Мы часто не в силах сделать выбор, нас просто несёт. Мы, как щепка в бурной реке, оказываемся где-то, в каких-то обстоятельствах.
Так рассуждает о своих собратьях еще один мой бывший соотечественник, украинец (во всяком случае, к этому народу раньше себя причислял). Сам он оказался в таких местах и обстоятельствах: сначала в Польше, потом хотел в Германию, но не срослось, теперь из Канады пишет.
И вроде бы, нормально человек рассуждает: неуловимость жизни, её непредсказуемость и стихийность, где тебя бросает, словно щепку, но во всём этом ясно читается одна подспудная мысль - как бы спетлять. Не только с Украины, а вообще. Спетлять от ответа на вопрос, от размышлений, от ответственности, от чётких ориентиров, чтобы всё было размыто, зыбко, неявственно. В этой зыбкой мути таким людям легко прикинуться кем угодно: украинцами, поляками, немцами, канадцами и на всякий случай - немножечко русскими. В результате становятся никем.
Мыслительный процесс у них не прямой, не извилистый, а похож на пунктирную линию; говоришь с ним и чувствуешь провалы между смыслами, и вдруг из этих провалов, из недосказанностей проглянет чудовище. Но иногда он и дельные вещи сообщает. Например, о своих собратьях высказался так: "Не их вина. Случайные люди - оказались не в то время не в том месте". А ведь действительно - случайные. Интересно, сам-то понял, что сказал? Вот еще его фраза: "Они в капкане, а загнанная в угол крыса особенно опасна". Насчет опасности не уверена, но сравнение интересное.
Ключевая черта таких людей - ненадёжность. Они, как вязкий кисель, который можно съесть, но на котором нельзя ничего построить. Вот их и едят. Они в этот момент продолжают думать, что случайно оказались не в то время не в том месте, но как могло сложиться иначе, если ты несешь в себе характеристики еды?
Где бы мой бывший соотечественник ни жил, каждый раз он примеряет на себя национальность той страны, которая его приютила, ищет там свои корни и пишет, что он также немного поляк/немец/..., что в крови его эти гены тоже есть, и предки его говорили на других языках. Не удивлюсь, если в конце странствий получу от него весточку из Подмосковья (у него там сестра) и прочту: "Сам-то я русский! И всегда был русским! Просто случайно оказался не в то время не в том месте..."
Мой telegram