Все те, кто занимался торговой деятельностью на Руси, именовались купцами. А с XVI века купечество стало важной частью жизни русского общества. Появление обособленного сословия привело к созданию «Бархатной книги», благочестивому имиджу и даже разгильдяйству!
Под честное слово!
Историки считают, что на Руси купцы не столько думали о собственном кошельке, сколько заботились о государственной казне. Торговать с русским было синонимом словосочетанию «поверить на слово». Если купец давал обещание, то любой ценой выполнял его. А если не был уверенным, то и слова не давал. Среди иноземцев считалось престижным иметь в партнёрах русского купца. А сами купцы долго и упорно работали на свою репутацию.
Торговый люд, объединяйся!
После заключения знаменитого Ганзейского союза, русский царь создал указ, согласно которому весь торговый люд приписывался к городским посадам. Со временем купцов объединили в гильдии. Имея торговый капитал, купец должен был записаться в одну из трёх гильдий. Порядок гильдии зависел от размера капитала: первая — 50 000 р., вторая — 20 000 и третья — 8000. Это обязывало к уплате ежегодного взноса, но и давало свои привилегии.
Экий разгильдяй!
Когда купцы развивались как сословие, капитал для них значил куда меньше, чем слово! Если торговец нарушал данное им слово, то гильдия его штрафовала и заставляла в ближайшее время реабилитировать себя. Но если подобное повторялось, человека исключали из её состава. Делалось это размашисто и с позором, чтобы не повадно было. После такого человеку было сложно найти работу. Так и появилось слово «разгильдяй»!
Кодекс чести
Купечество разработало целый свод правил, додешдий до наших дней, благодаря литератору Николаю Зегимелю. В своём талмуде он собрал рекомендации для «новых русских» того времени. Большинство из них касались того, как повысить эффективность своей деятельности. Здравый рассудок, твёрдость характера и быстрое соображение — основные добродетели купца. Но были и советы по распределению капитала. В финале были слова — «никогда не скучайте!».
Отросшая борода
Негласная классификация купечества началась с XIX века. Можно было разделить купцов на три категории. Те, кто носит бороду. Те, кто постригает её. И те, кто бреет. Бородатые торговцы занимались «предпринимательской деятельностью» только на внутреннем рынке. А безбородые успели наладить связи за границей и теперь занимались оптовой торговлей с чужестранцами. Последние считались более успешными. А те, кто стриг бороду — собирались перейти на заморскую торговлю.
Подшит бархатом
Если внук доказывал, что его отец и дед были купцами, то этот род вносили в специально-созданную книгу. Она называлась «Бархатной книгой купеческих родов». Но был и второй вариант этой книги. Если в основной экземпляр вносили только прямых потомков купцов, то во второй — их боковые колена и ветви. Процесс внесения в купеческий реестр всегда обставлялся торжественно: при других именитых купцах и свидетелях.
Клуб коллекционеров
Когда купцы достигали высокого материального положения, большинство из них превращалось в азартных собирателей. Антиквариат, предметы искусства, терракотовые статуэтки — кто на что горазд. Это был купеческий тренд в Российской империи! Знаменитая Третьяковская галерея — результат той самой тяги к собирательству Павла Михайловича Третьякова. На свою коллекцию он потратил свыше миллиона рублей. А ещё есть Кустарный музей купца Морозова и театральный музей Бахрушина!
На средства меценатов
Купечество оказывало серьёзное влияние на социальную жизнь. И сам купец, и его семья обязательно посещали все религиозные праздники. И с щедрых церковных пожертвований купцы начинали благотворительную деятельность. Во многих семьях имелись приёмные дети. На средства купцов создавались приюты, бесплатные столовые и больницы. А позже на деньги меценатов стали проводится общественные городские мероприятия.
Патриотичный мот
Купцы считали, что в праве прокутить деньги, «заработанные собственным горбом». Дворянам капитал передавался по наследству — и здесь ставка делалась не на масштаб, а на изыск приобретения. Пока интеллигенция ходила по ресторанам пробовать устриц, купцы гуляли в кабаках, потребляя громадное количество русских национальных блюд. Индюшки с грецкими орехами, цельные молочные поросята и телятина, вскормленная молоком. Маломеров купцы не любили.
Дородная купчиха
У жён купцов сложился не слишком привлекательный образ: лентяйки, бездельницы и толстушки с гнилыми зубами. Некоторые историки считают, что купчихи регулярно подменяли своих мужей в то время, пока те были в командировках. В своих имениях женщины умело руководили целым отрядом слуг. Это освобождало большое количество времени, и тогда купчихи садились за рукоделие. Купец настолько доверял супруге, что часто оставлял наследство ей, а не старшим сыновьям!
———
С вами был «Эпос Клио».