Найти в Дзене
Хронопортация

Что представлял собой танк на подводных крыльях: гениальное изобретение советских учёных или ненужный металлолом?

Несомненно, СССР – самое великое государство в истории России. В советский период нашей стране удалось осуществить индустриализацию и ликвидировать отставание в 50-70 лет от западных стран; победить в ходе ВМВ всю континентальную Европу; изобрести атомную и водородную бомбы; первой отправить человека в космос и т.д. В годы "Холодной войны" перед военной мощью СССР трепетал блок НАТО, в который входили наиболее развитые страны. Советский Союз им противостоял фактически в одиночку, но его научного и промышленного потенциала хватало, чтобы во многих областях военной техники всех опередить. Межконтинентальные баллистические ракеты, атомные и дизельные субмарины, ракетоносцы Ту-95 и Ту-160, самолеты МиГ и Су, вертолеты Ми и Ка, танки Т-62 и Т-72, РСЗО "Град", ЗРК "Бук" и т.д. Список советского супероружия огромен. Вот только и ошибок хватало. Десятки видов военной техники были изначально абсурдны, а на их разработку тратили миллиарды рублей. В этой статье речь пойдет о "Проекте 80" – танке
Оглавление

Несомненно, СССР – самое великое государство в истории России. В советский период нашей стране удалось осуществить индустриализацию и ликвидировать отставание в 50-70 лет от западных стран; победить в ходе ВМВ всю континентальную Европу; изобрести атомную и водородную бомбы; первой отправить человека в космос и т.д. В годы "Холодной войны" перед военной мощью СССР трепетал блок НАТО, в который входили наиболее развитые страны. Советский Союз им противостоял фактически в одиночку, но его научного и промышленного потенциала хватало, чтобы во многих областях военной техники всех опередить.

Межконтинентальные баллистические ракеты, атомные и дизельные субмарины, ракетоносцы Ту-95 и Ту-160, самолеты МиГ и Су, вертолеты Ми и Ка, танки Т-62 и Т-72, РСЗО "Град", ЗРК "Бук" и т.д. Список советского супероружия огромен. Вот только и ошибок хватало. Десятки видов военной техники были изначально абсурдны, а на их разработку тратили миллиарды рублей. В этой статье речь пойдет о "Проекте 80" – танке на подводных крыльях. Не слышали о таком чуде? Тогда прочитайте данный материал.

Универсальное плавсредство в эпоху волюнтаризма.

Изобретатель П. М. Мугалёв и его минный трал.
Изобретатель П. М. Мугалёв и его минный трал.

В 1957 г. в СССР разработали уникальные суда на подводных крыльях, способные развивать скорость до 70 км/ч. Они получили название "Ракета". Естественно, стали думать, как их можно использовать в военных целях. Долго ничего толкового в головы ученых не приходило и тут кого-то осенило, что нужно создать скоростное плавсредство, на которое можно поставить танк. По идее он должен был вести огонь с моря, а также после того, как десантируется на пляж. Напомню, что в конце 50-х в СССР правил Хрущев и наступила эпоха волюнтаризма.

Курировал Проект 80 легендарный Павел Мугалев. Именно он в 1942 г. изобрел противоминный трал на базе танка Т-34, за что получил Сталинскую премию. Кроме того, в ночь с 5 на 6 ноября 1943 г. при штурме Киева его Т-34 шли впереди советских войск, обеспечивая нашим танкам и пехоте проходы в минных полях. За это Павел Михайлович получил звезду Героя СССР.

Техническое решение проблемы.

Было решено соорудить плавсредство, состоявшее из танка Т-54 и двух катеров, которые могли транспортировать машину к месту десантирования. На создание уникальной конструкции ушло почти 10 лет. Экипаж каждого катера составлял два человека: водитель и моторист. Водители могли управлять как собственным катером, так и всей установкой в целом. При этом катера подобно обычным немоторизированным понтонам, навешивались по бокам на танк, для чего его оборудовали проушинами.

"Проект 80", внешний вид и чертежи.
"Проект 80", внешний вид и чертежи.

С помощью пары гидроцилиндров, установленных на каждом катере, их приподнимали над землей. Т-54 заезжал в воду до определенной глубины после чего с помощью гидроцилиндров достигалось водоизмещающее положение катеров-понтонов. Затем опускали специальные крылья-стяжки и защелкивали их, образуя жесткие поперечные перекладины на уровне днища машины. В результате это плавсредство-трансформер становилось единым целым, а катера уже не могли уйти.

На заключительном этапе гидроцилиндры поднимали танк до высоты, на которой понтоны начинали водоизмещать. После чего плавсредство добиралось до глубокого места, где подводные крылья полностью опускались в воду. Все происходило автоматически в течение 45 минут и не требовало ручного труда, что для того времени фантастика! Десантирование танка на берег происходило за 3-5 минут.

Хотели как лучше...

В 1967 г. опытный образец испытали на большой воде в Севастополе. Но тут начались сюрпризы. Планировалось, что установка сможет при шторме 5 баллов транспортировать танк со скоростью 50 км/ч. В итоге она смогла, но лишь при волнении 2-3 балла, а при пяти вода попадала в воздухозаборники двигателей и те глохли при скорости свыше 20 км/ч. Так что не стоило городить огород. Ведь на Черном море в 10 км от берега лишь три дня в месяц волнение не превышает 3 бала.

Дорого и не особо сердито!
Дорого и не особо сердито!

Понтонные катера могли преодолеть до цели 350 км, но тут оказалось, что без штурмана не обойтись, а места имелись лишь для водителя и моториста. А главное, танк не мог вести огонь с воды, ибо вся конструкция при этом тут же рассыпалась. То есть на море и при высадке на берег плавредство было беззащитно перед врагом. Требовались корабли сопровождения, чтобы защитить его своими пушками, но они имели скорость в 2 раза меньше, да и пляжи с песочком в боевой обстановке редки.

В основном на Черном море имеются каменистые берега и к суше близко не подойти. Тем более, что вес Т-54 с навешанными на него понтонами-катерами и топливом увеличивался, достигая 65 тонн, что вело к разрушению катков и их подшипников. Далее. Чтобы десант имел смысл, требовалось построить целую флотилию крылатых танков – штук 50-70, не меньше, что крайне затратно. Поэтому в 1971 г. из-за множества ошибок и просчетов "Проект 80" тихо закрыли. Всего к тому времени создали 13 установок понтонных катеров – 1-й батальон. Он же последний.

Бесполезное изделие в наши дни, фото: topwar.ru
Бесполезное изделие в наши дни, фото: topwar.ru

Возникает вопрос, о чем думали конструкторы, ведь все ошибки и просчеты были на виду? Вот и получилось то, что получилось. "Проект 80" – это одновременно уникальное произведение инженерной мысли и несусветная чушь. Аналогичных проектов в СССР хватало, просто этот представляет собой наибольший абсурд.

Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и посоветовать материал знакомым. Эти простые действия помогут развивать канал.