Найти тему
Cat_Cat

История, записанная на глине

Приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие сквозь время и пространство к истокам человеческой цивилизации - в загадочный Шумер.

Приветствую всех нью-эйджевцев, эзотериков, шаманов, экстрасенсов, да и всех остальных людей, которым может быть интересна история времен не столь отдаленных в масштабах существования человечества, а именно о тех временах, когда деревья были большими, трава зеленой, «земля не отделена от неба», особо умных людей впервые посетили две замечательные идеи: заставить менее умных людей плотить нологи и закодировать это и другие требования системой знаков. Я говорю о создании государства и письменности. Залезайте в DeLorean DMC-12, и мы отправляемся в 4985 год до нашей эры.

Древнейшие ноунеймы

Наш автомобиль внезапно оказался на дне Персидского залива, так как всего за семь тысяч лет до нашей эры будущая территория Шумера, нынешний Южный Ирак, целиком и полностью находилась под водой. Где-то между 6500-6000 годами до нашей эры вода постепенно отступила, оставив после себя с виду крайне неблагоприятное место для проживания: южное междуречье Тигра и Евфрата тогда представляло из себя до ужаса заболоченную местность, изредка пересекаемую островками из ила, который наносили две великие реки. Кстати, в то время они были гораздо более полноводными, чем ныне, и по отдельности впадали в Персидский залив. В наше время Тигр и Евфрат за двести километров до Персидского залива сливаются в одну реку Шатт-аль-Араб, которая в свою очередь несет их воды в мировой океан.

Итак, мы имеем огромное болото, кишащее насекомыми, снедаемое нестерпимой жарой в силу невероятно влажного климата, свободное к тому же от каких-либо полезных ресурсов. Что же привлекло сюда первых людей, заселивших эти земли около 6000 года до нашей эры? Ил и вода! Граничащие на западе с бескрайней Сирийской пустыней, а на востоке с Иранским нагорьем болота Южного Междуречья стали своеобразным оазисом мирового масштаба. Точнее сказать, таили в себе возможность стать таковым, так как чтобы превратить болото в плодородную пашню, необходимо приложить довольно много коллективных усилий, причем не одной семьи, рода или племени, а более крупного объединения людей, работающих по общему плану.

Суть работы заключалась в строительстве плотин во избежание неконтролируемых разливов Тигра и Евфрата и сохранении в нужных местах ила, который является ценнейшим удобрением, а также в создании сети оросительных каналов для грамотного отвода воды на пашни. В связи с необходимостью организации столь сложных ирригационных работ обществу понадобилось выделить главных, а главным придумать оправдание, почему главными должны быть именно они. Так и появилось социальное расслоение, зачатки государства и будущей религии шумеров.

Никаких письменных источников древнейшие обитатели Междуречья по себе не оставили, так как письменность не изобрели. Даже их название историкам до сих пор неизвестно, поэтому принято называть их обейдами по имени арабского города Аль-Обейд, где впервые были были обнаружены следы этой древнейшей культуры: каменные ножи, мотыги, глиняные серпы и черепки характерной расписной глины. Согласно лингвистическим данным, наименования многих шумерских городов (Эреду, Ур, Ниппур, Киш и др.), а также слова для обозначения многих понятий, напрямую связанных с земледелием и ремеслом (таких, как фермер, пахарь, гончар и др.) не являются словами шумерского происхождения и заимствованы из языка этих самых обейдов.

Первые шумеры

Как бы то ни было, шумерские племена появляются на территории Южного Междуречья во второй половине 4-ого тысячелетия до нашей эры. Ученые до сих пор не смогли определить шумерский язык в какую-либо языковую семью, так как он не имеет сходств ни с одним из известных ныне языков, за исключением разве что языка «обейдов», да и то лишь в лексическом отношении. Откуда пришли шумеры для ученых тоже остается загадкой, из чего мы можем сделать вывод, что Рен-ТВ право и шумеры являются пришельцами из космоса.

