Во время одной из встреч с волонтёрами и жителями Ашрама Sadhguru Padam Роману Нарейко задали очень интересный вопрос, он звучал так:
— «Мы часто говорим про просветление, освобождение... Но что, если на опыте ещё не осознаешь страдательность этого мира и нет желания во что бы то ни стало отсюда выбраться? Насколько это препятствие на духовном пути? Что с этим делать?»
Далее приводим ответ Романа.
Нужно начать с того, что такое просветление. Все говорят — освобождение, не освобождение, — но никто не понимает, от чего освобождаться.
От чего я должен освободиться? Меня всё здесь устраивает: клубника вкусная, чай хороший, из Москвы уехал, живу в лесу — всё меня устраивает!
Здесь нужно понять, что освобождение (или мокша, или нирвана, или ниббана) — это не какое-то физическое место, это состояние нашего ума.
То есть, мы с Наташей можем находиться рядом, в одном месте, есть одну и ту же клубнику. Но она может быть в в нирване, а я — порабощён своими страстями.
В чём это будет выражаться?
У вас бывало такое, что вы хотели что-то съесть, вы знаете, что это вкусно, а оно либо оказалось не таким вкусным, как вы ожидали (не такой вкусный персик, как предыдущий) или его вообще не оказалось — съел кто-то другой? И вы испытали, если не страдание, то как минимум лёгкую неудовлетворённость, огорчение. Бывало такое?
Мы с Наташей можем сидеть рядом и нам обоим дадут клубнику. Мы оба можем эту клубнику хотеть, мы оба можем её съесть, мы оба можем получить удовольствие от клубники... Но если клубника будет не такая вкусная, я испытаю разочарование внутри себя, неудовлетворённость — у меня были ожидания. У Наташи, возможно, тоже были ожидания, но она не испытает эту неудовлетворённость.
Будда описывал это так, что есть две стрелы. Первая — это событие, ситуация, которая случилась. Вторая — это наша реакция, наша драма вокруг этой ситуации. И, как правило, именно вторая стрела ранит больше всего!
Итак, от чего вы освобождаетесь? Неважно, как себя сегодня повела ваша дочь, неважно, как себя повела ваша жена, неважно как себя повели ваши друзья (иногда люди ведут себя весьма странно), неважно, будет вкусная клубника или нет — внешние события могут быть разные — но они никак не повлияют на ваше внутреннее состояние.
Скажите, вы хотели бы, чтобы было так? Тогда ориентируйтесь на это.
Будда дал очень чёткое определение, что просветление — это когда мы освобождаемся от 10 оков. Там описываются разные вещи, и вот одна из них как раз — гнев, неприязнь. То есть, вы можете освободиться от вещей, которые вводят вас в неудовлетворённость. Классно было бы так жить? Ориентируйтесь на это.
Я очень люблю эту историю и рассказываю её всегда, когда можно, и когда не можно. Она — про одного монаха из традиции тибетского буддизма, Ринпоче.
Вообще, Ринпоче в дословном переводе означает «драгоценность». В традиции тибетского буддизма, как только из жизни уходит реализованный человек или просто очень сильный мастер, они сразу начинают искать его перерождение. Оракулы, гадания, идут к другим мастерам... Далай-лама, например, ориентируется на сны — он во сне может даже увидеть место, где родится ребёнок, его имя. Таких историй очень много.
Когда они находят вновь рождённого мастера, то дают ему титул Ринпоче, «драгоценность». Они нашли эту драгоценность, этого мастера, который так много пользы принёс миру, и теперь с самого детства будут растить, учить, обучать его, чтобы он смог принести ещё больше пользы.
Теперь сама история. Одного такого Ринпоче, китайцы, когда пришли в Тибет, забрали и посадили в тюрьму. Он просидел в тюрьме около 20 лет. И когда через 20 лет он вышел и оказался в Индии, очень много монахов со всего мира слетелись, чтобы послушать его учения. Потому что знали, что это великий мастер.
И вот он сидит и рассказывает: «Мне было очень сложно, потому что меня поливали калом, экскрементами, мочой». То есть, все эти годы его всячески унижали. Причём, делали это не только китайцы, но и тибетцы, даже свой же народ вот так его унижал!
Он говорит: «...Была очень большая опасность»...
И все сразу: «Опасность потерять жизнь, умереть?».
Он: «Нет. Опасность потерять любовь».
Пожалуйста, вдумайтесь в это!
Кстати, Садхгуру говорит то же самое. Он как-то сказал такую фразу: «Если кто-то взял вас в рабство, в тюрьму — это очень плохо. Но если кто-то контролирует, что вы испытываете внутри себя, разве это не худшая форма рабства?»
Если кто-то контролирует не внешние ситуации, а то, как и что ты испытываешь внутри себя, и правда, разве это не худшая форма рабства?
Ринпоче, герой нашей истории, говорит то же самое: «Была очень большая опасность потерять любовь». Не жизнь, а именно любовь. То есть — была опасность позволить внешним обстоятельствам повлиять на то, что ты испытываешь внутри себя.
Именно поэтому люди преклоняются перед Иисусом Христом, потому что даже когда с ним творили страшные вещи, он не потерял любовь к другим людям. То есть, на него, на его внутренние ощущения, не могли повлиять никакие внешние обстоятельства, даже те страшные, которые с ним случились.
Когда вы забудете об этом или почувствуете, что не понимаете, зачем вам нужно просветление, — дождитесь момента, когда внутри себя вы испытаете разочарование, раздражение, обиду и т.д. Это точно случится, это происходит всегда, потому что таким образом отрабатывается карма.
Дождитесь момента, когда вы расстроитесь из-за чего-то: из-за внешнего события или обстоятельств, поведения родных и близких, какой-то очень странной ситуации...
И когда вы это почувствуете, задайте себе вопрос: «Хотел бы я, чтобы когда что-то подобное будет происходить в будущем, я не испытывал внутри себя раздражение, досаду, обиду, и так далее?».
Если ответ: «Да» — тогда вы понимаете, зачем вам духовная практика, духовный путь, зачем вам идти вперёд.
_______
Друзья, подписывайтесь на Телеграм-канал — там ценные знания, анонсы ретритов и онлайн-программ, ответы на вопросы, новости из жизни Ашрама Sadhguru Padam и многое другое (канал ведёт лично Роман Нарейко).
Также приглашаем подписаться на наш Ютуб-канал — там дважды в неделю выходят новые видео с Романом Нарейко.