Найти в Дзене
Заметки краеведа.

НЕЛЕНИНСКИЙ БРОНЕВИК!

В ночь с 3 на 4 апреля 1917 в Петроград из Финляндии вернулся из эмиграции В.И. Ленин. Поздним вечером на Финляндском вокзале состоялась встреча его с революционными массами. Ленина встретили почетным караулом матросов, рядами выстроенных войск и с оркестром, игравшим «Марсельезу». В ответ, взобравшись на прибывший для его встречи броневик, Ленин произнес речь, закончив ее призывом: «Да здравствует социалистическая революция!» Принято считать, что Ленин выступал с бронеавтомобиля "Остин-Путиловец", собранного Ижорским заводом. Броневик получил имя "Враг капитала". «Остин-Путиловец» спроектирован на Путиловском заводе в конце 1916 года, однако производство началось только после Октябрьской революции, когда Российская империя уже перестала существовать. Первоначально правление завода определило следующие сроки изготовления машин: "10 штук к 15 января 1917 года и дальше по 10 в месяц со сдачей последних броневиков к 15 июня, при условии, что шасси будут поступать за три месяца до срока".

В ночь с 3 на 4 апреля 1917 в Петроград из Финляндии вернулся из эмиграции В.И. Ленин. Поздним вечером на Финляндском вокзале состоялась встреча его с революционными массами. Ленина встретили почетным караулом матросов, рядами выстроенных войск и с оркестром, игравшим «Марсельезу». В ответ, взобравшись на прибывший для его встречи броневик, Ленин произнес речь, закончив ее призывом: «Да здравствует социалистическая революция!»

Принято считать, что Ленин выступал с бронеавтомобиля "Остин-Путиловец", собранного Ижорским заводом. Броневик получил имя "Враг капитала".

«Остин-Путиловец» спроектирован на Путиловском заводе в конце 1916 года, однако производство началось только после Октябрьской революции, когда Российская империя уже перестала существовать. Первоначально правление завода определило следующие сроки изготовления машин: "10 штук к 15 января 1917 года и дальше по 10 в месяц со сдачей последних броневиков к 15 июня, при условии, что шасси будут поступать за три месяца до срока". Однако из-за того, что шасси начали прибывать в Россию только в январе 1917 года (к февралю получено около 20 штук), работы по постройке бронеавтомобилей задерживались, а после февральской революции и вовсе прекратились. "В настоящее время на Путиловском заводе стоят шасси "Остин", готовящиеся к бронировке, из которых к июлю должно быть выпущено 60 штук. Ни одно из них не забронировано и ничего не делается", — докладывал 18 марта 1917 года штабс-капитан Иванов, наблюдавший за постройкой боевых машин на Путиловском заводе. Дело сдвинулось с мертвой точки только в августе, и к марту 1918 года удалось забронировать два шасси, три находилось в полу законченном виде. Всего в 1918—1920 годах построено 33 бронеавтомобиля этого типа. Двух башенный бронеавтомобиль с диагонально расположенными башнями.

-2

Бронеавтомобили «Остин» английской постройки.

-3

Вооружение включало два пулемета "максим" в двух вращающихся башнях, размещенных в поперечной плоскости. 29 сентября 1914 года фирма "Остин" получила заказ на 48 бронемашин этой конструкции, каждая из которых обошлась русской казне в 1150 фунтов стерлингов. Прибытие "Остинов" в Россию позволило, начиная с 21 декабря 1914 года, приступить к формированию пулеметных автомобильных взводов. В апреле 1917 года именно эти бронеавтомобили находились в Петрограде в мастерских запаса. «Остины» принимали активное участие в революционных событиях с февраля 1917 года на стороне большевиков.

P. S. Почему же была подмена одного бронеавтомобиля на другой? На момент поиска, ленинский "Остин" уже был списан и переплавлен. Год изготовления 1914. Задание партии было – найти! На тот момент остался только один «Остин-Путиловец»,1919 года постройки, в части, где на вооружении состоял и ленинский "Остин". Да и идеологически пролетарский «Путиловец - "Враг капитала"» лучше подходил, чем английский "Остин". Задание партии было выполнено!