Как бы то ни было, шумеры сразу же развели активную деятельность по развитию предшествовавшего успеха обейдов в борьбе с природой и превращением болот Нижней Месопотамии в плодородные пашни, впоследствии способные давать по 12-15 урожаев в год. Избыток зерна позволил некоторым членам коллектива оставить землепашество и заняться ремеслом, охраной богатств от чужаков или задабриванием высших сил. Зерна все равно хватало и на этих бездельников, еще и на экспорт оставалось. Появление торговли с соседними Месопотамии областями породило касту торговых агентов —по-шумерски томкаров — смельчаков, готовых пересечь безжизненные пустыни по направлению к горам Малой Азии или Ирана, лесам Ливана и Кавказа с тем, чтобы выменять там излишки зерна на дерево, камень или металл. Все эти ценные ресурсы полностью отсутствовали в Междуречье. Из деревьев на болотах произрастали лишь пальмы и тростник, годные для строительства легких шалашей. Залежей металлических руд и камня не имелось в помине.

С появлением постоянных поставок дерева и камня шумеры принялись за создание на основе древнейших обейдских поселений своих городов, сохраняя, однако, за ними оригинальные географические наименования. Таким образом, на Тигре и Евфрате, а также их естественных притоках и искусственных каналах появилось множество городов, крупнейшими из которых были Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Эрех и Эреду. Вокруг каждого из городов возникло небольшое государственное образование, в современной исторической науке именуемое «ном».

Прошу запомнить расположение городов Ур, Урук, Ниппур, Умма и Лагаш. Нам они пригодятся.
Прошу запомнить расположение городов Ур, Урук, Ниппур, Умма и Лагаш. Нам они пригодятся.

Шумерский город представлял из себя храм божества-покровителя, находившийся в самом центре поселения. При храме располагались склады, в которых хранилось зерно, свозимое жителями многочисленных поселков, окружавших город и самими горожанами. Большая часть земли опять же была собственностью храма. Горожане и жители сельской местности вынуждены были арендовать у него землю. Однако поскольку денег тогда еще не придумали, плату за пользование землей приходилось отдавать натурой — делиться излишками урожая с храмовой администрацией или работать на храмовых землях в свободное от работы на собственном участке время. Чтобы ни один хитрец не увильнул от уплаты НДС, шумерским жрецам пришлось-таки впервые в истории человечества изобрести письменность для ведения бухгалтерии. Недаром большая часть найденных глиняных табличек эпохи первых городов-государств Шумера являются хозяйственными списками распределения храмовой земли между земледельцами и причитающихся с них за эту милость преференций.

Шумерский храм и город вокруг него.
Шумерский храм и город вокруг него.

Шумерская письменность, известная как клинопись, представляла из себя бесконечную череду вертикальных черточек с разнообразными стрелочками, выцарапанных тростниковой палочкой на незастывшей глине. Изначально письмо было идеографическим, то есть каждый значок обозначал какое-то явление или ряд ассоциативных понятий. Например, зачеркнутый штрих небосвода обозначал одновременно «ночь», «черный», «болезнь», «темнота» и т.п. Как вы могли заметить, вышеперечисленные понятия являются сугубо негативными. Далее перед древними писцами встала проблема записи сложных или абстрактных понятий. Вначале пользовались уже упомянутым методом ассоциаций и, например, переносили значение слова «горн» на «медник», исходя из контекста, «трибуна» могла обозначать «жрец». Финальным аккордом стало превращение клинописного знака из обозначения отдельного понятия в определенное сочетание звуков, при сочетаний которых писец получал необходимое слово. Слово «на» со значением «камень» вместе со знаком ноги образовывало слово «гена», которое переводилось как «идущий». Таким образом, шумеры стали не только изобретателями первой системы письма, но и впервые в истории обозначили символом не целое понятие, а конвенциональное сочетание звуков. О какой-либо сложной грамматике в период возникновения шумерской письменности речи не было, так как наиважнейшей задачей был статистический учет храмовых владений, собственности общинников и причитающихся от них податей.

