Один из аспектов японской культуры, с которым вы, возможно, знакомы, даже не подозревая об этом, — это древняя традиция благовоний. Как и большая часть традиций Японии, сжигание благовоний и наслаждение ароматом тесно связаны с уважением к природе. История эта началась с момента появления буддизма на японских островах в VI веке, и с тех пор здесь непрерывно продолжают возжигать благовония.
Сегодня они используются во многих аспектах жизни, не только в буддийских церемониях. Более того, они распространились по всему миру с 50-х и 60-х годов, а это значит, что вы наверняка хотя бы раз ощущали классический аромат традиционных благовоний.
Благовония и искусство: исторические связи
Учитывая долгую историю ароматов и ингредиентов, вдохновленных природой, неудивительно, что и курильницы, используемые при сжигании благовоний - это часто отдельные произведения искусства. Со времен средневековья в качестве подставок для благовоний широко использовалась керамика.
Изначально это были довольно простые керамические емкости, но 15, 16 и 17 веках подставки для благовоний стали украшаться более замысловато и впечатляюще.
По мере того как японские гончары начали совершенствовать свое ремесло, во дворах и храмах по всем островам появлялось все больше сложных и богато украшенных красивых горшков для сжигания благовоний.
Так процветала японская традиция гончарного дела: талантливые художники строили печи в городах центральной и западной Японии, производя блестящие произведения искусства для клиентуры из имперской столицы - Киото.
Одним из таких художников был Номура Нинсей, чья красочная расписная и глазурованная керамика произвела впечатление на многих представителей столичной элиты. Сегодня некоторые его работы сохранились в национальных музеях и галереях страны, в том числе несколько особых произведений, сочетающих традиции гончарного дела с благовониями и даже изделиями для чайной церемонии.
Возможно, его самая известная работа, признанная официальным национальным достоянием в 1951 году, — это Ирокидзи-коро, или «подставка для благовоний в виде раскрашенного фазана».
Микс творчества, традиций и практичности: Ироэкидзи-коро
Ироэкидзи-коро - уникальное произведение, которое интересно сразу по нескольким параметрам. Во-первых, это его мастерство гончара: изделие выполнено почти в натуральную величину и содержит ряд реалистичных деталий. Ведь мастер изготавливал свою коро, гляда на живых японских фазанов.
На что еще обращаешь внимание - это красочное оформление, выполненное с помощью тщательной резьбы на поверхности птицы с использованием зеленого, темно-синего и золотого цвета.
Говорят, что в то время формование и обжиг скульптуры с подвесными частями (например, хвостом, показанным здесь) было чрезвычайно сложно. Это одна из его самых знаменитых особенностей.
На спине птицы есть четыре отверстия, которые позволяют дыму от благовоний проникать наружу, наполняя комнату чудесными, тщательно подобранными ароматами. И хотя сегодня этого керамического фазана больше не используют для сжигания благовоний, это произведение постоянно экспонируется как часть постоянной выставки музея префектуры Исикава.
Номура Нинсей, известный своим совершенным и уникальным стилем, положил начало Киотской школе гончарного и фарфорового искусства. Сегодня в Японии его помнят как одного из величайших мастеров этого вида искусства.
Анастасия Проскурина
Читайте также: