Найти тему
Вечерняя Москва

Проект «Украина» закрывают: почему Запад не готов к долгой войне с Россией

Оглавление
   Фото: YVES HERMAN / AP / ТАСС
Фото: YVES HERMAN / AP / ТАСС

Западные партнеры в 2023 году в три раза сократили поддержку Киева, заявил министр финансов Украины Сергей Марченко. По его словам, союзники передали в 2023 году 42,5 млрд долларов — лишь треть от выплаченных в 2022 году 120 миллиардов. При этом объем помощи на 2024 год не определен вообще: США и европейские страны кивают друг на друга. Почему объем помощи вдруг сократился? Как будет развиваться ситуация? На что надеется Киев? Разберем с экспертами.

Украинский конфликт закончится в 2024 году вместе с поддержкой Запада, заявил экс-аналитик ЦРУ Ларри Джонсон в интервью американскому телеканалу Dialogue works.

— Я не думаю, что война на Украине переживет президентскую кампанию в США, — заявил аналитик. — Я не вижу, чтобы члены конгресса чувствовали острую необходимость тратить на Украину еще больше долларов налогоплательщиков, когда в своей собственной стране есть другие, более насущные проблемы. Особенно при том, что Украина проигрывает, и проигрывает заметно. Знаете ли, никто не любит поддерживать проигравших.

Как пояснил эксперт, «патовая ситуация» — когда ни Россия, ни ВСУ не способны добиться успеха — на Украине невозможна.

— Русские выпускают по украинцам в восемь-девять раз больше артиллерийских снарядов в день. У украинцев нет достаточного количества боеприпасов и артиллерии. Россияне производят все больше танков. Украина — не производит совсем. У России есть самолеты, она контролирует небо. Украина — нет. У России есть летательные аппараты с неподвижным крылом, и она доминирует на этом фронте. Украина — нет. У Украины есть беспилотники, но их не так много, как у России. Россия производит их в промышленных масштабах. На Украине же это больше похоже на маленький семейный магазинчик в гараже, — заявил Джонсон.

Эксперт обратил внимание, что меняется и риторика американских властей.

— Раньше Байден в публичных заявлениях говорил: «Украина, мы будем с вами столько, сколько потребуется». Теперь же в своем последнем заявлении он заявил: «Мы будем с вами столько, сколько сможем». Почувствуйте разницу, — рассуждает аналитик.

Директор британского аналитического агентства Eurasia Group Ян Бреммер в журнале Time пишет: «Наступивший год станет для Украины очень тяжелым, киевский режим, лишившийся поддержки США, начнет терять территории». «Европа не сможет компенсировать Киеву военную помощь, получаемую от США. Загнанный в угол Зеленский попытается втянуть в открытый конфликт с Россией НАТО, как он уже делал, а также пойдет на риск, увеличив удары по российской территории, что вызовет ответную реакцию», — добавляет Бреммер.

Историк, член консультативной группы Объединенного комитета начальников штабов ВС США по трансформации Макс Бут пишет в своей колонке для The Washington Post: «Неспособность США выделить Украине финансовую помощь может привести к настоящей катастрофе для Киева и оказать негативное влияние на положение украинской армии на поле боя». Даже западные эксперты Украину «хоронят».

Бесплатно воевать не будут

Паника по поводу отсутствия финансирования назревает на самой Украине. Украинские власти не имеют резервного плана на случай сокращения военной помощи западных стран и рассчитывают на продолжение поддержки, заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в интервью телеканалу CNN.

По данным Bloomberg, премьер Украины Денис Шмыгаль запросил срочную встречу с международными спонсорами из-за «исключительно высокой неопределенности» по поводу бюджета в начале 2024 года. А министр финансов Сергей Марченко предупредил, что без дальнейшей поддержки со стороны союзников Киеву грозит дыра в бюджете в размере 29 млрд долларов.

— Перед Украиной по сути встают две большие проблемы. Первая — нехватка денег. Ведь чтобы государство работало, нужно как минимум платить зарплату полиции, коммунальщикам, медикам, военным, МЧС, тратить средства на уборку улиц, содержание школ, больниц, детсадов. Если своих источников доходов нет (а на Украине их все меньше, и в долг уже не дают), то все — государству конец, оно автоматически перестает существовать, поскольку не в состоянии эффективно контролировать занимаемую территорию, — пояснил политолог Григорий Савельев. — Проблема денег худо-бедно, но на Украине решается. Европейцы и американцы какие-то деньги дают, понимая, что они фактически наняли дикарей для войны со своими врагами. Но чтобы дикари воевали, их нужно как минимум кормить — иначе разбегутся.

И многие, кстати, уже разбежались. А еще нужно платить вождям дикарей, чтобы они своих подданных отлавливали и отправляли на войну. Запад и на это готов. Хотя в последнее время — все меньше.