Обыкновенный пример шумерской клинописи. Всяко понятнее твоих конспектов.
Обыкновенный пример шумерской клинописи. Всяко понятнее твоих конспектов.
От рисунка к идеограмме.
От рисунка к идеограмме.

Итак, изобретение жрецами письменности породило целую касту писцов и по совместительству государственных чиновников, которые ничего не производили, но вели учет производимого другими с тем, чтобы помочь по закону отобрать его в пользу жрецов и самим барыш получить. Кроме них и жрецов в шумерском городе было немало нахлебников, не производивших зерно, но активно его потреблявших. В первую очередь, поток полезных ресурсов, выторгованных за зерно, среди которых камень, дерево и металл, вызвал к жизни армию строителей и ремесленников. Особо расцвело в Месопотамии искусство скульптуры, гончарное ремесло, производство примитивных музыкальных инструментов.

Также не стоит забывать о военных гарнизонах, на первых порах существования шумерских городов-государств напрямую подчинявшихся главному жрецу — энси, который вообще-то контролировал в своих руках всю религиозную и светскую власть. В прямом подчинении у него находился лугаль — руководитель армии. Впоследствии функции верховного жреца и руководителя армии объединяет в себе один человек. Либо предприимчивый энси прибирал к своим рукам армию, либо лугаль совершал военный переворот и провозглашал себя верховным жрецом. Вероятно, второй сценарий был более распространенным, там как именно лугалем впоследствии назывался царь нома с неограниченной светской, духовной и военной властью. Также сценарий с захватом всей полноты власти лугалем отражен в одном из мифов о Гильгамеше, легшим впоследствии в основу знаменитого аккадского эпоса.

Таким образом, шумерский город представлял из себя храм божества-покровителя с роскошными жилищами жрецов, хозяйственными постройками и амбарами с зерном вокруг него. Далее находились преимущественно глинобитные дома государственных служащих, писцов и ремесленников, а также военные казармы. Каждый город стоял на берегу реки или канала. В пристани постоянно находились легкие торговые корабли, прибывшие с товаром из дальних стран или готовые отправиться в долгий путь. Как правило, рядом с пристанью располагалась торговая площадь, где можно было приобрести необходимый кузнецу металл, дерево для постройки какого-нибудь хозяйственного здания и даже обезьяну из Индии в качестве домашнего животного. Зачастую вокруг торговой площади располагался квартал купцов, где они жили и хранили товары на складах. Как можно догадаться, прокормить всю эту ораву городских нахлебников было непросто, даже собирая по 12-15 урожаев в год. Поэтому обрабатываемые участки земли встречались уже вокруг храмов. Работа на них являлась обязанностью крестьян, проживавших на окраине города и получавших там землю в личное пользование от храмовой администрации. На позднем этапе развития шумерских городов они были обнесены стенами. Вероятно, первым городом за стеной стал Урук, что также имеет свое отражение в мифах о Гильгамеше.

-6

Политическая история

Основным источником информации о политической истории шумера для исследователей служит так называемый «Царский список», который представляет из себя перечисление всех царей разных городов-государств Шумера, начиная от сотворения мира. Фактически, «Царский список» содержит в себе несколько списков, каждый из которых представляет собой перечисление правителей одного города, условно называемые «династиями». Примечательно, что правители эти не носили титулов царей, а являлись верховными жрецами бога-покровителя города (по-шумерски «эн»), «жрецами-строителями» («энси») или «большими людьми» (военачальниками — «лугалями»).

Вероятнее всего, эти должности были выборными, а с учетом хтонических сроков правления этих персонажей (от нескольких столетий до тысяч лет), в избирательной системе Шумера господствовало демократическое переизбрание на второй срок. Своеобразным водоразделом для исследователей служит «большой потоп», после которого периоды правления уменьшаются до привычных нам нескольких десятков лет. Таким образом, династии, правившие до потопа, принято считать мифическими и воспринимать эту часть «Царского списка» как источник по истории религии. А вот в своей части, описывающей политику Шумера после потопа, «Список» приобретает уже характер источника политической истории.

Прошу любить и жаловать.
Прошу любить и жаловать.

Первые исторические династии

Древнейшей из династий, которые упомянуты в «Царском списке», стала Первая династия Киша, города г0внарей и французских пирогов. Время начала ее правления и считается началом раннединастического периода истории Шумера. Предпоследний правитель из этой династии с незамысловатым именем Эн-Менбарагеси стал первым представителем списка, оставившим по себе надписи, так что в его историчности не приходится сомневаться. Воевал с Эламом — древним государством в долине рек Карун и Керхе на месте современной иранской провинции Хузистан. Столицей сего образования был город Сузы, сыграющий значительную роль в истории последующих двух с половиной тысяч лет. Говорили эламиты, вероятнее всего, на одном из дравидийских языков и были родственны древнейшей Хараппской культуре в долине Инда, с которой вели активные торговые сношения. За эти самые сношения и воевали шумерские прапрадеды во главе с Эн-Менбарагеси.

И все бы хорошо, если бы его сын Агга не полез в Урук. «Не лезь, энси непутевый, оно тебя сожрет!» — кричали советники, но не для того он в царской семье родился, чтобы какие-то советы слушать. Приплыл, значит, он на кореблесах по Тигру к Уруку. А там совет старейшин какого-то глиномеса лугалем назначил. И имя ему Гильгамеш! Надавал Агге по шапке, да так, что город Киш от своего хозяина отклеился и под власть Гильгамеша попал. Таким образом на смену Первой династии Киша пришла Первая династия Урука, объединившая под своей властью оба эти важных города, а также и многие другие. В дальнейшем Гильгамеш стал героем шумерских героических песен, положенных впоследствии в основу знаменитого эпоса, написанного клинописью на аккадском языке, принадлежащем к семитской языковой семье.

Только подойди к Уруку, сучёнок!
Только подойди к Уруку, сучёнок!

К середине третьего тысячелетия, вероятно, не без влияния Гильгамеша, военных и религиозных вождей отдельных городов (энов, энси и лугалей), полностью зависящих от совета старейшин, заменяют лугали-гегемоны больших регионов, объединяющих сразу несколько городов. Они, в отличие от своих предшественников, становятся полностью самостоятельными в своих решениях и кладут первый камень в фундамент такой замечательной формы правления, как восточный деспотизм. Важнейшим городом северной части Шумера оставался Киш, так что лугаль-гегемон на севере носил титул «лугаль Киша», в то время как на юге страны возвысился Ниппур, заслуживший себе славу священного города. «Лугаль Ниппура» — почетный титул правителя Южного Шумера.

Через несколько поколений после смерти Гильгамеша Первую династию Урука свергает энси Ура Месанепада, основавший таким образом Первую династию Ура. Параллельно с усилением власти лугалей-гегемонов шло неизбежное ослабление позиций жречества. Государственная казна значительно обогащалась за счет конфискаций храмового имущества и земли. В период правления Первой династии Ура значительно возрастают торговые связи Шумера с другими странами. Торговые корабли из длинного тростника, смазанного естественным асфальтом, доходят даже до далекой Мелуххи, как шумеры называли древнюю Хараппскую цивилизацию в долине Инда. Оттуда поставляется индостанское золото и сердолик, лазурит из гор современного Афганистана. В своих плаваниях корабли нередко останавливались на сказочном острове Дильмун (современный Бахрейн), послужившим в шумерской мифологии прообразом рая. Дерево в основном приходило из кедровых лесов Ливана или со склонов гор Загроса (запад современого Ирана).

Капитализм по-шумерски.
Капитализм по-шумерски.

Поскольку именно Ур являлся центром морской торговли с Индией, погребения представителей знати и жречества этого города отличаются большим богатством, нежели в других городах. Ценнейшим источником для исследования материальной культуры Шумера XXV века до нашей эры является захоронение жрицы Пуаби со своими служанками, которые, вероятно, добровольно приняли яд, чтобы служить своей госпоже на том свете, так как следов насильственной смерти на них не найдено. Они одеты в дорогие ткани и золотые бусы с тем самым сердоликом из гор Афганистана, а вдоль стен располагаются золотые арфы с изображенным на ними бородатым крылатым диким быков — олицетворением урского бога луны Наины, участницей священного брака с которым и являлась Пуаби.

