В Чаталхойюке искусство повсюду – на наружных и внутренних стенах домов, в захоронениях и ямах для хранения зерна.
Повторяющиеся ромбы и зигзаги танцуют на гладких оштукатуренных стенах.
Изображены охотничьи отряды, травящие дикого быка.
Возможно, что сцены охоты были написаны в знак скорби по охотникам, которые ушли на охоту и никогда не вернулись.
Красные рисунки сохранили изображения ныне вымерших зубров и оленей.
Пары рельефных леопардов обращены лицом друг к другу.
Подавляющее большинство статуэток (их найдено более 2000) представляют животных.
Они являются частью памяти древних людей об их недавнем прошлом, когда охота была гораздо важнее для выживания, чем земледелие и скотоводство. Статуэтки сделаны из глины, мрамора, алебастра, известняка, сланца, кальцита, базальта, мела и других пород вулканического происхождения. Их размер колеблется от 4 до 21 см.
В верхних слоях найдены глиняные статуэтки людей.
Эта незаконченная статуэтка, по-видимому, представляет лежащего бородатого мужчину. Она была найдена в Чаталхойюке в 2009 году.
Однако намного чаще встречаются женские фигурки.
Эта древняя статуэтка из мрамора имеет длину 17 см и весит 1 кг.
Другая женщина восседает на троне, положив руки на своих спутниц-львиц или леопардов. Она, как предполагают исследователи, рожает, сохраняя спокойствие и царственную осанку. Круглый предмет у ее ног – это голова появляющегося младенца человека или животного. Родоразрешение в положении на корточках широко наблюдается среди обычаев современных примитивных племен.
Поворачивая статуэтку, замечаешь на обратной стороне изображение скелета. Ребра и позвонки чистые, как и лопатки и основные кости таза. Статуэтку можно интерпретировать по-разному – как женщину, превращающуюся в предка, как женщину, ассоциирующуюся со смертью, или как изображение двух важных моментов – рождения и смерти.
Кстати, статуэтка была без головы, то, что вы видите на фото, – фантазия реконструкторов музея. Это уникальное произведение, которое заставляет нас изменить взгляды о людях, живших 8000 лет назад.
Кроме того, большинство женских статуэток кладут обе руки на грудь или под нее. Это, по-видимому, указывает на позу кормления грудью. Можно сказать, что эти фигурки олицетворяют материнство.
Интересно, что результаты исследований Чаталхойюка, проведенные археологом Джеймсом Меллартом, были источником информации для И.А. Ефремова, который в романе «Таис Афинская» использовал данные об этом уникальном памятнике для описания святилища Великой Матери.
Использованная литература
Çatalhöyük (article) | Neolithic sites | Khan Academy
Catal Huyuk “first religious designed city” around 9,500 to 7,700 years ago (Turkey)