Найти тему
Вечерняя Казань

Реку Киндерку в Казани отдают под уничтожение

Оглавление

Новый коттеджный посёлок грозит пересыханием притоку Казанки и создаст ещё больший дефицит воды в Волге, но об этом никто не думает.

Министерство экологии и природных ресурсов Татарстана
Министерство экологии и природных ресурсов Татарстана

Недавно исполком города утвердил проект планировки территории у посёлка Аки в Советском районе Казани. Развитие территории обсуждалось с 2021 года, тогда же, судя по документу, прошли общественные слушания, правда, информации по ним совсем нет. В тот год проект отправили на доработку, и вот на днях заказчик – ООО «Управляющая компания «Капитал-Траст-Инвест» – получил добро на строительство. Сейчас, судя по проекту, на территории поселка Аки будет построен настоящий микрорайон: общая площадь новой постройки – 172,9 гектара. 406 индивидуальных жилых домов общей площадью 40,8 тысячи квадратных метров, там же два детских сада на 80 мест каждый, школа на 560 мест и больница. Планируемая численность населения составила 1,3 тысячи человек.

Автор фото: скрин из сборника исполкома Казани
Автор фото: скрин из сборника исполкома Казани

Все бы ничего, только вопросом, как столь масштабное строительство отразится на природной составляющей территории, как оказалось, никто не озадачился. А ведь строительство пройдет вблизи (а может, и внутри) водоохранных зон реки Киндерки, Белянкинского леса. Совсем рядом хранилище подземных вод – Акинский водозабор. Последние пару лет экологи неоднократно обращали внимание на обмеление Киндерки и пересыхание родников в той части города из-за растущей антропогенной нагрузки.

В исполкоме города «Вечерней Казани» ответили, что Градостроительный кодекс России не предусматривает проведение экологической экспертизы при разработке проекта планировки территории, а данные земли давно отведены под жилую застройку. В министерстве экологии и природных ресурсов Татарстана подтвердили, что никакой экспертизы в данном случае законом не предусмотрено.

Напомним, в 2021 году уже была попытка построить у посёлка Аки коттеджи «Одинцовские усадьбы», да дело не пошло: вроде как местные жители были сильно против. Новая волна строительства в водоохранной зоне реки Киндерки началась летом 2023 года, тогда «Вечерняя Казань» писала о непонятной стройке прямо в Белянкинском лесу – те события оказались предвестниками более масштабного проекта.

Пока гром не грянет...

Всё лето 2023 года проходили нешуточные дискуссии по проблеме обмеления Волги и необходимости разумного отношения к расходу питьевой воды. Однако строительство у реки Киндерки, вблизи Белянкинского леса и Акинского водозабора грозит серьезным усугублением ситуации, ведь под угрозой исчезновения – приток Казанки и хранилище подземных вод.

Автор фото: министерство экологии и природных ресурсов Татарстана
Автор фото: министерство экологии и природных ресурсов Татарстана

– Моё мнение, что последствием будет уничтожение Киндерки. И водозабор здесь, и подземное месторождение, и река высыхает уже, – говорит профессор КФУ Нафиса Мингазова. –  Вообще экологическую экспертизу делает именно Минэкологии, но количество объектов экспертизы очень сокращено с 2008 года. Строительные объекты туда не входят, только строительство экологически опасных производственных. Поэтому строительство, по сути, никак не регламентируется, только если само население против. Но ведь не только экологическая экспертиза существует, есть ещё и понятие экологического контроля, где он? Если стройка планируется рядом с водозабором, там должен быть округ санитарной охраны – довольно значительный, около километра, будет ли это учитываться?

Интересно, что заказчик проекта – ООО «Управляющая компания «Капитал-Траст-Инвест» – хорошо известен Минэкологии Татарстана. С момента основании компании (в 2007 году) у них масса совместных судов. Министерство регулярно выставляет иски к ООО на возмещение ущерба за нарушение природоохранного законодательства. Неужели предыдущий опыт плохого отношения к природе не повод предпринять природоохранные меры заранее, а не после беды?

– К нарушениям природоохранного законодательства наше руководство настолько привыкло, что все нарушают теперь спокойно. Территория у поселка Аки с рекой и лесом – природный щит для Казани, и неразумные действия принесут серьёзные проблемы с воздухом и чистой средой для горожан. А это серьёзное нарушение прав на благоприятную среду. Не понятно, почему только исполком принимает решение о застройке? Ведь нужно учитывать, где застройка проходит, в данном случае экологические исследования все же должны быть. Иначе ущерб будет для всех жителей города, – говорит председатель республиканского совета Всероссийского общества охраны природы (ВООП) Татьяна Лядова. И ещё вопрос: в чьих интересах там строят жилье. Явно оно будет недешевым, а значит, не для простых казанцев.

