Найти в Дзене

CLASSIC: Scorpions. Eye II Eye (1999). Рецензия

Автор: Алекс Лоренц

Жанр: hard rock | experimental rock

Страна: Германия

Лейбл: EastWest

Дата выхода: 9 марта 1999

Памяти Джеймса Коттака (1962 2024).

Почти у всех выдающихся музыкантов случаются кризисы. Обычно из-за дрязг в коллективе или падения интереса к музыкальному направлению. Принято считать, что у немецких рокеров Scorpions такой «нехороший» период пришелся на конец девяностых. Но так ли это? Действительно ли он «нехороший»? Давайте разберемся на примере альбома «Eye II Eye».

«Скорпы», долгожители немецкой рок-сцены (группа организовалась аж в 1965 году, первый альбом в вышел в 1972-м), добились ошеломляющего успеха в конце восьмидесятых — начале девяностых с альбомами «Crazy World» (1990) и «Face the Heat» (1993). Это тяжелые, зубодробительные, драйвовые работы с простыми до прилипчивости риффами Рудольфа Шенкера, классными солягами Маттиаса Ябса и превосходным, пробирающим до аксонов и дендритов, вокалом Клауса Майне.

Казалось бы, все круто, но… к середине последней декады века интерес к року резко обвалился. Даже монстрам вроде «Скорпов» было трудновато удержаться на плаву. В 1996 году «скорпионами» овладело слезливо-балладное настроение в альбоме «Pure Instinct» с его хитом-на-все-времена «You & I» и «Are You the One» с плачущими синтезированными скрипками — последняя изначально сочинялась Шенкером и Майне для Бонни Тайлер.

«Pure Instinct» навсегда остался в истории музыки с клеймом «Слишком много баллад». Впрочем, надо отдать должное — в альбоме нет ни одной скучной песни, какими бы «сопливыми» они ни казались.

Альбом вызвал легкое недоумение не только у слушателей. Задолго до того, как они его услышали, группу покинул барабанщик-долгожитель Герман Раребелль — не захотел играть «это дерьмо». Вот так вот. Думаете, «Скорпов» это остановило? Отнюдь. Три года спустя они еще больше огорошили публику альбомом «Eye II Eye».

В 1999 году в состав группы входили: укоренившееся за двадцать лет ядро в составе Клауса Майне, Рудольфа Шенкера и Маттиаса Ябса, басист Ральф Рикерман и новый американский барабанщик Джеймс Коттак, который в конце восьмидесятых бодро стучал в Kingdom Come… Кстати, так уж вышло, что Джеймс недавно умер. Поэтому давайте посвятим этот текстовый материал его памяти.

В записи приняли участие еще куча бэк-вокалистов (в том числе тот самый Герман Раребелль в песне «Mind Like a Tree»), Петер Вульф на клавишных (их здесь необычайно много), легендарный Мик Джонс из Foreigner на акустической гитаре в песне «10 Light Years Away».

Если «Pure Instinct» вызвал у публики ряд вопросов, то «Eye II Eye» поверг эту самую публику в шок. И до сих пор повергает. Здесь ветераны и главные популяризаторы немецкого харда напропалую экспериментируют с драм-машиной, клавишными и прочими попсовыми фишками. Из-за этого альбом принято считать чуть ли не позорным. Но ни фига подобного — это не так. Никакой он не позорный. Попсовый — да. Но, справедливости ради, любая музыка, нацеленная достучаться до аудитории и заработать денег, — попсовая, будь это хоть самый подпольный в мире арийско-языческо-православно-мусульманский блэк-метал.

Своим поклонникам на радость, а лютым недоброжелателям назло «Скорпы» опять напичкали пластинку из четырнадцати песен балладами по самую хряпку. Это и надрывная «Obsession», и латинистая «10 Light Years Away», и японистая «What U Give U Get Back», и медитативная «Skywriter», и насквозь мейнстримовая «Eye II Eye» с ужасно прилипчивым гитарным проигрышем в духе какой-нибудь Алсу. Но не за это — нет, не за это! — мы любим «Скорпов».

В отличие от «Pure Instinct», тут у нас навалом не только баллад, но и хардовых боевиков. Взять хотя бы открывающую «Mysterious». До гениальности простой основной тяжелый рифф в сочетании с вставками драм-машины — классное хардовое музло с легким уклоном в диско. Примерно в том же ключе — «To Be #1». Тоже тяжелые, рубящие риффы, бодрый ритм и драм-машина. Тут Маттиас Ябс еще и применил свой волшебный скрипучий гитарный ток-бокс. Лишний ток-бокс — никогда не лишний!

«Mind Like a Tree» — тяжеленный, напористый среднетемповый хеви-метал с выпирающими клавишными, оркестровками, медитативными вокально-клавишными вставками, философским текстом Клауса Майне и мощным бэк-вокалом бывшего барабанщика Германа Раребелля. «Yellow Butterfly» — тоже философская притча с элементами баллады, мрачным мистическим текстом и гитарными проигрышами, что имитируют хлопанье стальных бабочкиных крыльев.

«Freshly Squeezed» — классный модернизированный зажигательный рок-н-ролл, как и заводная «Priscilla» о стокгольмском синдроме домохозяина по отношению к надоедливой тараканихе.

Дальше — «Du Bist So Schmutzig». К сочинению сюда с порога допустили барабанщика Джеймса Коттака. Это первая песня «Скорпов» на родном языке (если не считать пары каверов на Sweet в семидесятых), но не то чтобы полностью — Коттак не только принял участие в сочинении, но и спел на английском «мостики» вполне себе в стиле панка.

«Aleyah» — прекрасный образец традиционного, настоянного на двух классных гитарах скорповского хард-рока с ближневосточными нотками, от которого тело рвется в пляс. А завершает это коллективное безобразие сольная фортепианная композиция Клауса Майне «A Moment in a Million Years» — своего рода ответ на свою же «When the Smoke Is Going Down» 1982 года из альбома «Blackout».

«Eye II Eye» — классный экспериментальный альбом. Увы, сами создатели его очень стесняются и до сих пор не переиздают. А зря.