Найти в Дзене
Инна Юлусова/Мери Рич

Если я доверяю слишком много, то это не есть доверие. О начале отношений

Конспект лекции с гештальт-интенсива, который проходил в 2009 году в пансионате в Сукко, куда я приехала впервые клиентом с двенадцатилетней дочерью.

Фонтанчик из пансионата в Сукко, из личных архивов
Фонтанчик из пансионата в Сукко, из личных архивов

Это был шестидневный детско-родительский интенсив. Об этом здесь.

Сфотографировала расписание интенсива:

-2

Лекция длится 45 минут, как видно по расписанию. Возможно, это микс из нескольких лекций.

Итак, конспект:

  • Начало отношений задает тон.

  • Терапевт замечает, что происходит и отслеживает внутреннюю реакцию, что я чувствую?

  • Закономерности в начале отношений:

У каждого своя стратегия в начале отношений.

Начало связано с переживаниями - тревога. Тревога - одно из препятствий, сопровождающих процесс.

Тревога разная. И с чем она связана!? Есть тревога, за которой стоит интерес, а есть за которой ужас.

Тут идет рекомендация книги "Создание и разрушение эмоциональных связей" Джон Боулби

  • Четыре ситуации, вызывающие страх:

- незнакомые люди, известные, но давно не видел;

- темнота;

- шум;

-высота

  • По-хорошему, мы должны включать ориентировочные способы, такие как глаза, уши...

  • Так как мы обучаемся социальным нормам поведения, то часто ориентировочные механизмы заменяются другими.

  • "Нет ходов? Ходи с бубей." т.е. не знаешь с чего ходить, ходи так, как привык.

  • На начало отношений реагируем способом, которому научились, а не инстинктивному ( здесь хорошо, по-моему, подходит книга "Бегущая с волками" про "разбуди в себе первозданную женщину", прим. автора)Ведь мы - люди - хорошо обучаемы.

  • Агрессия - очень хороший вариант справляться с тревогой.

  • Если я замечаю свою агрессию, то понимаю, с чем она связана.

  • Всегда можно найти то, к чему прицепиться и слить энергию злости. Слияние.

  • В терапии часто косвенная агрессия, бывает и прямая.

  • Подколки - косвенная агрессия.

  • Можно пугать страшными историями. Испугал и другой сидит офигивает и молчит (так вот почему я любила собирать разные страшилки и пересказывать их другим, прим. автор). Если мне страшно, то я становлюсь злым и пугаю других.

  • Рвотой ( не могу выразить словами, выражаю рвотой).

  • Честный способ сказать: - "Я тебя побаиваюсь, близко не приближайся"

  • Прежде, чем мы дойдем до открытости, мы должны сориентироваться, кто перед нами.

  • Страх - естественная реакция на новое.

  • Если привык подавлять сильный страх, то и мелкий будешь подавлять.

  • Часто страх и агрессия идут в связке.

  • Когда страха много, то другие чувства не заметишь. Агрессия закрывает все чувства.

  • Кажется, что если чувств много и я их отпущу, то сойду с ума. Выражение чувств с ума не сводит.

  • Терапевт помогает исследовать, как клиенту в его состоянии. Страх говорит: "Присмотрись".

  • Чтобы страха было меньше, наша задача иметь ясность, обозначить границы этой ситуации, это создает безопасность.

  • Мы нуждаемся в ясности. Дети проверяют границы, рамки, чего можно, а чего нельзя. Важно проговорить границы и найти их.

  • Есть чувства, а есть способы, которыми чувства реализуются.

Теперь, возможно, выброшу  листочки с лекцией раз перепечатала на Дзен
Теперь, возможно, выброшу листочки с лекцией раз перепечатала на Дзен
  • Реальная опасность или воображаемая?

  • Способы защиты при страхе: молчание, заискивание, агрессия, обесценивание.

  • Базовая безопасность формируется в раннем детстве .Высокая базовая безопасность - ценно.

  • Можно быть всегда недоверчивым, либо излишне доверчивым.

  • Если я доверяю слишком много, то это не есть доверие.

  • Когда я признаю, что чувства другого справедливы, то тогда я признаю справедливость своих чувств.

  • Если клиент не отвечает на вопрос: - "Что ты сейчас чувствуешь?" хорошо бы к себе прислушаться и понять, какое чувство у меня есть сейчас и сказать об этом клиенту.

  • Есть чувства, а есть их проявления.

  • Лекситимия - умение распознавать свои чувства и отделять их от себя.

  • Приобрести свободу в реакциях - прежде, чем действовать привычным способом, послушать свои чувства.

  • Апперцепция - восприятие на основе прошлого опыта. Мой прошлый опыт влияет на настоящий.

  • Запрос будет про "вылечи меня".

  • Старый способ оставляется, а добавляются новые способы с помощью терапевта.

  • Без страха отвержения не возможна близость. Отношения - это риск.

  • Если есть страх близости, то тогда много отношений. Как только подходит к точке, как можно получить близость - "убил дичь, но не съел". Голод усиливается, не может насладиться близкими отношениями, довериться.

  • Два нарушения дистанции

1) очень быстрое сближение. Страх увеличивается - цепляние увеличивается;

2)разный способ обходиться со страхом сближения. Понять другого невозможно, можно только принять его таким.

  • У детей нет ограничений, у них одни чувства. Дети считают, что весь мир им должен. Тогда дети злятся.

  • Агрессия оказывается запрещенной и ребенок начинает это прятать и тогда свою злость не замечает. Либо развернет внутрь и это будет выглядеть как страх, или кучу гадостей будет делать.

  • Если я сказал гадости человеку, а он не разрушился, то уже легче доверять.

  • Или контроль в отношениях. Человек в отношениях может терять себя. Отношения можно построить только на разнице. Любая разница будет восприниматься как отвержение. Отношения, построенные на обида-вина.

  • При разнице возникает страх одиночества.

  • Уметь обходиться с одиночеством.

  • Если я чего-то опасаюсь, то в отношения я иду с этим страхом (отвержения, одиночества) и тогда свои потребности не буду замечать, а буду следить за партнёром.

  • Если соответствовать его ожиданиям, то он не отвергнет, если не соответствовать - отвергнет.

  • Потеря себя происходит и партнер, конечно, как правило, пошлет.

  • Отношения, построенные на обида-вина - избегание отношений - избегание отвержения.

  • В приближении мы боимся отвержения или поглощения (сильно полюбит).

  • От года до трех формируется регулятор дистанции. Родитель занялся на кухне чем-то своим, а для ребенка это может быть отвержением. Для ребёнка родители - залог выживания, безопасности.

  • Отказ ребёнком воспринимается ни как единичное отвержение, а как полное отвержение, отвержение меня целиком.

  • Лечим отношениями

Терапия отношений: горизонтальные (со сверстниками на равных) и вертикальные ( подчинение как ребенок и родитель)

1) на равных в чувствах, в ответственности;

2) вертикальные: терапевт заботится о безопасности клиента: о свете, о шуме...

Куда пойдет клиент? Что ему важно? Здесь отношения горизонтальные.

Создание безопасных условий для развития личности клиента - одна из целей терапевта. Этому уделяется время в начале отношений.

Это не все, что-то оставила для себя...

Инна Юлусова

Читайте: