Найти в Дзене
Басни Крылова

Читаем басни Крылова. "Орел и Куры"

Приступаем к чтению последней 22-й басни первой книги. Всего в последнем прижизненном издании Крылова было 9 книг. Он сам распределял басни по книгам. Орел поднебесью летал
И там гулял,
Где молнии родятся. По этим строчкам сразу видно царь-птицу: гуляет под небесами, где родятся молнии. Сразу вспоминается грозный и могущественный бог Зевс, уже знакомый нам по басням «Осёл», «Безбожники» и др. Спустившись с небес на землю, Царь птиц садится отдохнуть на овин. Овин – это выстроенное крестьянами помещение для просушки снопов. Сейчас никто из нас никогда не видел овинов и не знает, как в них сушили колосья хлеба, привезенные с поля, связанные в снопы. Но мы можем сообразить, что такой насест мало подходит для Орла, не по чину он ему. Но у Царей свои причуды есть:
Быть может, он хотел овину сделать честь,
Иль не было вблизи, ему по чину сесть,
Ни дуба, ни скалы гранитной;
Не знаю, что за мысль, но только что Орел
Немного посидел,
И тут же на другой овин перелетел. Это событие не прошло неза

Приступаем к чтению последней 22-й басни первой книги. Всего в последнем прижизненном издании Крылова было 9 книг. Он сам распределял басни по книгам.

Орел поднебесью летал
И там гулял,
Где молнии родятся.

По этим строчкам сразу видно царь-птицу: гуляет под небесами, где родятся молнии. Сразу вспоминается грозный и могущественный бог Зевс, уже знакомый нам по басням «Осёл», «Безбожники» и др.

Спустившись с небес на землю, Царь птиц садится отдохнуть на овин. Овин – это выстроенное крестьянами помещение для просушки снопов. Сейчас никто из нас никогда не видел овинов и не знает, как в них сушили колосья хлеба, привезенные с поля, связанные в снопы. Но мы можем сообразить, что такой насест мало подходит для Орла, не по чину он ему.

Но у Царей свои причуды есть:
Быть может, он хотел овину сделать честь,
Иль не было вблизи, ему по чину сесть,
Ни дуба, ни скалы гранитной;
Не знаю, что за мысль, но только что Орел
Немного посидел,
И тут же на другой овин перелетел.

Это событие не прошло незамеченным для местных кумушек. Хохлатые наседки тут же принялись судачить об Орле: не зря ли Орлы в такой чести и считаются знатными, ведь и они, курицы, могут запросто перелететь с овина на овин. Более того, чем Орлы отличаются от них, Кур, ведь у них столько же ног и глаз,

Да ты же видела сейчас,
Что понизу они летают так, как Куры.

Куры решают впредь не быть такими дурами, чтобы считать Орлов лучше себя.

Орел ответствует, наскуча вздором тем: (ему надоело слушать их глупые разговоры)

«Ты права, только не совсем;
Орлам случается и ниже кур спускаться;
Но курам никогда до облак не подняться!»

О чём речь в этой басне? О социальном различии людей? Об их разных материальных возможностях?

Нет и нет! Речь идет о талантливых великих людях, писателях, художниках и т.д. Ведь часто, вместо того, чтобы ценить их творчество, обыватели начинают судачить об их человеческих слабостях и недостатках, радуясь, как тупые куры, что художники ничем от них, обывателей, не отличаются.

Вот мораль этой басни:

Когда таланты судишь ты,
Считать их слабости трудов не трать напрасно;
Но, чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно,
Умей различны их постигнуть высоты.

Хотя на полях басни две иллюстрации непосредственно к басне художников И.С. Панова и В. Каррика, я поместила впереди портрет Орла неизвестного художника 19 века: уж очень он хорош, красавец с настоящим орлиным взглядом! Обе страницы басни украшены рамкой с портретами птиц, о которой я уже упоминала. Портрет Орла взят из их числа, а к следующей басне, уже из второй книги, будет взят портрет цапли.