Одна из главных достопримечательностей Ярославля- губернаторский дом.
Вообще-то строили дом не для губернатора. Для императора. По повелению Александра I.
Как путевой дворец.
Россия- страна огромная. Концы неблизкие. Самолетов не было. На конной тяге перемещались. В том числе и императоры. Вот и начали путевые дворцы строить. Чтобы их императорские величества отдохнуть в пути могли. С комфортом.
На питерском тракте больше десятка таких дворцов построили.
Ну питерский тракт понятно. Государи постоянно между двух столиц шастали. А тут? Куда победитель Буонопарта и освободитель Европы после Ярославля собирался двигаться?
Взгляните на карту. Севернее Ярославля из больших городов только Архангельск да Вологда. За четверть века царствования Александр I побывал в этих своих городах. По одному разу.
В Архангельск император из Санкт-Петербурга выехал. Через Новую Ладогу, Вытегру, Каргополь и Холмогоры в Архангельск и обратно. Ярославль далеко в стороне остался. Красным кружком отмечен.
А Вологду вообще со стороны Вятки (ныне Киров) заехал. И опять Ярославль мимо.
Короче, понял император малую перспективность своей затеи. Отдал свой путевой дворец под губернаторский дом.
Александр все таки побывал в Ярославле. Первый раз еще молодым цесаревичем. Папашу сопровождал. Павла I.
Второй раз его принимали в этом губернаторском доме. В 1823 году.
После Октябрьской революции губернатора выселили. При коммунистах на доме табличка висела. Мол, именно здесь была провозглашена Советская власть в Ярославле.
А потом музей открыли. Художественный. Собрали картины с разграбленных дворянских поместий. Третьяковка и Русский музей кое чем поделились
Вот и сейчас в музее выставка из собрания Государственного Русского музея. Айвазовского. К 225- летию со дня рождения Пушкина.
- День рождения Пушкина, а выставка Айвазовского?- удивится читатель.
В этом вся изюмина. По замыслу устроителей. Но об этом чуть позже.
На выставку привезли 19 полотен. Еще две из местной коллекции.
Маринист был чрезвычайно плодовит. На сегодняшний день официально признанными подлинниками являются более 50 тысяч картин мариниста. Хотя за всю жизнь Иван Константинович написал чуть более 6000 картин.
Вот такой парадокс.
Хотя 6000 тоже впечатляет.
И картины все не маленькие. Не на каждую стену поместятся. Устроители самые большие залы освободили.
Из гардероба парадная лестница.
В центре зала- новогодняя ель.
Народ бродит. Внимательно смотрит.
Ищет. Где же «Девятый вал»? Не привезли.
Но и другие картины достойны.
А вот и изюмина. Но для этого на следующий этаж подняться.
В небольшой, после парадных залов, полутемной комнате «А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца».
В глубине. На фоне белой простыни.
Для полноты впечатления, тревожную музыку запустили. С шумом моря.
Про Пушкина у мариниста несколько картин. Почему эту привезли? Пушкина особо и не разглядеть. А войти в комнату нельзя. Вход ленточкой перегорожен.
Самая знаменитая картина Айвазовского с Пушкиным- «Прощание А.С.Пушкина с морем». Там наше все в полный рост изображен. Но- Репиным.
Изюминой любовались недолго. Время позднее. Ужинать пора.