа отношения потребителей к продуктам/услугам компании. необходимо отметить, что площадки онлайн кредитования повышают финансовую доступность кредитов.
Это возможно во многом за счет того, что традиционные банки отказывают большинству заемщиков с нулевой или короткой кредитной историей, в то время как те же заемщики обычно имеют шансы получить займ через P2P площадку. Отмечается это особенно в отношении займов суммой менее 50 000 долларов США.
Анализ P2p-кредитования как метода осуществления финансовых операций показал, что в последнее время нередко участниками рынка становятся также институциональные игроки, которые выступают кредиторами, фондируя существенный объем выдаваемых кредитов за счет своих финансовых активов с перспективой перевода в цифровые валюты, тем самым уравновешивая балансовую отчетность и равноценность денежных эквивалентов на рынке криптовалют.
И банки, которые уже не первый год испытывают конкурентное давление со стороны финтех-компаний и p2p-сервисов, начинают переманивать их клиентов (исследование международной консалтинговой компании McKinsey). В ближайшее время растущая отрасль способна отобрать у традиционных банков 10% их прибыли, или порядка $105 млрд.
PricewaterhouseCoopers прогнозирует, что восемь из десяти банков могут в ближайшие 3-5 лет создать стратегические партнерства с p2p-сервисами и цифровыми платформами денежных переводов.
P2P-кредитование в России
В России взаимное кредитование граждан не получило такого развития, как в Великобритании, США или Китае. Счет сайтов, где обычные люди предлагали займы друг другу, шел не на тысячи или сотни, а в буквальном смысле на единицы.
Платежеспособные и дисциплинированные граждане нашей страны привыкли оформлять кредиты в банках по вполне приемлемой ставке 15-19 % годовых. Потенциальными клиентами первых отечественных онлайн-сервисов P2P-займов оказалась те же самые люди, что и заемщики многочисленных МФО. Это либо граждане с низким уровнем дохода и большим числом действующих кредитов (и, соответственно, с высоким риском невозврата полученного займа). Либо хитрецы, которые изначально не собирались отдавать легко полученные через интернет деньги.
Несколько лет платформы следовали общим нормам российского законодательства. Нет конкретных нормативных актов, которые бы регулировали деятельность инвестиционных сервисов. Долгое время рынок формировался стихийно.
Молодые российские интернет-проекты не обладали эффективными инструментами для определения уровня надежности потенциальных заемщиков и возврата неоплаченных кредитов. Инвесторы российских P2P-сервисов быстро столкнулись с большим уровнем дефолтов по займам. Возврат выданных в долг средств через суд оказался процедурой очень длительной и хлопотной. И через несколько лет после начала работы подобных сервисов частные инвесторы в них полностью разочаровались.
Так, одним из первых российских проектов по P2P-кредитованию стал сайт «Вдолг.ру», открытый при содействии известного интернет-портала «Банки.ру». Год основания проекта — 2010. Сайт не выдает займы с 2016 года. Причина — повышенный уровень дефолтов (невозврата) кредитов.
На сервисе взаимного кредитования Loanberry» в течение нескольких последних лет красуется статистика: «Новые заявки 0», «Недавние займы 3». Сервис больше не работает.
Сервис «Займиго» переквалифицировался в обычную МКК с займами под 1,5 % в день и жесткими способами работы с просроченными микрокредитами. Порог вхождения для частных инвесторов в эту организацию повысился с 50 тысяч рублей до 1,5 миллионов.
С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Это главный закон для инвестиционных платформ в России, который устанавливает основные правила для работы всех инвестиционных площадок:
— определяет деятельность по организации инвестиций;
— устанавливает требования к платформам, участникам и операторам;
— вводит ограничения для участников и организаторов;
— предусматривает условия инвестирования.
С 1 июля 2020 года всё P2P-платформы обязаны следовать этому закону. Компании, которые не вступят в реестр и не будут соответственность требования Центробанка, не смогут продолжить работу.
В дополнение к указанному законодательному нормативу в России идет обсуждение использования цифровых финансовых активов (ЦФА) и криптовалют в международных расчетах, а также находятся на рассмотрении законопроекты о регулировании майнинга и налогообложения цифровых валют.
Представители компании GMT Legal и эксперты Moscow Digital School рассказали «РБК-Крипто» о тенденциях в регулировании рынка цифровых активов в России в 2024 году.
Сотрудничество как ключ к повсеместному распространению и успеху
Учитывая недавний импульс внедрения P2P, на рынок выходит множество решений, партнерств и игроков. И хотя крупные банки удвоили свои усилия с акцентом на безопасность и исполнение транзакций в режиме реального времени, наиболее широко распространенные на сегодняшний день финтех-P2P-решения доступны клиентам независимо от банковских отношений. Они сосредоточены на предоставлении дифференцированного опыта, который выходит за рамки самого платежа, в то время как предлагаемые банком решения делают акцент на транзакции, а не на социальном/интерактивном аспекте платежа.
Поскольку наличные деньги удовлетворяют большинство предполагаемых потребительских потребностей в обмене с низкой стоимостью и повсеместном принятии, ключ к расширению цифрового принятия может заключаться в нефинансовых социальных аспектах опыта. Платежные приложения для смартфонов могут включать поддержку сообщений (включая смайлики) и изображений, а также могут поддерживать групповой чат как часть процесса оплаты, что сильно отличается от транзакций наличными. Финтех-компании геймифицировали P2P-транзакции и создали социальный компонент платежа (Venmo), стимулируя их внедрение. Другие тяжеловесы социальных сетей в настоящее время стремятся интегрировать P2P-платежи в свои платформы обмена сообщениями.
Место для нескольких победителей
P2P-предложения от банков и финтех-компаний в настоящее время предоставляют различные ценностные предложения, при этом потребители используют продукты по-разному. P2P — это не та сфера, которая обязательно поддается какому-то одному явному победителю. Банки могут использовать опыт управления рисками и мошенничеством для улучшения и расширения своих предложений по платежам со счета на счет в режиме реального времени; Финтех-компании могут продолжать привлекать клиентов с помощью функций и возможностей, которые создают уникальный платежный опыт. Interac и WeChat предоставляют примеры успешных P2P-продуктов, созданных банками и финтех-компаниями соответственно.
Со временем технологии и регулирование будут продолжать развиваться, и поддерживать существующие источники дифференциации может быть непросто. Расширение электронных переводов средств (EFT) позволит финтех-провайдерам обеспечить более быструю доступность средств непосредственно с банковского счета для клиентов, закрывая разрыв в ценностном предложении с банковскими решениями.
А банки учатся у финтех-провайдеров и сотрудничают с ними, чтобы более эффективно взаимодействовать с клиентами, а также используют свой опыт управления мошенничеством и рисками для упрощения платежного процесса конечных пользователей.
Несмотря на то, что между продуктами, предлагаемыми банками и финтех-компаниями, может наблюдаться некоторая конвергенция, эти провайдеры продолжат фокусироваться на разных бизнес-целях. И надо принимать во внимание, что широкий спектр поставщиков решений обеспечит удовлетворение текущих и будущих потребностей клиентов, а также эволюцию рынка криптовалют, с использованием P2P-кредитования, в целом.