Евросоюз, например, в декабре из-за позиции Венгрии не согласовал выделение макрофинансовой помощи Киеву в размере 50 млрд евро до 2027 года.

Чей ВВП рулит

Вторая из стоящих перед Украиной проблема, как пояснил эксперт, куда серьезнее.

— Доллары и евро нельзя зарядить в пушку. Нужны и сами пушки, и снаряды, нужны танки, ракеты, а их у Запада остро не хватает, — пояснил Григорий Савельев.

Кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев уточнил важный важный момент:

— Когда начинался вооруженный конфликт, коллективный Запад исходил из простой, но в то же время странной логики. Мол, у нас 60 процентов мирового ВВП. А у России — 1,5 процента. 60 процентов — в 40 раз больше, чем 1,5. А значит, мы — в 40 раз сильнее и Россию быстро победим, — пояснил эксперт. — Формально все верно, но их аналитики совершенно не учли структуру этого ВВП. В США (а это четверть мировой экономики) 80 процентов ВВП — это услуги. Вы меня подстригли, а я вам кофе в ресторане принес. В Великобритании и многих других развитых странах примерно такая же история. А ВВП России — это нефть, газ, уголь, металлы, оборонка. Гамбургеры, кофе и банковские услуги не воюют. А углеводороды, металлы и оборонка — очень даже.

Мы сами производим все, что для военных действий необходимо. А коллективный Запад, как выяснилось, нет. Иными словами, деньги у них есть, и много. А вот вооружений и боеприпасов уже не хватает. И купить уже не у кого.

Начальник штаба Вооруженных сил Швеции Микаэль Клаэссон в интервью Sveriges radio недавно пожаловался:

— Цена на боеприпасы для Украины по сравнению с весной 2022 года поднялась в 5–10 раз. Цена снарядов для шведской артиллерийской установки Archer, например, увеличилась в 8 раз. Все дело в дефиците боеприпасов, который возник из-за военных поставок Украине.

Производители вооружений имеют колоссальный спрос на свою продукцию, а покупатели конкурируют за место в очереди. Первыми в очереди оказываются те, кто размещает крупные заказы на длительную перспективу. Что получается? Даже если есть деньги и желание помогать Украине, это не всегда возможно. Дорог, как сказали классики, нынче овес-то. «Не укупишь».

Бизнес прежде всего

Военный эксперт, полковник ВС РФ в отставке Андрей Земцев уточнил важный аспект:

— Военно-промышленный комплекс стран Запада устроен не так, как у нас. Если у нас это государственные предприятия и государственный заказ, то там предприятия частные, — пояснил эксперт. — И вот, к примеру, правительство Германии решило помочь Украине, прислав миллион снарядов. Что было — отправили. Но было мало. Где взять остальные? Их надо произвести. Заводы есть, но им нужен крупный, желательно лет на десять заказ. Ведь нужно закупить и смонтировать оборудование, набрать персонал. Ведь все, что было раньше, давно демонтировано. В Европе со времен развала СССР оружие и боеприпасы производили по минимуму. А кого бояться-то? Да еще в составе НАТО? Не было заказов — заводы превратились в склады или перепрофилировались на выпуск иной продукции, на которую есть спрос.

Теперь их нужно фактически восстанавливать. И хорошо еще, если людей найдешь — из оружейников кто на пенсии, кто умер. Можно, конечно, за дело взяться, если есть заказ. Но, повторю, заказ нужен очень крупный, иначе вложения в перезапуск завода не отобьются. Да и сам запуск производства — это не месяцы, а годы.

Земцев привел цифру: даже США, флагман западного мира, планируют увеличить выпуск снарядов калибра 155 мм до 100 тысяч в месяц к 2025 году. Сейчас выпускают всего 28 тысяч.

Между тем Россия каждый день (!) тратит 25–30 тысяч снарядов — примерно столько же, сколько Штаты выпускают за месяц. И если мы столько тратим, значит, боеприпасы у нас есть.

— ВСУ сейчас в среднем за сутки тратят шесть тысяч снарядов. И это число будет сокращаться, потому что боеприпасов не хватает физически, — пояснил Андрей Земцев. — Штаты и европейцы уже закупают боеприпасы в странах Африки, Латинской Америки, что-то им даже Азербайджан продал. Но все равно этого мало. А у нас много. Мы свой ВПК сохранили.

Возможно ли расширение

Эксперт считает, что Зеленский, понимая, что его «сливают», может решиться на масштабирование конфликта.

— Это уже происходит. С военной точки зрения обстрелы Белгорода и других населенных пунктов не имеют никакого смысла. Более того — они вредны, поскольку впустую расходуются боеприпасы, а часть украинской артиллерии нам удается уничтожить, — рассуждает Андрей Земцев. — Но главная цель Зеленского в данном случае — «вытащить» из России ответную реакцию. Спровоцировать ее на ответные удары по гражданским объектам в Киеве, Харькове, Одессе, Львове. Благо нам их нанести крайне просто. Зеленскому очень-очень нужна Буча. Только не такая, как в 2022-м — в нее никто не поверил, — а настоящая, с сотнями, а лучше тысячами гражданских жертв. В этом случае он может рассчитывать уже на прямую помощь Запада, взмолившись «остановить геноцид».

