Найти тему
Хронопортация

Пять плохих танков и один очень хороший: Честная оценка боевых машин Ленд-лиза по мнению танкистов РККА

Оглавление

Отношение к ленд-лизу в России неоднозначное. Одни считают, что без него РККА вполне могла обойтись. Другие уверены, что победили только благодаря помощи Британии и США. Вы удивитесь, но во времена СССР шли аналогичные споры. Однозначного мнения не имелось даже у кремлевского руководства. Маршал Жуков, Микоян, Хрущев утверждали, что без помощи мы бы не обошлись, а комиссия Вознесенского в 1947 г. сделала вывод, что поставки по ленд-лизу составили всего 4% и не сыграли существенной роли в разгроме нацистов. Уверен, что истина посередине. СССР все равно бы победил, но далось бы это более дорогой ценой и существенно позже.

Но это в целом по ленд-лизу. А вот поставки танков не были так важны. Уже в июле 1942 г. Сталин сообщил Черчиллю, что СССР восстановил производство бронетехники и попросил увеличить поставки истребителей, станков и металлов за счет танков. Что и было сделано. Всего в годы ВОВ в Союз поступило 10,4 тыс. боевых машин: из США 6,1 тыс. и 4,3 тыс. из Британии. Для сравнения, в СССР в 1941-1945 г. произвели 105 тыс. танков и САУ.

Сотрудники Бирмингемской железнодорожной транспортной компании отмечают отправку первых танков Valentine MK2 в СССР, Сметвик, 22 сентября 1941 г.
Сотрудники Бирмингемской железнодорожной транспортной компании отмечают отправку первых танков Valentine MK2 в СССР, Сметвик, 22 сентября 1941 г.

Существенную роль танки союзников сыграли в битве под Москвой. В ноябре и декабре 1941 г. англосаксы поставили 501 единицу техники (466 британцы и 35 американцы), а также в ходе битвы за Кавказ. Он был отрезан от "большой земли", но Сталина выручили союзники. В 1942 г. они завезли через Иран 670 "стальных монстров", из которых 2/3 достались армиям, воевавшим на Кавказе (70% всех танков там были из Англии и США).

Британская бронетехника.

Сами англичане предпочитали воевать на американских танках. Уже это говорит о качестве британских машин. Основные поставки в СССР пришлись на танки "Матильда" (920 штук), "Валентайн" (3 130) и "Черчилль" (250). Когда наши танкисты впервые увидели "подарки", то залюбовались:

"Наши-то танки были грубо отделаны внутри, там и окалина, и от сварки могли наплывы сохраниться. А тут все красиво, влезешь в него – мягкая кожа, золотыми буквами везде написано – "вход", "выход", "огонь"".
Михаил Барятинский, "Танки ленд-лиза в бою".

Вот только оказалось, что "Валентайны" горят как свечи из-за бензомотора, а их гусеницы слетают от небольшого крена. Кроме того, отсутствовали осколочно-фугасные снаряды, как и у всех остальных "англичан". Броня была так себе.

"Володька Сомов как-то взял кувалду, залез на "Валентайн", как врезал по броне, и кувалда вошла миллиметров на двадцать!".
Михаил Барятинский, "Танки ленд-лиза в бою".

Что толку, что броня по кругу 60 мм?

Боевые машины "Matilda II", брошенные Красной армией во время Второй битвы за Харьков, май 1942 г.
Боевые машины "Matilda II", брошенные Красной армией во время Второй битвы за Харьков, май 1942 г.

Броню немецких Т-III пушка 40-мм еще пробивала, а вот Т-IV для нее был неприступной крепостью. В 1943 г. на "Валентайны" начали устанавливать 57-мм орудие, но к тому времени СССР уже практически отказался от этого чуда техники массой 16 тонн (легкий танк). Кстати, советские танкисты умудрялись совершать подвиги даже на "Валентайне". К примеру, осенью 1942 г. под Алхан-Юртом капитан Шемельков подбил на нем 5 немецких танков и самоходку.

Далее. Средние дизельные танки "Матильда" массой 27 тонн были хороши в позиционных боях, т.к. обладали мощной броней (75 мм лоб, 70 мм бок). Но, как писал генерал Овчаров в своих мемуарах, "Матильды" заваливались на бок на любом косогоре. Зимой у них замерзала система охлаждения даже при работающем моторе. Они обладали крайне низкой проходимостью по грязи, поэтому их стремились использовать на юге летом. Так же у них непрерывно грелись и ломались коробки передач. До 1943 г. поставки "Матильды" шли с орудием 40-мм, что просто смешно, поэтому в 1943 г. от них отказались.

Тяжелый танк "Черчилль" (масса 38 тонн) имел лобовую броню 102 мм, а боковую – 76 мм. Это его первое достоинство, оно же последнее. Первые "Черчилли" шли с орудием 40 мм. В конце 1942 г. их сменили на 57 мм. Конечно, за необычайно мощную броню, наши танкисты "Черчиллю" многое прощали. Но он часто ломался, был крайне тихоходным, имел слабую проходимость и не мог преодолеть даже небольшой склон. Для наступательного боя ни "Матильда" ни "Черчилль" ни "Ли" (о нем ниже) не годились. До Берлина дошло всего три таких танка.

Колонна танков A22 Churchill MK IV, 1945 г.
Колонна танков A22 Churchill MK IV, 1945 г.

Боевые машины США.

Американцы поставляли в Союз танки "Стюарт" (1 230), "Ли" (970) и "Шерман" (3 930). От "Стюарта" и "Ли" отказались уже в середине 1943 г. Первый – легкий 13-тонный танк: лобовая броня – 38 мм, боковая – 25 мм, экипаж – 4 человека. Поэтому его называли: "Братской могилой для четверых". Впрочем, ВМВ показала, что все легкие модели – это анахронизмы. Например, при попадании даже 75-мм снаряда "Стюарт" буквально разрывало на куски. При этом он имел на вооружении 37-мм орудие и мог пробить боковую броню Т-IV лишь с 200 метров. Кто же его на это расстояние подпустит?

Средний танк "Ли" массой 27 тонн был еще тем архаичным чудом. Он имел две башни и два орудия (75-мм и 37-мм). Из них вести огонь одновременно было невозможно, поэтому стреляли по очереди. Тогда какой смысл во второй башне и во втором орудии? Только лишний вес и размеры. А размеры "Ли" имел огромные, поэтому попасть в него было крайне просто. Проходимость его была ужасной. Броня: 51 мм – лоб и 38 мм – бок, что неплохо. Однако наши танкисты его сильно не любили.

M3 "Lee" на службе у РККА.
M3 "Lee" на службе у РККА.

Иномарка "Шерман".

Единственный танк США, на котором наши парни воевали с удовольствием. Он во многом превосходил даже Т-34. Броня (лоб – 51 мм, бок – 38 мм) и орудие (75-мм) были не хуже, чем у "тридцатьчетверки". Качество, как и у других американских танков, исключительное. Оптика и рация – на высшем уровне! У нас рации практически отсутствовали до лета 1943 г., а немецкие танкисты поражались, как с такой оптикой, как на Т-34, вообще можно во что-то попасть. Качество "тридцатьчетверок" часто приводило Сталина в ярость.

У "Шермана" скорости переключались, как по маслу, а на Т-34 с помощью кувалды. Внутри у "американца" был идеальный комфорт, как у иномарки и т.д. Наши просили больше этих машин, но поставили их всего 3,9 тыс. единиц, в основном в 1944 и 1945 годах. Недостаток "Шерман" имел один – высокий центр тяжести, отчего эти танки иногда переворачивались. Только это происходило крайне редко, в отличие от тех же "Матильд".

Испытания 37-дюймовых грунтозацепов на M4 Sherman, 1945 г.
Испытания 37-дюймовых грунтозацепов на M4 Sherman, 1945 г.

Заключение.

То есть в период ВОВ союзники поставляли в СССР 5 плохих танков и один очень хороший. Но с другой стороны: "Дареному коню в зубы не смотрят". Напомню, что поставки по ленд-лизу американцы осуществляли бесплатно, но с условием, что после войны СССР вернет то, что осталось. Долги по ленд-лизу появились по той причине, что Советской Союз многое не возвратил. С помощью Британии все обстоит сложнее, но это тема отдельной статьи.

Спасибо за лайк, комментарий, репост и подписку! Это помогает в развитии канала и заставляет автора лучше прорабатывать материал.