Юнг очень много писал о религии в ее связи с психикой. Религия – одна из самых ранних сфер деятельности человеческого ума, поэтому психология не может обойтись без ее изучения. И даже если в наше атеистическое время религиозные догмы теряют свою силу, мы не так далеко ушли от наших предков, только называем божественные силы другими словами.
При этом Юнг настаивал на том, что придерживается научно-эмпирической точки зрения и воздерживается от любых соображений, которые можно было бы признать метафизическими и философскими. Он пишет, что опирается на факты – конкретные психологические состояния, события и опыт. Факт существования слона можно сравнить с фактом существования определённых идей, например, идеи Непорочного зачатия. Подобные идеи существуют во многих местах на нашей планете независимо от традиций и эпохи. Они не создаются людьми произвольно, а вторгаются в индивидуальное сознание.
С темой религии связано понятие нуминозного. Многие ритуалы совершаются с целью вызвать нуминозное переживание, т.е переживание соприкосновения с чем-то большим, чем сам человек.
И религия тогда, исходя из античной этимологии слова, означающего внимательное отношение к чему-то, означает внимательное отношение к чему-то неизведанному внутри себя, что раньше считалось проявлениями потусторонних сил.
И еще религия – это не вероучение. Вероучение связано с догмами, которые формализуют первоначальный религиозный опыт человека. Воспроизводство первоначального опыта становится ритуалом. В религиозных институтах первоначально испытанный опыт определяет границы возможных изменений. Даже протестанты, стремясь выйти за рамки догмы, но соотнося себя с христианством, не могут выйти за рамки верования, что Господь воплотился в Христе. Ни одно вероучение не владеет полной и уникальный истиной.
Бессознательные силы, вызывающие невроз, тоже имеют характер божественного, т.к. человек не в состоянии с ними справиться с помощью разума.
В обществе есть мнение, что если болезнь имеет психологические причины, то она воображаемая. Поэтому человеку с психологическими проблемами бывает сложно в них признаться. Однако, даже если причины «воображаемые», т.е. психические, болезнь все равно реальная. Многие наши психические состояния не контролируются сознанием и волей, как бы нам ни хотелось в это верить. Поэтому мы не можем убрать невроз, просто захотев этого.
В намерения сознательной части нашей личности вмешиваются бессознательные силы. В юнгианской психологии эти автономные содержания называются комплексами. Раньше, как пишет Юнг, они назывались богами, демонами, духами, ангелами и т.д. И, конечно, к этому нужно относиться символически, а не буквально.
(по мотивам книг К. Г. Юнга)
Яна Фролова
Подписывайтесь на мои каналы:
на Яндекс.Дзен "Сознательно о бессознательном"
в Телеграм "Заметки о юнгианском"
Приходите на мой сайт😊.
Записывайтесь на консультации: +7 (905) 501-23-73.