Несмотря на подавляющую гегемонию Первой династии Ура между различными городами все равно не утихают постоянные стычки за контроль над ирригационными каналами и полоски плодородной земли. В этой борьбе свою значимость на севере вновь поднимает Киш, а на юге от Ура расцветает новый важный политический центр Лагаш. С одной стороны, удобное расположение в лагуне Тигра в его нижнем течении делали Лагаш недоступным для атак вражеского флота. Кроме того, угроза разливов была здесь существенно ниже, чем в других номах. Лагашский порт Гуаба мог соперничать с Уром морской торговле с Мелуххой (Индией). С другой стороны, путь к центральным областям Шумера, необходимым для установления гегемонии над всей страной, лагашским лугалям преграждал богатый город Умма, который к тому же постоянно соперничал с Лагашем за полосы плодородной земли на побережье рек.

Все это привело к тому, что всенародно избранный лугаль Лагаша Эанатум около 2400 года до н.э. разгромил войско Уммы и присоединил ее земли к своим владениям. Вскоре после этого он объявил войну Уру и Уруку и в итоге нескольких успешных походов достиг титула лугаля Киша, то есть правителя всей Северной Месопотамии. Однако его наследники не сумели сохранить намечавшегося единства Шумерских земель своей неумелой политикой экспроприации частных и храмовых земель в пользу царской казны и дальнейшего их перераспределения между корешами вызвали на себя гнев населения, погрязшего в микрокредитах, за которые зачастую оказывалось в пожизненном рабстве. Вместе с нестабильностью пришел царь Уммы Лугальзагеси, разбил войско лагашцев в 2312 году до н.э., отомстив таким образом за бесславно погибших предков.

Недолго дудочка играла, недолго энси танцевал

Разбивая войска своих противников, Лугальзагеси не стремился к их уничтожению, в большинстве случаев сохранял им жизни и даже владения. Шумер вновь превратился в шевелящуюся массу из разрозненных государств из одного города и двух аулов. Тогда-то с севера и нагрянула беда, которой не ждали…

Можете попрощаться со своей независимостью, жалкие энси!
Можете попрощаться со своей независимостью, жалкие энси!

И имя этой беде — Саргон Древний. Сей кадр происходил из семьи водоноса, члены которой разговаривали на семитском языке. Дело в том, что начиная с середины второго тысячелетия до наше эры в шумерских городах стали поселяться представители различных кочевых племен семитского происхождения, исконно обитавших в Сирийской и Аравийской пустынях. В огромных по тогдашним меркам городах Шумера можно было заработать неплохие деньги и устроиться в жизни. Всяко лучше, чем пасти овец в пустыне до скончания своих дней. Саргон не стал продолжать династию водовозов и смог дослужиться до звания садовника лугаля Киша. Когда последний оказался разгромлен Лугальзагеси, Саргон, воспользовавшись связями, приобретенными при дворе, сумел создать свое собственное царство вокруг небольшого города Аккаде на севере Шумера. Не будучи связан какими-либо родственными или идеологическими связями со старой аристократией, Саргон сделал основой своего войска легковооруженное ополчение.

Здесь стоит замолвить слово о том, как шумеры кромсали друг друга до Саргона. Ядро царского войска каждого нома составляли небольшие отряды тяжеловооруженных воинов в конусообразных шлемах и войлочных бурках с медными бляхами. Вооружены они были огромными щитами и длинными копьями. Тактика боя состояла из выстраивания в обыкновенную фалангу, когда стоящие друг за другом воины просовывают свои копья сквозь бреши в строю, создавая таким образом ощетинившееся и неповоротливое чудовище.

