Огромное значение в жизни верующего человека имеет призвание. Оно тесно связано со служением Богу. По мнению Михаила Дубровского, призвание можно определить как направление в жизни, двигаясь, в котором человек будет исполнять волю Божью наиболее полно. Причем это не дело, а именно направление. Поэтому в процессе жизни деятельность христианина может меняться.
Ректор МТИ Сергей Ястржембский считает, что призвание необходимо обнаружить. Это то, что Бог уже заложил в нас. Призвание связано с распространением Божьего Царства, и оно намного шире, чем наша внутрицерковная деятельность.
Вспомним Моисея. Сначала он рос во дворе фараона и получал образование (Деян. 7:22), потом пас овец у своего тестя (Исх. 3:1). В последнюю треть жизни Моисей стал предводителем многочисленного народа и вывел Израиль из Египта. Бог использовал этого человека, чтобы избавить евреев от рабства и дать Закон (Деян. 7:35-37).
Давиду тоже приходилось заниматься различной деятельностью. Сначала он пас овец (1 Цар. 16:11) и играл на гуслях (1 Цар. 16:23), потом стал военачальником Саула (1 Цар. 18:5). Долгое время Давид и вовсе находился в розыске, спасаясь от безумного царя, а в завершение сам оказался во главе народа Божьего (2 Цар. 5:3). Приведенный список библейских героев с их жизненными этапами и перипетиями можно продолжить, но нас также интересуют люди, живущие в последующих веках.
Существует прямая взаимосвязь между призванием и профессиональной деятельностью. Не все призваны быть пасторами, проповедниками и миссионерами (в традиционном смысле слова). Дары некоторых братьев и сестер рассчитаны на служение вне церкви. Человек может быть призван врачом, инженером, программистом или кем-то еще.
Например, Ян Амос Коменский стал основателем педагогики как науки. Он был епископом, но основное служение этого человека выходило за пределы церкви. Мартин Лютер Кинг отстаивал права темнокожих, причем делал это в соответствии с библейским учением, без агрессии и ненависти к людям. Его подход радикально отличался от современного движения BLM.
Бразильский футболист Кака распространял Царство Божье в сфере спорта. Будучи христианином, он пропагандировал сексуальную чистоту до брака и другие библейские ценности. Он был одним из лучших игроков мира, поэтому к нему прислушивались, а его голос имел значение. Эти люди служили в разных сферах, при этом они реализовали то, что имели.
Тим Келлер писал: «Забота об этом материальном мире и усовершенствование его обладают достоинством, даже когда мы просто стрижем траву. Это также означает, что «светская» работа обладает не меньшим достоинством и честью, чем «священная» работа служения».
Но важен факт реального осознания своей деятельности как служения. Неверующие люди тоже могут хорошо работать (причем нередко даже лучше, чем верующие) и всерьез заботиться о своей семье. Но движущей силой этих действий будет иная платформа. При этом христиан, который служит в семье и в профессиональной деятельности, будет чувствовать соответствующий Божий призыв.
Если такого призыва или духовного переживания нет, поведение этого верующего становится бегством от служения. Он ничего не хочет делать в церкви, а здесь появляется отличный повод прикрыться удобной богословской концепцией. Но это не отменяет важности самой концепции и необходимости правильного взгляда на служение и призвание.
Протоиерей Андрей Ткачев пишет: «Давайте внесем служение Богу в гущу повседневной жизни… Все великое имеет свойство казаться простым и банальным… Поэтому не убоимся обвинений в банальности или наивности. И если придет к нам человек, говоря: «Я портной. Что мне делать, чтобы угодить Господу?», ответим ему: «Помни Христа ежечасно и, если шьешь костюм, шей его так, как если бы Сам Христос его носил». Так рассуждая, мы не оставим без внимания никого».
Таким образом, духовное образование должно быть направлено на подготовку служителей в широком смысле слова и снаряжать этих христиан, чтобы они могли осуществлять свое призвание. Церковь должна помогать братьям и сестрам духовно расти, обнаруживать призвание и распространять Царство Божье в том месте, где их видит Господь.