Эколог отметила, что в Советском районе Казани большая нехватка зелёных насаждений, которые с каждым годом всё больше сокращают.

Что имеем не храним, потерявши плачем

В министерстве экологии пояснили, что строительство в водоохранных зонах допускается с учётом соблюдения нормативов. А также что вопрос о данном проекте лучше адресовать уполномоченному ведомству – Институту пространственного планирования Татарстана. «В целях увязки агломерационных связей, застройки жилья с возведением дорог, сетей и социальных объектов в республике создан Институт пространственного планирования Татарстана. Одной из целей деятельности является проведение аналитических и научно-исследовательских работ в области градостроительной деятельности, включая разработку прогнозов и концепций градостроительного развития, а также изучение социально-экономических, социальных, экологических факторов, оказывающих влияние на принятие в установленном порядке градостроительных решений. Институт курирует Минстрой республики», – сообщили Минэкологии Татарстана в телеграм-канале.

– Честно, мне совершенно непонятно, как и когда так случилось, что в экологической отрасли рухнула система сдержек и противовесов и теперь согласованием безопасности для природы, землеотвода, его перезонирования, согласования проектов его застройки занимается институт пространственного планирования и местные органы власти, чья узкопрофессиональная компетентность и контрольные государственные функции в области экологии под большим сомнением. А как же первичная часть экологического контроля министерства? – задаётся вопросом общественный инспектор ВООП Антон Бортяков. – В данном случае речь идёт о негативном воздействии врезок массивных фундаментов в водоупорные и водоносные слои, питающие нашу Казанку и её притоки. Массовая коммерческая застройка берегов притоков, бесконтрольное бурение скважин принимает масштабы экологического бедствия. Наше министерство способно остановить это, не ставя подпись в актах перезонирования и землеотвода участков в водоохранных зонах и участков в зонах активного подземного водопритока, но этого не происходит.

Неожиданно на запрос «Вечерней Казани» по поводу проекта застройки территории у посёлка Аки Институт пространственного планирования Татарстана дал ответ, что не владеет информацией по данному вопросу.

Казанская агломерация «развивается» экспансией на природу

Согласно документу проект территории у реки Киндерки будет реализован в несколько этапов. Вначале построят первые 107 домов, детский сад и дорогу от жилого массива Мое Царицыно. Следующие 299 домов, школу и поликлинику построят в три этапа. Далее пойдёт возведение общественно-торговых объектов и магистральных улиц. Общая длина улично-дорожной сети на территории составит 9,6 километра.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

– У нас сложилась тенденция, что градостроители идут вразрез с экологическими понятиями, требованиями и всегда пытаются залезть на водоохранную зону, – говорит руководитель общественной ассамблеи «Наследие Татарстана», член президиума Татарстанского общества охраны природы Владимир Демидов. – Сейчас развитие периферии города идёт достаточно бурно, особенно Высокогорского района: там природная составляющая очень привлекательная и они всячески это используют, продавая земли, не построенные еще дома в кредит. Такая же история в Зеленодольском районе – застройка именно в водоохранных зонах недалеко от реки Сумки. Дополнительно в реках создают пруды, что усугубляет ситуацию ещё больше, и так по всему Татарстану. Взять хоть Кадышево, у Голубых озер: построили, а выгребные ямы ниже грунтовых потоков, это значит, что стоки окажутся  в водоносных слоях и все это переходит в Казанку. Нужно все же искать места, где вред окружающей природе будет минимален.

Для территории у посёлка Аки, по мнению эколога, важно рассчитать нагрузку на природу и рассмотреть ресурсные возможности этой составляющей. На территории большое количество садовых товариществ, что уже создает серьезную нагрузку. Дополнительная застройка повлечёт вырубку леса и затронет подземные источники.

– Обеспечивать водой микрорайон, скорее всего, будет грунтовая подпитка? Скважины? Тогда это закономерно приведёт к обезвоживанию Киндерки. Где исследования, каковы сейчас потоки ее грунтовых вод и какова их ёмкость? Я так понял, ничего этого нет, – подытожил Демидов. – Высокогорский район, Зеленодольский, Атнинский – районы, которые обеспечивают жизнь Казани посредством леса, воды. Но смотрите, уже сейчас, по заявлениям председателя рыбхозяйства, рыбу из Казанки есть нельзя, разве это не говорит о коллапсе? Обеспечение чистой водой города недостаточное. Во многих районах Татарстана очистные сооружения плохие или их нет – они всё сливают в Казанку. Ниже она вливается в Волгу, а у нас там водокачка, которая обеспечивает водой весь город. Разве у нас уже не коллапс?

Автор материала: Гузель Касимова