Угрожающе…
Угрожающе…

Саргон же противопоставил имя легкоподвижные отряды, которые могли даже зайти с тыла и в ближнем бою развалить весь боевой строй шумеров. Кроме того, огромное внимание в армии Саргона уделялось лукам, из которых вражеские отряды бывали уничтожены еще до приближения к врагу. В досаргоновское время луки были крайне мало распространены в Шумере вследствие недостатка подходящих материалов. Дальний бой велся в основном благодаря немногочисленным примитивным колесницам, ведомым медлительными онаграми, экипаж которых был вооружен легкими дротиками.

-12

Саргону же удалось завладеть предгорными областями Загроса, богатыми упругим тисом, который и вознес его на вершины власти. Кстати говоря, меткий выстрел из лука в голову вознице очень легко выводил из строя колесницу, производство которой обходилось шумерским лугалям и энси довольно дорого.

Сначала Саргон подчинил себе всю Верхнюю Месопотамии, заселенную в то время по большей части семитскими племенами, впоследствии возвысившуюся под именем Ассирии. Далее войска Саргона торжественным маршем прошествовали до Средиземного моря и получили контроль над Ливанскими лесами, богатыми кедром. А это значило еще большее увеличение штата лучников и неизбежное приближение краха старых шумерских порядков. За считанные месяцы один за другим разобщенные энси и лугали шумерских городов были разбиты и убиты. Самый сильный из них, правитель Лагаша Лугальзагеси, косвенно поспособствовавший возвышению Саргона захватом его прежнего господина, был в медных оковах проведен через ворота царя богов Энлиля в Ниппуре и казнен. Финальной точкой саргоновской эпопеи стал захват Элама, богатого деревом и разнообразными металлическими рудами.

Великий и могучий Аккадский Рейх.
Великий и могучий Аккадский Рейх.

На захваченных землях Саргониды построили коммунизм унифицированную империю. Саргон более не нуждался в зазнавшейся знати, так как обладал постоянной армией, квартировавшейся вокруг его столицы — города Аккаде, и мог собирать неограниченное по размерам ополчение из своих семитских сородичей, готовых отстоять свое главенство в Междуречье. Однако Саргон и его преемники по законам того времени не могли просто так взять и отобрать земли. А вот вынудить собственника продать ее по мизерной цене - вполне! Главное пригласить нотариуса и задокументировать это дело на глиняной табличке с подтверждением народного собрания.

Да здравствует великий Саргон, опустошитель земель!
Да здравствует великий Саргон, опустошитель земель!

Однако и тут не обошлось без эксцессов. Старшего сына и прямого наследника Саргона Римуша остатки шумерской знати убили каменными печатями, которые представляли собой огромные цилиндры на веревочке. Забавно, не правда ли? Младшему брату Римуша Маништу удалось навести порядок и передать цветущую империю своему сыну Нарам-Суену, при котором Империя Саргонидов достигла своего расцвета и максимального размера экспансии. Причем в одни и те же покоренные области приходилось совершать по несколько походов подряд, так как с первого раза до людей не доходило. Долгое правление Нарам-Суена (2236-2200 г.г. до н. э.) можно было бы назвать верхом стабильности и спокойствия на землях Междуречья. Наконец-то прекратились постоянные перепалки номов за несчастные клочки плодородной земли, ведь вся земля теперь принадлежала единому Богу-Императору, царю четырех сторон света. Население постепенно нищало и погружалось в долговую кабалу, превращаясь в покорных рабов режима, так что на чтение высокоинтеллектуальных табличек с антиутопиями и несанкционированные митинги у них просто-напросто не оставалось времени.

Тоталитарная идиллия оказалась разрушена вторжением с севера воинственного племени кутиев, современными учеными определяемого за предков современных дагестанцев.

Изображение одного из вождей кутиев на глиняной табличке, XXIII век до н.э.
Изображение одного из вождей кутиев на глиняной табличке, XXIII век до н.э.