Второй путь, по которому идет сейчас Киев, — возвращение сбежавших на Запад беженцев.

— Хитрые украинцы нашли «формулу возвращения», — рассказывает эксперт. — Все просто: до конца 2023-го все украинские беженцы с подачи Киева были обязаны пройти перерегистрацию для сохранения пособия. И для перерегистрации они указали место жительства.

Теперь из посольств Украины им будут приходить повестки на фронт. А кто не придет — тут же пришлют запрос из Генпрокуратуры Украины — дескать, человек уклонист, верните его на Родину. Кого-то, глядишь, и пришлют.

По мнению эксперта, обстрелы мирных городов России и отлов уклонистов уже в Европе — признак начала конца Киевского режима.

— Военная и финансовая помощь сокращается, людей для фронта не хватает, идет отступление по всей линии боевого соприкосновения. Украина «кончается», — считает Андрей Земцев.

СПРАВКА

В конце декабря 2023 года США выделили Украине последний пакет помощи на 250 млн долларов. Если учесть, что, по данным украинской стороны, каждый день военных действий обходится ей в 100 миллионов, то, получается, объем помощи — на два с половиной дня. В Вашингтоне пока не могут согласовать дополнительное финансирование для Украины на 2024 год: президент Джо Байден настаивает на выделении Киеву 61 млрд долларов, однако республиканцы требуют больше финансирования на охрану собственных границ.

В начале января представитель госдепа Мэттью Миллер сообщил, что США продолжат оказывать военную поддержку Украине, но не на уровне 2022–2023 годов. Сейчас Украина держится главным образом за счет старых запасов денег, оружия и боеприпасов. А еще — за счет помощи европейских стран. Но и запасы тают, и уровень помощи снижается.

КСТАТИ

Министр экономики Украины Юлия Свириденко рассказала в интервью Financial Times, что без западной помощи Киев не сможет выплатить вовремя пенсии миллионам граждан, а также зарплаты 500 тысячам чиновников и 1,4 млн учителей.

По ее словам, стране срочно необходимо получить не менее 37 млрд внешней поддержки на 2024 год. Некоторые западные политики высказались в духе, что Киев мог бы «продержаться несколько месяцев за счет внутренних заимствований и денежно-кредитного финансирования со стороны Нацбанка», то есть, по сути, временного включения печатного станка, пока «партнеры утрясают разногласия».

Однако Свириденко заявила, что «такие шаги лишь спровоцируют инфляцию и могут подорвать финансовую стабильность страны». Это, в свою очередь, сделает ее еще более зависимой от иностранной поддержки.

Дырка все больше, а тряпка все меньше

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем, политолог:

— Финансирование Украины США продолжат снижать. Дело в том, что американцы по своей сути, своей природе — бизнесмены. Они готовы инвестировать во что угодно, лишь бы это принесло результат. Какой результат Штаты планировали, вкладываясь в Украину? Ответ очевиден: ослабить Россию и устроить нам новый 1917 или 1991 год, когда страна сама собой распадется — из-за экономических проблем и военных поражений. Что в итоге? Экономически нас сломить не удалось, военного поражения тоже что-то не видно.

Напротив: совершенно очевидно, что его терпит Украина. Ну и зачем, спрашивается, закачивать в нее новые десятки миллиардов? Если бы маячила пусть и призрачная, но все-таки перспектива поражения России, тогда да — давайте вкладывать в Украину дальше. А если нет даже призрачной надежды, то вообще о чем тогда речь? Штаты пытаются «повесить» Украину на Европу — дескать, это ваша, европейская, страна и ваша, европейская, война.

Мы, чем могли, помогли, а теперь давайте вы. Проблема в том, что сами страны ЕС не помогут. Прячась десятки лет под «зонтиком» американской военной мощи, они фактически уничтожили свой военно-промышленный комплекс. Зачем на него тратиться, если папа-США защитят? Деньги, пусть и в меньшем объеме, европейцы, возможно, и найдут. А вот снаряды, танки, артиллерию — вряд ли: самим уже не хватает. Американцы не хотят показывать всему миру свою слабость: дескать, взялись помогать «молодой украинской демократии», да надорвались и бросили.

Поэтому помогать Украине они понемногу продолжат. Найдут тряпку, чтобы прикрыть эту дыру. Проблема в том, что украинская дыра все больше, а тряпка для ее затыкания — все меньше.

Эксклюзивы "Вечерней Москвы"

Мошенники научились подделывать голоса. Как не попасться на уловку

Цены на жилье рухнули: когда выгоднее покупать квартиру в 2024 году