Всем здравствуйте, кто нас ещё помнит :)
Нередко возникает желание поделиться событиями нашей жизни, но до написания статей руки в итоге не доходят. Перед НГ мы всей семьёй на неделю ездили в Москву посмотреть на новогоднее убранство столицы, и я думала, что буду описывать здесь каждый день.
Ха-ха три раза. Дважды начинала, но дальше двух абзацев не продвинулась - дети времени не давали. Была ещё мысль написать одну статью по итогам: что зашло, что нет, какие были сложности в поездке, но, чувствую, всё-таки я слезла с блогерской иглы :)
А поделиться всё-таки решила новостями об Илюше. Может, кому-нибудь полезно будет.
Кто не в курсе: у меня двое детей: сын Илья 5 лет и дочь Уля 2 лет. Уже больше года я всё гадаю, нет ли у моего сына каких-то особенностей в развитии. Или он просто личность такая неудобная:)
Я хотела с февраля определить Илью в тот садик, куда с октября ходит дочь. Подала заявление на госуслугах, а предварительно поговорила с заведующей детсадом. Ну и не стала скрывать, что Илюша у нас как бы не совсем стандартный товарищ. И она мне порекомендовала всё-таки показать его одному определенному психиатру, ну на всякий случай. Скоро уж февраль, ну и решила я сдержать слово и записаться на приём к этому специалисту.
На прошлой неделе сходили, вместе с мужем. Когда врач задала традиционный вопрос насчёт жалоб, я сказала, что моя мечта - чтобы кто-нибудь сам с нашим сыном повзаимодействовал и сам нам сказал, есть ли какие-то проблемы. А то всё время заключение делается с наших слов.
Ну что ж, попробовала она повзаимодействовать.
И проблема номер один тут же встала непреодолимой стеной - сын взаимодействовать отказался. Не отвечает, команды/просьбы не выполняет. Какую-то информацию можно извлечь и так, конечно: никаких посторонних звуков не издает, действий странных не производит (ну разве что принёс с собой машинки и разложил рядом с собой, но это, я думаю, в его возрасте допустимо), реакция на окружающих очевидна, зрительный контакт со мной поддерживает, ближе к концу приема стал мне улыбаться, говорить отдельные слова (мне), обниматься и играть в котёнка:) Правда, психиатр явно выбрала не самый перспективный способ наладить контакт - стала засыпать сына вопросами. А с ним надо начинать общаться неторопливо, какую-то деятельность предложить, вопросы задавать невзначай.
И пришлось нам всё-таки озвучивать все остальные проблемы самим. Говорили с мужем наперебой, очень хотелось кому-нибудь пожаловаться:) И столько всяких мелочей, которые вроде все некритичны и такое вроде у многих бывает, но так этих мелочей много...
Вот решила с вами поделиться и для себя структурировать. Итак:
Избирательность в еде выраженная. Хотя и не совсем караул, конечно, но жизнь затрудняет, особенно в поездках.
Нежелание себя обслуживать: одеваться/раздеваться, самому кушать (в 90 % случаев кормлю).
Нежелание учиться себя обслуживать: когда показываешь, как удобнее что-то снять или надеть, застегнуть или расстегнуть специально не слушает и не смотрит. То же самое, как правило, и в отношении всяких развивающих занятий типа резать ножницами, рисовать фигуры. Рисует только каляки-маляки.
Проблемы с туалетом всё прежние. По-большому ходит сам, хотя ЧП изредка бывают. По-маленькому приходится следить: водить или заставлять пойти на горшок. Ночью по-прежнему поднимаем два раза, сам не просыпается чтобы сходить в туалет.
Некоторые сложности с коммуникацией. Про категорический отказ разговаривать с незнакомцами я уже упомянула. Даже когда я к сыну обращаюсь, он часто ведёт себя так, будто не слышит, или просто отказывается отвечать на простой вопрос типа "Что ты будешь есть: котлету или отбивную?". Когда встречаемся с каким-нибудь его другом (правда, видимся нечасто, раз в месяц, с кем-то раз в 2 месяца), первые минут 15 ведет себя так, словно не знаком. Хотя дома накануне про этого друга может сам вспомнить, сказать, что хочет что-то ему показать. Но через некоторое время после встречи начинает общаться нормально.
