Машиностроительная промышленность в СССР была заточена не только на производство легковых, и грузовых автомобилей, но и автобусов. Руководство страны во все времена выделяло на этот сегмент большие средства, так как нужна была техника для перевозки людей по заданным маршрутам. Выпуск автобусов был налажен на многих заводах, и как следствие, были модели распространенные, а были и редкие машины, выпуск которых прекратился через несколько лет после начала выпуска.
Автобус Чернигов. Создали его для нужд киностудий, чтобы он мог перевозить оборудование и персонал.
Популярность его была не велика, однако с технической точки зрения и по своей компоновке, машина получилась отличной. На предприятии Кинотехпром не задумывались о конвейерном производстве этих автобусов, однако планы пришлось скорректировать, так как стало поступать большое количество заказов на них. Выпуск наладили, и автобусы Чернигов простояли на конвейере с середины 60-хх по начало 70-хх годов. На сегодняшний день нет данным о точном количестве выпущенных единиц, однако можно предположить, что было выпущено не менее трех тысяч таких автобусов.
ЛАЗ-695М. Интересно, что определенные моменты при создании этой машины, конструкторы поглядели у западных коллег. Дело в том, что ранее уже был опыт перевозки людей, используя автопоезда.
Была создана предсерийная единица автобуса с полуприцепом, однако до конвейерной сборки дело не дошло. В процессе проведения испытаний, сразу стало заметно, что при движении и в поворотах, всю заднюю часть автопоезда сильно заносит. На дорогах общего пользования это бы гарантированной вызвало аварию.
ЯТБ-3. Данный тип общественного транспорта был двухэтажным. Идея, опять же, была подсмотрена в странах Запада, где на тот момент такие автобусы уже производились много лет.
Был выпущен тестовый образец, прошли испытания, а из ворот завода выехала первая пробная партия этого транспортного средства. После этого, данные автобусы больше не выпускались. Решение о прекращении производства этой модели, и вывода ее из обслуживания городских маршрутов было принято по ряд причин.
Конструктивно ЯТБ-3 был в разы тяжелее аналогов, из-за чего им было сложно управлять. Тормозить же при таком весе было и вовсе почти невозможно.