Меня спросили о популярности изобразительного искусства в Барнауле, и я со своим 40 летним опытом погружения в тему исследования культуры, надолго задумался.
В Барнауле есть несколько выставочных площадок, где показывают изобразительное искусство.
Сейчас посчитаю, и вы всё поймете. Посещаемость Государственного художественного музея, примерно, 15 000 чел в год. Государственный музей истории культуры посещает столько же человек. В музей города Барнаула может приходить чуть больше, так как у него две площадки: основной музей и выставочный зал на пр. Ленина. Итого на три музея около 45 тысяч в год.
А еще в городе три нормально работающие галереи; «Турина гора», галерея Щетининых и «Республика изо». Посчитать посещаемость выставок в галереях трудно, так как «Турина гора» и галерея Щетининых в первую очередь сувенирный магазин и лавка художника. «Республика изо» в этом списке стоит далеко, в прямом географическом смысле. Но возьмем приблизительную цифру, отвечающую реальности. Для простоты округлим и получим что-то около 50 тысяч посетителей всех выставок в год.
Теперь объясню, зачем вел подсчет.
Летом в Барнауле прошла выставка «Сибирь 13», как сообщают официальные органы, ее посетило 40 тысяч человек за один месяц. Одну большую выставку во Дворце спорта за месяц посетило почти столько же, как все выставки барнаульских музев и галерей в год. Заметьте, что на всех местных площадках выставки меняют ежемесячно. В каждом музее одновременно можно посмотреть несколько экспозиций.
Обсуждая эту тему с известным специалистом по организации «общественных связей» М.В. Гундариным, мы пришли к выводу, что это провинциальный парадокс событийности.
Если предположим, что публику привлекли неизвестные художники, а 85 процентов участников выставки «Сибирь» не знакомы барнаульскому зрителю, то на это я с уверенностью отвечу, что публика на те же 85% не знает местных художников. То есть, первоначальной мотивации в виде новизны содержания выставки в этом событии нет.
У меня простой вопрос, где 40 тысяч любителей искусства, пришедших на выставку «Сибирь»? Почему они ежемесячно не ходят на все местные выставки?Мне давно известно, что провинциальная публика не ценит и не уважает местных художников, и что делать с этим знанием я не знаю.
Может для начала закрыть все музеи и галереи, потом объединить их в фонд «Свидетелей искусства», купить Дворец спорта и ежемесячно делать там совместно одну большую выставку. Почему меня волнует посещаемость выставок? Потому что музеи и галереи занимаются благородным делом - сохраняют и развивают искусства.
И как-то надо привлекать зрителей в музеи и галереи не один раз в 40 лет, а ежемесячно.