Если при Нарам-Суэне антитеррористические операции на северных рубежах шли довольно успешно, пусть и выкачивая огромные средства из бюджета, то уже его сын должен был отказаться от титула «царя четырех сторон света» в пользу правителя объединенного Элама за помощь в войне против горцев. При дальнейших представителях династии Саргонидов кутии продвигались все дальше на юг, опустошая земли и основывая в древних городах свои царства. Они не пытались вводить какие-либо новые порядки, издавать законы, меняющие жизненный распорядок, и зачастую оставляли всю старую администрацию на своих постах, обязывая ее отдавать все собранные налоги своим вождям, а не царям династии Саргонидов. Так, например, сын жрицы одного из Лагашских храмов по имени Гудеа во второй половине XXII века до н.э., сумел воспользоваться вторжением кутиев для своего возвышения. Откупаясь от горцев огромной данью и заручившись их поддержкой, Гудеа смог объединить вокруг Лагаша всю Нижнюю Месопотамию. Однако его сын и внук не смогли удержать в своих руках образование, построенное путем хитроумного лавирования между кутиями, старой саргонидской бюрократией и храмовым жречеством.

III династия Ура

Через несколько лет после смерти Гудеа сын вялельщика рыбы Утухенгаль поднял всеобщее восстание против засилья кутиев. Объединенный ненавистью к пришельцам с гор и уставший от постоянных побоев народ всех номов Южного Междуречья сумел навсегда изгнать кутиев со своей земли. За неимением других лидеров страна объединилась вокруг фигуры Утухенгаля. Однако вскоре его убило глыбой земли, когда он осматривал строительство нового канала. За неимением детей, Утухенгалю наследовал его верный соратник Ур-Намму (2111-2095 г.г. до н.э.). Первым своим указом он перенес столицу царства из Лагаша в Ур. Так была основана великая III династия Ура. Первая династия правила в глубокой древности, а о второй ничего не известно, кроме того, что она числится в царском списке.

Новое государство получило название Царство Шумера и Аккада, окончательно уровняв северную и южную области Месопотамии. Оно и не мудрено, ведь в то время аккадский язык фактически вытеснил из повседневного употребления шумерский, который использовался лишь в официальной документации и религиозных церемониях.

При Ур-Намму и его сыне Шульги (2093-2046 г.г. до н.э.) государство вновь было приведено в унифицированный порядок после разорительных междоусобных войн эпохи поздних Саргонидов и опустошительного нашествия кутиев. Прежде всего была восстановлена ирригационная система, составлявшая основу экономики Древнего Междуречья. Все разрозненные земли храмовых и государственных хозяйств были слиты в единую базу, на которой работали бесправные илоты. Работников постиронично назвали «гурушами», что переводится как «молодцы», а работниц «нгеме», просто «рабынями». Мужчинам выплачивали по 1,5 л. ячменя в день, а женщинам всего 0,75 л., на которые они к тому же должны были содержать своих детей, так как на них отдельного пайка не выделялось, согласно старому доброму лозунгу

Кто не работает — тот не ест.

Огромные доходы, поступавшие в царскую казну, шли на содержание огромного слоя государственных служащих, следивших за выполнением работ, и писцов, заносивших статистику на глиняные таблички. Городские ремесленники и воины также содержались за счет пайков из государственной казны.

При Третьей династии Ура наконец был упорядочен разрозненный пантеон, включавший в себя огромное количество богов различных номов. Царем богов был провозглашен Энлиль, на строительстве храма которого в городе Ниппуре погибли многие согнанные туда рабы. Кроме того, множество шумерских мифов и эпосов были записаны именно в этот период.

Правления III династии Ура называют «шумерским ренессансом» после правления аккадской династии Саргонидов и нашествия кутиев. Фактически, эта династия стала последней династией шумерского происхождения, правившей в Междуречье. Сменившая ее династия Иссина имела уже семитское происхождение. С тех пор шумеры уже никогда не стояли во главе государства Месопотамии, а шумерский язык все дальше уходил в небытие, постепенно исчезнув и из официальной документации и религиозной сферы.

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на Агору, площадь собраний свободных граждан, где вы найдете еще много интересного: https://vk.com/agorana

Сбор средств на глиняные таблички для новых образовачей: 2200 2404 0484 2037

Автор: Дэнни Кут