Найти в Дзене
Дестрой

Огромное бомбоубежище на 2700 человек, которое в мирное время используется как гараж на 56 автомобилей

Сегодня мы покажем противорадиационное убежище двойного назначения, рассчитанное на 2700 человек укрываемых, которое в мирное время предусматривает использование его в качестве подземного гаража на 56 автомобилей. Во время Холодной войны, уже ближе к закату СССР, активно строились большие районные защитные сооружения Гражданской Обороны двойного назначения, чтобы за их полезными площадями было проще следить и они не простаивали без дела в мирное время. Так по изначально заложенному проекту в них предусматривалось размещение спортзалов, школьных тиров, стояночных мест для автомобилей, различных складов и даже магазинов. Одним из таких убежищ было и это, построенное по проекту А-50, в котором мы побывали несколько лет назад, когда заезжали в автомагазин, располагавшийся в нём. Это отдельно стоящее убежище, построенное на окраине жилого района, сразу узнаётся по огромному бугру, по краям которого возвышаются оголовки вентиляционных шахт. Под землю ведёт два больших автовъезда для автомоби

Сегодня мы покажем противорадиационное убежище двойного назначения, рассчитанное на 2700 человек укрываемых, которое в мирное время предусматривает использование его в качестве подземного гаража на 56 автомобилей.

Во время Холодной войны, уже ближе к закату СССР, активно строились большие районные защитные сооружения Гражданской Обороны двойного назначения, чтобы за их полезными площадями было проще следить и они не простаивали без дела в мирное время.

Так по изначально заложенному проекту в них предусматривалось размещение спортзалов, школьных тиров, стояночных мест для автомобилей, различных складов и даже магазинов. Одним из таких убежищ было и это, построенное по проекту А-50, в котором мы побывали несколько лет назад, когда заезжали в автомагазин, располагавшийся в нём.

-2

Это отдельно стоящее убежище, построенное на окраине жилого района, сразу узнаётся по огромному бугру, по краям которого возвышаются оголовки вентиляционных шахт.

-3

Под землю ведёт два больших автовъезда для автомобилей, а также два наклонных входа для людей.

-4

После плавного поворота автовъезда нас гостеприимно встретили распахнутые ворота предтамбура.

-5

За которыми находился пропускной тамбур-шлюз с двумя мощными защитно-герметическими воротами, которые в случае ЧС закрывались и притягивались к проёму при помощи натяжных талрепов.

-6

Вес каждой такой створки составлял более двух тонн, а процесс шлюзования происходил поочерёдным открытием и закрытием гермоворот, чтобы исключить прямой контакт воздуха снаружи с воздухом в убежище.

-7

Сразу за воротами начинался большой зал для укрываемых, поделённый шестью рядами колонн на 7 линий с 14 условными отсеками, в каждом из которых могло разместиться по 4 автомобиля, которые в угрожаемый период должны были освободить зал и на их место из помещения склада устанавливались бы сетчатые двухъярусные нары для 2700 укрываемых с расчётным нормативом 0,5 квадратных метра на человека.

-8

На одной из колонн висела сильно упрощённая схема зала без технических помещений.

-9

Так выглядел каждый отсек.

-10

Каждая пара отсеков составляла одну линию.

-11

С одной из сторон зала располагалось четыре тамбур-шлюза для прохода людей.

-12

Каждый такой шлюз был оснащён двумя установленными подряд защитно-герметическими дверями, чтобы обеспечить шлюзование при проходе, аналогичное гермоворотам автовъездов.

-13

По другую сторону зала располагались проходы в различные технические помещения.

-14

Так по краям размещались большие помещения мужских и женских санузлов.

-15

С умывальниками на входе.

-16

И рядами кабинок туалетов, которыми было запрещено пользоваться в мирное время, т.к. сбор канализационных стоков здесь был предусмотрен в специальные накопительные ёмкости под полом, которые откачивались бы ассенизаторскими машинами через специальные колодцы на поверхности.

-17

В конце каждого помещения санузлов находилось помещение вытяжной вентиляции.

-18

С гермоставнями в шахты аварийных выходов.

-19

Рядом с каждым санузлом находилось и своё помещение насосной для перекачки стоков.

-20

А ещё в каждом зале с кабинками туалетов под потолком находилось по два бака с аварийными запасами питьевой и технической воды.

-21

Вторая насосная.

-22

В центральной части между помещениями насосных и санузлов располагались помещения систем жизнеобеспечения, таких как фильтро-вентиляционная, дизель-генераторная электростанция с помещением дизелиста и вентиляционной ДЭС, главная щитовая, а также кабинет начальника объекта.

Но к сожалению эти помещения были закрыты и нас туда не пустили.

-23

Снаружи находился щит управления фильтро-вентиляционной установкой.

-24

Закрытая гермодверь прохода в помещение дизельной.

-25

За которой стояла вторая гермодверь, а само помещение ДЭС использовалось под склад всякого хлама.

-26

Как выглядят такие помещения вы можете посмотреть во множестве наших статей про другие убежища.

-27

А теперь пройдём в другой конец зала для укрываемых.

-28

Где расположены защитно-герметические ворота тамбур-шлюза второго автовъезда, над которым со внутренней стороны торчат клапаны избыточного давления, а с внешней стороны малые защитные секции, которые обеспечивали сброс избыточного давления воздуха в сооружении, а в случае воздействия снаружи взрывной волны, автоматически бы закрывались.

-29

Вот такое большое убежище, а на этом всё.

-30

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2204 1202 0111 0638

Спасибо за просмотр и до новых встреч.