Найти в Дзене
Заметки краеведа.

И главная газета «Правда» могла ошибаться!

И главная газета «Правда» могла ошибаться! На здании станции Удельная со стороны железнодорожных путей установлена гранитная мемориальная доска. А ЧТО ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ПИШУТ СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРУДЫ? «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10 апреля.2018 года. /ТАСС/. Рабочая группа Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга включила в реестр региональных памятников пять новых объектов, включая деревянный вокзал на станции Дибуны, которым Владимир Ленин воспользовался, чтобы нелегально уехать в Финляндию в 1917 году». На самом деле было иначе. «..Они шли по болоту. Шли уже второй час. Сумерки погасли, наступила темнота. Первым, припоминая дорогу, шагал Емельянов, затем Шотман, понимавший, что они сбились с пути, и досадовавший, что отклонили его план: идти до станции Разлив, а оттуда поездом Приморской дороги до Новой Деревни. Емельянов же предлагал идти к Финляндской дороге, до Левашова, а потом поездом до Удельной, рядом с которой и была квартира Кальске - цель пут

И главная газета «Правда» могла ошибаться! На здании станции Удельная со стороны железнодорожных путей установлена гранитная мемориальная доска.

-2

А ЧТО ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ПИШУТ СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРУДЫ?

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10 апреля.2018 года. /ТАСС/. Рабочая группа Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга включила в реестр региональных памятников пять новых объектов, включая деревянный вокзал на станции Дибуны, которым Владимир Ленин воспользовался, чтобы нелегально уехать в Финляндию в 1917 году».

На самом деле было иначе.

«..Они шли по болоту. Шли уже второй час. Сумерки погасли, наступила темнота. Первым, припоминая дорогу, шагал Емельянов, затем Шотман, понимавший, что они сбились с пути, и досадовавший, что отклонили его план: идти до станции Разлив, а оттуда поездом Приморской дороги до Новой Деревни. Емельянов же предлагал идти к Финляндской дороге, до Левашова, а потом поездом до Удельной, рядом с которой и была квартира Кальске - цель путешествия. Они вышли из шалаша в половине десятого и вот, кажется, заблудились. За Шотманом следовал Ленин. Последним был невозмутимый Эйно Рахья. Так они шли гуськом, молча…Наконец около часу ночи вышли к какой-то станции. Сходивший на разведку Емельянов сказал, что это не Левашово, а Дибуны - последняя остановка перед пограничной станцией Белоостров…Емельянов и Шотман вновь ушли на станцию, а остальные ожидали в кустах. На платформе Емельянова остановил патруль, потребовав предъявить документы. Их у него с собой не оказалось, и его увели к коменданту .Шотман да еще местный милиционер, подросток в форме реалиста, остались на платформе. Поезд на Петроград приходил в час тридцать ночи. Шотман сел в него, ничего не зная о судьбе других. Ленину и Рахье удалось сесть в последний вагон с другой стороны поезда. В третьем часу они были уже на квартире у Кальске. Так, в ночь на 8 августа по старому стилю В. И. Ленин покинул шалаш на берегу озера Сестрорецкий разлив и приехал нелегально на окраину Петрограда…Утром 8 августа "Синяя тетрадь" лежала еще в квартире Э. Г. Кальске. Весь этот день Владимир Ильич должен был провести здесь, а в ночь на 9 августа вновь идти на станцию Удельная, откуда машинист Гуго Ялава повезет его под видом кочегара на своем паровозе через финляндскую границу…Вечером пришли Шотман и Рахья с женой, чтобы сопровождать В. И. Ленина на станцию. Машинист Ялава вел в этот день поезд N 71 Петроград - Райвола. В Удельную поезд прибывал в 1 час 10 минут в ночь на 9 августа. Когда паровоз остановился, Владимир Ильич быстро забрался по лесенке в будку машиниста. Рахья, его жена и Шотман сели в первый вагон. Опасаясь проверки, в Белоострове Ялава отцепил паровоз и все 20 минут стоянки "набирал воду". Паровоз подъехал к вагонам в последний момент, когда пограничники уже закончили осмотр. Поезд быстро помчался дальше и в половине третьего ночи прибыл на станцию Териоки».

Использованы:

21 января 1924 г. на траурном митинге в депо выступил Г. Ялава и впервые рассказал о том, что в 1917 году на его паровозе В. И. Ленин под видом кочегара переправлялся в Финляндию и обратно,воспоминания Н. А. Емельянова, Э. А. Рахьи, А. В. Шотмана, Г. Э. Ялавы и Л. П. Парвиайнен, опубликованные в сборнике "Ленин - вождь Октября" (Л. 1956, стр. 129 - 180); воспоминания Э. А. Рахьи и Г. Э. Ялавы - в "Красной летописи" (N 1 (58), 1934, стр. 79 - 93); воспоминания Н. А. Емельянова "Таинственный шалаш" и Г. Ровио "Как Ленин скрывался у Гельсингфорсского "полицмейстера" - в сборнике "О Ленине" (кн. 1, изд. 2-е. М. Б. г., стр. 106 - 119), а также некоторые данные из второго издания биографии "Владимир Ильич Ленин" (М. 1963) и научно-справочного аппарата к пятому изданию Сочинений В. И. Ленина.

Историческая справка.

Паровоз серии Н2-293 построенный американской паровозостроительной компанией Richmond Locomotive Works в 1900 году. В 1913 году он был приобретен Управлением Финляндских железных дорог и водил пригородные поезда на участке Петербург — Райвола. Машинистом паровоза работал Гуго Ялава.В апреле 1918 года маневровый паровоз врезался в левый бок 293-го, в аварии разбило паровую машину, слетела труба и песочница. В марте 1920 года восстановлении было поручено машинисту Вольдемару Виролайнену.1 мая 1920 года был торжественно выпущен из ворот депо. Тендер украшала надпись «Первомайский паровоз». Только в день смерти В. И. Ленина, 21 января 1924 года, на траурном митинге в депо выступил Г. Ялава и впервые рассказал о событиях 1917 года.В 1924 году вместе с другим имуществом по договору паровоз был передан Финляндской железной дороге. В последующие годы паровоз модернизировали, вследствие переоборудования на угольное отопление, была установлена цилиндрическая дымовая труба.1947 году был приписан к депо Тампере, для пригородных поездов.

В 1957 году в 40-ую годовщину Великого Октября правительством Финляндии было принято решение о передаче паровоза Советскому Союзу.

13 июня 1957 года в Хельсинки состоялась торжественная церемония передачи 293-го советской правительственной делегации. На паровозе была табличка с надписью на финском и русском языках: «Финское правительство подарило этот локомотив правительству Союза Советских Социалистических Республик в память тех поездок, которые В. И. Ленин совершил в трудное время по территории Финляндии». 20 июня 1957 года ст. машинист Адольф Данилович Линдстрем привел его в Ленинград.
Фотография сделана в сквере на углу Нейшлотского переулка и Лесного проспекта, где простоял около пяти месяцев.

-3

В середине ноября 1957 года паровоз перевели в здание Ленинград-Балтийского электродепо, где он находился до апреля 1961 года. 22 апреля 1961 года паровоз был установлен на Финляндском вокзале.