Найти в Дзене
Охота не работа

Воля, как есть (55)

фото автора
фото автора

- Роль у тебя незавидная, беготня одна, то ли дело заготовитель – тут принял – туда сдал. Там достал – здесь продал. Тому угодил - он тебе порадел. Там дали – здесь раздал, кому надо. Лафа, а не жизть…

- Смеши, смеши, комбинациям особо учиться надо, а потом сесть как-то - на мех туда, да на дефицит обратно.

- Да, мозгов там много надо, а совести поменьше, да круглым быть.

?

- Крутиться колобком, чтоб от кума уйти… - сарказм Морозова не был злым. Зависти не было в нем, не всяк ловчить годится. Но всяк над ними потешаться горазд.

И спустя время:

- Думаешь, новый народ в промысел пошел не ради денег?- Валера как зациклился.

- Если ради них, он выбрал не самый приятный способ.

- Меня больше волнует - надолго ли пришел тот народ.

- Избы есть, есть участки – народ будет.

- Натаскивать каждого придется, без инстинкта нынче народ, от одних желаний в лес идет.

- Вот и возись теперь с ними, но до лосей допускать их нельзя.

- Сам будешь бить?

- Староват я для гонок. Тебе придется и бить, и нянчиться, но народ крепкий в тайгу ладится, слабаки не ходят. А в намерения к ним не залезешь – смотри здоровье. И не думай о мотивах.

Такие диалоги состоялись у Морозова с Валерой на пути в деревню. Пока Николай развлекался ловлей хариуса. К чему он показался маньяком. Что делать – сытая служба лишает царских привилегий.

В деревню они направились после того, как все железо было разнесено по избам их распадка. Теперь предстояло добрать еды, припаса, и зайти на участки уже до сезона. Устраивать путики и нартники предстояло с ноля. До снега был месяц- полтора, времени должно хватить.

Сомнения Валеры - это нормально. И его озабоченность мотивами новых людей оправдана тем, стоит ли на них надеяться. Или пусть обтешутся пару лет каждый вокруг своей избы.

Рассуждая о мотивах, Валера вдохновился тем, что деньги это не мотив. На Северах никогда не было проблем с заработком. На любой вкус, на любые силы, в любых условиях.

В конце концов он себя уговорил, что мотив был одним, и это - минус регламент. То есть, пресловутая воля.

Так сколько стоит воля. И стоит ли она того.

Воля, здесь, в значении «вольному – воля». А не в некоем натужном акте, который усилием волевым, через силу, вопреки возможностям, или через не хочу.

История воли проста.

Советские классики осознанной необходимостью считали лишь свободу. А термин «воля» связывали с анархией. Или с вольностями, это в лучшем случае. Не без зависти отпуская на волю только птиц. И без зависти - диссидентов. Это тех дяденек, что ради колбасы были на все готовы.

А поскольку эти классики соблюдали некую партийную дисциплину, принадлежали к сложившемуся классу, группе, коллективу со своими традициями, целями и заблуждениями. «Волю», как и независимость ко всему человечеству они не прикладывали. В особо тяжелом случае – запрещали волю всем, кому не положено. В легком случае – лишь осуждали волю всякого. Но, немножко, исследования для, разрешая её себе. Через распределители, особое положение, лимузины, иную изоляцию от народа. Ну, так они представляли сей эрзац воли.

Ничуть не осуждаю именно такой подход советских энтузиастов. Цель сегодняшнего ограничения, и сегодняшней неволи, ради сказки процветающего будущего, их оправдывала.

Импортные классики трактовали волю разнообразнее. С их заблуждениями легко познакомится, начав с Аристотеля, через Августина → к святому Фоме, не зацикливаясь на Спинозе и Декарте, а завершить экскурсию можно Кантом, Гегелем и, понятно, Ницше. Перечисленные умы так и не пришли к единому мнению. Единственно, дружно

назвав разум условием воли. А волю - усилием разума. Что делать. Старуха Европа-с.

В нашей, сегодняшней действительности рождения юных бестолковых капиталов, б/м вольными становятся старики, которым нечего хотеть. Но, чаще, дети, которые не знают, хотеть чего.

И что характерно, во все времена с вольными, по-европейски, борются не- разумные. То кострами, то зонами, то войнами. То, как теперь, установив правил больше, чем есть явлений. Одновременно обучая детей желать ненужное, и завидовать бессмысленному. Дабы скорее стали они не- вольными. Дабы вернее разрушить гармонию воли. А значит и будущее. Как сказку.

Ну и ладно.

Ежели рассуждать о воле по- сегодняшнему. С точки зрения стоимости пути к воле, и цене, собственно, воли, договоримся так. Что воля, это минимум, за который ты готов себя отдать в неволю. И маневрировать на этом лезвии воли. Над пропастью неволи.

Что мы теперь потеряли? Два века назад вселенцам не стыдно было назвать причиной покорения пространств мотив "ради воли и рыбы". И было то, что лучше Воли. Земля. К своей земле еще и воли бы.

Теперь это не то что стыдно. Незаконно. Над чем трудятся невольники во мрачных кабинетах.