Психиатр спросила, может ли Илья сам на детской площадке подойти к кому-нибудь из детей и спросить, как его зовут, или что-то типа того. Я поразилась, насколько странным для меня прозвучало это предположение. Естественно, нет. Не то что спросить, он никогда не отвечает, если какой-то ребёнок спросит. Но при этом общения сын всё-таки хочет! Но без слов. На днях на детской площадке в ТЦ с таким вопросом к Илье подошёл мальчик. Сын все вопросы сначала игнорировал, потом подбежал ко мне за поддержкой. Когда мальчик потерял к нему интерес, сын сам стал бегать за ним, выглядывать из-за предметов, даже звать ("Эй!"), предлагая поиграть в догонялки, но без слов.
Объяснений (о предметах окружающей действительности или о том, почему что-то делать нельзя или почему мы сейчас будем делать это, а не то) такое чувство что не понимает. Или это просто отрицание потому, что ему не нравится что-то или хочется делать то, что нельзя. Может, это возрастное...
В общем с моих слов психиатр предположила диагноз "элективный мутизм". Ну и что тревожность повышена и, видимо, есть нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Пускать на самотёк и ждать, пока перерастёт, она не рекомендовала, ведь происходит формирование личности и что-то скорректировать сейчас проще, чем потом. Но сказала, что всё-таки нужно более длительное обследование, чтобы сказать наверняка. Предложила обратиться в тот центр, где мы уже были и где нам предлагали дневной стационар по типу садика на несколько недель, чтобы специалисты смогли понаблюдать за поведением сына, наладить контакт и пообщаться, а не делать выводы исходя из наших с мужем слов.
И мы решили всё-таки попробовать. Записались на конец февраля. Там ещё кучу бумажек и анализов надо собрать, почти как на операцию.
В том числе требуется характеристика из детского сада, но, поскольку сын его не посещает, договорились на характеристику из того центра, куда Илюша ходит на бесплатные занятия. Когда же я об этом сказала психологу этого центра, которая уже полгода занимается с Ильей, она снова сказала, что, на её взгляд, никаких особенных нарушений у сына нет. Удивилась, почему я упорно их ищу, может, в семье какие случаи были? Я сказала, что мы с мужем оба те ещё психи, но без официальных диагнозов :) И что я в принципе интересуюсь темой особенных детей и, может, вижу то, чего нет. Но всё-таки, по-моему, очевидно, что сын отличается от большинства сверстников. И вроде всё вроде такое некритичное, у всех детей есть какие-то закидоны и особенности характера, но мне кажется, что в моём ребёнке этого всего как-то многовато. Но я не специалист, поэтому и ищу помощи и боюсь упустить то, что можно было бы исправить. "Ну сходите, для успокоения совести", сказала психолог. По её мнению, Илья - да, в чём-то отличается, но это не есть какие-то психические отклонения, а особенности личности, темперамента. У него богатая фантазия, большой словарный запас и он не серая масса, не ведомый, а такой самодостаточный эксцентричный будущий гений :)) Да, медлительный, да, не терпит давления - ну такой человек. И что, когда я впервые пришла к ней без сына, то она тоже с моих слов нарисовала себе довольно удручающую картину, а по факту всё оказалось совсем не так, нормальный у нас мальчик.
И прям я себя какой-то упрямой перестраховщицей почувствовала... Словно я и правда на сына наговариваю и пытаюсь ему диагноз прицепить... Может, и правда фигнёй страдаем и зря ребёнка дёргаем? А потом решила всё-таки продолжить. Если увижу, что его в этом дневном стационаре адекватно обследовали и если потом тоже скажут, что не их клиент, то уже успокоюсь и будем штурмовать детский сад.
Мне только не нравится, что анализы крови сдавать нужно, дети этого не любят, и не нравится идея помещать сына во временный коллектив, ведь потом в садик хотелось бы всё-таки пойти, а это снова процесс адаптации...