Приветствую Вас, дорогие читатели журнала Петербургская рыбалка!
Зима не самый интересный сезон по рыбалке в близи населенных пунктов. Потому что ежегодный рыболовный прессинг, умноженный на принцип все что поймал унес домой, откладывает свой отпечаток на размер рыбы своей мечты. Хочется вырваться куда-нибудь подальше и поймать заветный трофей, а далее простор фантазии сдерживается, наверное, только скромностью мечты или финансовыми возможностями.
Нижняя Волга, все реже радует солидными трофеями в силу разных обстоятельств. Здесь комплекс причин – техногенное загрязнение воды, сброс воды в период нереста или созревания икры, рыболовный прессинг разной направленности. Обилие рыболовных баз и стихийные палаточные лагеря с любительско-жадным ловом на современные снасти без отпускания рыбы. Плюс браконьерский лов рыбы на продажу.
В силу географической особенности щука на Нижней Волге не достигает желанных десяти, двенадцати и более килограммов. Как утверждают ихтиологи, теплый климат дает возможность щурятам быстро расти и уже через два года они начинают нереститься, отдавая жизненную энергию будущему потомству. Еще один момент - человек, на протяжении веков забирал в первую очередь крупные особи, создавая тем самым искусственный отбор. Выживали мелкие. Это привело к тому, что сложилась популяция некрупной щуки. И не только ее.
Северные рыбы растут медленнее южных собратьев. Холодная вода и короткое лето сильно задерживают обмен веществ у хладнокровных обитателей. Учитывая более скудную кормовую базу северных водоемов (по сравнению с Волгой и Доном) щука тоже не всегда успевает набрать сил для развития половых продуктов. При этом рыба продолжает расти.
Зато, когда создаются благоприятные условия, крупная рыба даст в тысячи раз больше икринок, чем мелкая. Такая стратегия выживания. На этот фактор накладывается меньший рыболовный прессинг, плюс полноводные ежегодные весенние разливы, создают отличные условия для нереста и развития мальков. Видимо, именно поэтому своих трофейных щук на одиннадцать и двенадцать с плюсом я поймал именно в таежных реках и озерах в сотнях километров от деревень и поселков. Поэтому, когда меня позвали на рыбалку в Ханты-Мансийскую тайгу, я сразу согласился.
Обычно по заснеженным болотным просторам мы едем караваном на снегоходах с санями. Но принимающая сторона, сумела нас удивить. Болотоходы Шерп были нашей техникой на все дни рыбалки.
Преодолевая незамерзшие болота и мелколесье нас привезли на таежные озера, где от одного берега до другого было местами было несколько километров болотистой местности. Если смотреть на карту, то озера соединяются между собой в сложную сеть с системой проток и ручьев. Для рыбы это просто рай. Летом, по болотам, сюда рыбакам из ближайших поселков не добраться. И зимой с меньшими затратами можно найти рыболовные точки, пусть и не с трофейной рыбой гораздо ближе к жилью.
На рассвете нас высадили на лед, и мы разошлись в разные стороны, в поисках удачи стали хаотично сверлить лунки в поисках той самой – золотой, которая принесет долгожданный трофей. Рыбалка осложнялась тем, что не было карт глубин, поэтому действовать приходилось практически вслепую. Глубина везде была на уровне двух метров. Все настроены на лов щуки и горбатого окуня. Но первая поклевка принесла сорожку.
Стратегия ловли родилась сразу. Несколько забросов приманки в лунку, обловили все горизонты, идем дальше и повторяем все заново. Если нет поклевок, переезжаем на новое место или другое озеро.
В нескольких местах, как правило ближе к вечеру, был славный клев окуней. Размер не трофейный, зато это прекрасная наживка для жерлиц. Они атакуют предложенные блесны и VIB жадно, не пугаясь крупного размера приманки.
После того, как все участники экспедиции поели за ужином уху, жареных окуней, и погасили немного рыбацкий азарт на первый план выходит поимка крупного трофея. Но его еще надо найти.
На удивление, некоторые озера оставались пустыми по поклевкам, ходя друзья утверждали, что весной и осенью здесь можно ловить пока не устанет рука. Думаю, что это проходные места на нерест и на зимовку в этом бескрайнем болотно-озерном море. А раз так, значит есть и зимовальные места, куда скатывается малек и хищник. Надо только найти их.
Дно озер покрыто слоем торфа, все поклевки происходят в толще воды или под самой лункой. Зимний замор на таких водоемах обычное дело, и мы решили поменять тактику поиска. Гипотетически тут должны быть ручьи, впадающие в озера, в которых должно быть чуть больше кислорода. Ролики в интернете, где рыбаки черпают окуней и щук руками или сачками на мелководье в торфяной воде подчеркивают наши догадки.
В последний день, мы искали именно такие ручьи и в одном месте нашли свое рыбацкое счастье. Тут и окунь был покрупнее. Это объяснимо – крупной рыбе нужно больше кислорода. Он был активный на поклевку, и также не разборчив в размере приманки.
На окраине окуневой стаи, и в стороне от ходящей группы рыбаков на обычный кастмастер медного цвета в отвес попалась пятикилограммовая щука. После двадцатиминутной борьбы и попытки завести ее голову в лунку мы справились с задачей. Как мы поняли, крупный местный хищник выходит на охоту в сумерках.
Душевная команда, хороший трофей. Что еще надо для настоящего рыбацкого счастья?
Евгений Кузнецов, специально для журнала Рыбалка GROUP
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ / КАНАЛ VK/ НАШ САЙТ
Пробуйте, экспериментируйте – и у вас всё получится. Удачи! 😉
P.S. Друзья, не забываем комментировать статьи, и подписываться на журнал, сейчас для нас это как никогда важно, чтобы сохранить одно из последних печатных рыболовных изданий в России - Петербургская рыбалка!