Найти тему
Ароматный Дым

Ироэкидзи-коро: самая ценная в Японии подставка для благовоний

Девушка наслаждается благовониями. Изображение: pinterest.com
Девушка наслаждается благовониями. Изображение: pinterest.com

Один из аспектов японской культуры, с которым вы, возможно, знакомы, даже не подозревая об этом, — это древняя традиция благовоний. Как и большая часть традиций Японии, сжигание благовоний и наслаждение ароматом тесно связаны с уважением к природе. История эта началась с момента появления буддизма на японских островах в VI веке, и с тех пор здесь непрерывно продолжают возжигать благовония.

Сегодня они используются во многих аспектах жизни, не только в буддийских церемониях. Более того, они распространились по всему миру с 50-х и 60-х годов, а это значит, что вы наверняка хотя бы раз ощущали классический аромат традиционных благовоний.

Благовония и искусство: исторические связи

Учитывая долгую историю ароматов и ингредиентов, вдохновленных природой, неудивительно, что и курильницы, используемые при сжигании благовоний - это часто отдельные произведения искусства. Со времен средневековья в качестве подставок для благовоний широко использовалась керамика.

Сцена ночной жизни Киото. Гравюра. Изображение: pinterest.com
Сцена ночной жизни Киото. Гравюра. Изображение: pinterest.com

Изначально это были довольно простые керамические емкости, но 15, 16 и 17 веках подставки для благовоний стали украшаться более замысловато и впечатляюще.

По мере того как японские гончары начали совершенствовать свое ремесло, во дворах и храмах по всем островам появлялось все больше сложных и богато украшенных красивых горшков для сжигания благовоний.

Так процветала японская традиция гончарного дела: талантливые художники строили печи в городах центральной и западной Японии, производя блестящие произведения искусства для клиентуры из имперской столицы - Киото.

Одним из таких художников был Номура Нинсей, чья красочная расписная и глазурованная керамика произвела впечатление на многих представителей столичной элиты. Сегодня некоторые его работы сохранились в национальных музеях и галереях страны, в том числе несколько особых произведений, сочетающих традиции гончарного дела с благовониями и даже изделиями для чайной церемонии.

Возможно, его самая известная работа, признанная официальным национальным достоянием в 1951 году, — это Ирокидзи-коро, или «подставка для благовоний в виде раскрашенного фазана».

Ироэкидзи-коро. Изображение: префектура Исикава.
Ироэкидзи-коро. Изображение: префектура Исикава.

Микс творчества, традиций и практичности: Ироэкидзи-коро

Ироэкидзи-коро - уникальное произведение, которое интересно сразу по нескольким параметрам. Во-первых, это его мастерство гончара: изделие выполнено почти в натуральную величину и содержит ряд реалистичных деталий. Ведь мастер изготавливал свою коро, гляда на живых японских фазанов.

На что еще обращаешь внимание - это красочное оформление, выполненное с помощью тщательной резьбы на поверхности птицы с использованием зеленого, темно-синего и золотого цвета.

Говорят, что в то время формование и обжиг скульптуры с подвесными частями (например, хвостом, показанным здесь) было чрезвычайно сложно. Это одна из его самых знаменитых особенностей.

Изображение: префектура Исикава.
Изображение: префектура Исикава.

На спине птицы есть четыре отверстия, которые позволяют дыму от благовоний проникать наружу, наполняя комнату чудесными, тщательно подобранными ароматами. И хотя сегодня этого керамического фазана больше не используют для сжигания благовоний, это произведение постоянно экспонируется как часть постоянной выставки музея префектуры Исикава.

Номура Нинсей, известный своим совершенным и уникальным стилем, положил начало Киотской школе гончарного и фарфорового искусства. Сегодня в Японии его помнят как одного из величайших мастеров этого вида искусства.

Анастасия Проскурина

Читайте также:

Узнайте секреты разных видов курильниц и подставок для благовоний
Ароматный Дым12 января