Найти в Дзене
Советское Кино

«Золотая мина». Один из самых захватывающих детективов

Советская двухсерийная картина «Золотая мина» конца семидесятых стала одним из самых захватывающих детективов советского кино, вошедших в золотую коллекцию кинематографа. Фильм интриговал и завораживал. Начинался он с лихо закрученного сюжета.

Актерская труппа собрала таких ярких актеров, как: М. Глузский, Е. Киндинов, О. Даль, Л. Удовиченко, И. Ефимов, Л. Полищук, И. Янковский, Ж. Прохоренко, О. Ефремов, И. Дмитриев, Л. Лемке, Т. Ткач, И. Добряков, В. Литвинов, И. Рыжов. Разновозрастные, яркие, начинающие и маститые актеры создали увлекательный детектив, наполненный приключениями, перестрелками, интригами и погонями.

В основу сюжета был положен рассказ милиционера, написанный еще в шестидесятые годы двадцатого столетия про будни милиции, но сценарий не пришелся по нраву цензорам, и его отложили до лучших времен. Спустя много лет его увидел режиссер Татарский, который переписал сценарий вместе с А. Макаровым и получил окончательный вариант.

Изображение со страницы https://cpleten.net/zolotaya-mina-lyubov-polishhuk-i-larisa-udovichenko-popali-v-etot-film-sluchajno-a-zhanna-proxorenko-po-znakomstvu/
Изображение со страницы https://cpleten.net/zolotaya-mina-lyubov-polishhuk-i-larisa-udovichenko-popali-v-etot-film-sluchajno-a-zhanna-proxorenko-po-znakomstvu/

Сценарий начинался с побега особо опасного рецидивиста из колонии. Сбежал он не просто так, а потому, что узнал, что его тайник с драгоценностями, куда он во время совершения преступления спрятал награбленные сокровища, может попасть в чужие руки. Фильм рассказывал историю поимки этого преступника.

Советские люди очень любили детективы, поэтому фильм был изначально обречен на успех. И фильм стал для них прекрасным развлекательным сериалом. Музыкальная составляющая фильма не менее выгодно выделяла особо важные моменты картины.

Удовиченко ошибочно оказалась в картине. Режиссер просил пригласить на пробы одну из актрис фильма «Дочки-матери», и ассистент режиссера все перепутала и пригласила Удовиченко. Так Лариса и попала в фильм. Это была одна из первых ее ролей в кино. Ей тогда было всего двадцать два года. Фильм стал своеобразным трамплином в ее дальнейшей биографии.

Приблизительно так же снялась в картине и Л. Полищук. Опять же, ассистент режиссера перепутала все, что ей велели сделать, и вместо требуемой блондинки, позвала брюнетку. Полищук тогда было 29 лет и она всегда была благодарна 36 летнему Далю за помощь на съемочной площадке и возможность поучиться актерскому мастерству.

Музыку к картине писал композитор И. Шварц.

Еще одна интересная особенность картины - в ней нет актеров массовки. Режиссер снимал просто обычных людей с улицы. Так он считал, что правдивость картины не будет нарушена. Поэтому по самой картине можно судить о тогдашней жизни и моде.

Фильм впервые в истории кино снимали не со штатива, а с камеры на плече, опять же для достоверности. Снимали во всех городах прямо посреди обычной толпы, не привлекая массовку, просто в потоке людей.

В порыве показать жизнь такой, какая она есть, режиссер дошел до того, что актеры снимались в своей собственной одежде, той, которую носили в жизни.

Каскадеров на картине не было. И.Добряков сам исполнял свой трюк с перепрыгиванием с милицейского мотоцикла в кузов грузовика. Пришлось сделать несколько дублей, потому что после первого, за съемочной группой погналось реальное ГАИ. Единственный раз, когда использовали каскадера — это в отрывке, где героиня Удовиченко преследует зубного техника. Здесь мужчину нарядили в женское платье и снимали издалека.

А еще режиссер любил и ценил импровизации. В фильме очень часто актеры играют без сценарного текста. Особенно выделялся эпизод с задержанием зубного техника — его играл И. Дмитриев. Режиссер решил подтолкнуть актера в этой сцене к импровизации и показал фото Дмитриева настоящим милиционерам с требованием задержать гражданина.

В итоге Дмитриева реально задерживал настоящий, ничего не подозревающий, наряд милиции среди ничего не подозревающих пассажиров вокзала, при этом и Дмитриев полностью импровизировал. Этот же способ использован и в финальном задержании актера О. Даля. И там его задерживал настоящий наряд милиции.

Сюжет делали практически без написанных сцен и диалогов, экспромтом. Возможно поэтому фильм такой яркий и жизненный. Его хочется пересматривать вновь и вновь, и он никогда не надоедает.