Конспект лекции с гештальт-интенсива, который проходил в 2009 году в пансионате в Сукко, куда я приехала впервые клиентом с двенадцатилетней дочерью.
Это был шестидневный детско-родительский интенсив. Об этом здесь.
Сфотографировала расписание интенсива:
Лекция длится 45 минут, как видно по расписанию. Возможно, это микс из нескольких лекций.
Итак, конспект:
- Начало отношений задает тон.
- Терапевт замечает, что происходит и отслеживает внутреннюю реакцию, что я чувствую?
- Закономерности в начале отношений:
У каждого своя стратегия в начале отношений.
Начало связано с переживаниями - тревога. Тревога - одно из препятствий, сопровождающих процесс.
Тревога разная. И с чем она связана!? Есть тревога, за которой стоит интерес, а есть за которой ужас.
Тут идет рекомендация книги "Создание и разрушение эмоциональных связей" Джон Боулби
- Четыре ситуации, вызывающие страх:
- незнакомые люди, известные, но давно не видел;
- темнота;
- шум;
-высота
- По-хорошему, мы должны включать ориентировочные способы, такие как глаза, уши...
- Так как мы обучаемся социальным нормам поведения, то часто ориентировочные механизмы заменяются другими.
- "Нет ходов? Ходи с бубей." т.е. не знаешь с чего ходить, ходи так, как привык.
- На начало отношений реагируем способом, которому научились, а не инстинктивному ( здесь хорошо, по-моему, подходит книга "Бегущая с волками" про "разбуди в себе первозданную женщину", прим. автора)Ведь мы - люди - хорошо обучаемы.
- Агрессия - очень хороший вариант справляться с тревогой.
- Если я замечаю свою агрессию, то понимаю, с чем она связана.
- Всегда можно найти то, к чему прицепиться и слить энергию злости. Слияние.
- В терапии часто косвенная агрессия, бывает и прямая.
- Подколки - косвенная агрессия.
- Можно пугать страшными историями. Испугал и другой сидит офигивает и молчит (так вот почему я любила собирать разные страшилки и пересказывать их другим, прим. автор). Если мне страшно, то я становлюсь злым и пугаю других.
- Рвотой ( не могу выразить словами, выражаю рвотой).
- Честный способ сказать: - "Я тебя побаиваюсь, близко не приближайся"
- Прежде, чем мы дойдем до открытости, мы должны сориентироваться, кто перед нами.
- Страх - естественная реакция на новое.
- Если привык подавлять сильный страх, то и мелкий будешь подавлять.
- Часто страх и агрессия идут в связке.
- Когда страха много, то другие чувства не заметишь. Агрессия закрывает все чувства.
- Кажется, что если чувств много и я их отпущу, то сойду с ума. Выражение чувств с ума не сводит.
- Терапевт помогает исследовать, как клиенту в его состоянии. Страх говорит: "Присмотрись".
- Чтобы страха было меньше, наша задача иметь ясность, обозначить границы этой ситуации, это создает безопасность.
- Мы нуждаемся в ясности. Дети проверяют границы, рамки, чего можно, а чего нельзя. Важно проговорить границы и найти их.
- Есть чувства, а есть способы, которыми чувства реализуются.
- Реальная опасность или воображаемая?
- Способы защиты при страхе: молчание, заискивание, агрессия, обесценивание.
- Базовая безопасность формируется в раннем детстве .Высокая базовая безопасность - ценно.
- Можно быть всегда недоверчивым, либо излишне доверчивым.
- Если я доверяю слишком много, то это не есть доверие.
- Когда я признаю, что чувства другого справедливы, то тогда я признаю справедливость своих чувств.
- Если клиент не отвечает на вопрос: - "Что ты сейчас чувствуешь?" хорошо бы к себе прислушаться и понять, какое чувство у меня есть сейчас и сказать об этом клиенту.
- Есть чувства, а есть их проявления.
- Лекситимия - умение распознавать свои чувства и отделять их от себя.
- Приобрести свободу в реакциях - прежде, чем действовать привычным способом, послушать свои чувства.
- Апперцепция - восприятие на основе прошлого опыта. Мой прошлый опыт влияет на настоящий.
- Запрос будет про "вылечи меня".
- Старый способ оставляется, а добавляются новые способы с помощью терапевта.
- Без страха отвержения не возможна близость. Отношения - это риск.
- Если есть страх близости, то тогда много отношений. Как только подходит к точке, как можно получить близость - "убил дичь, но не съел". Голод усиливается, не может насладиться близкими отношениями, довериться.
- Два нарушения дистанции
1) очень быстрое сближение. Страх увеличивается - цепляние увеличивается;
2)разный способ обходиться со страхом сближения. Понять другого невозможно, можно только принять его таким.
- У детей нет ограничений, у них одни чувства. Дети считают, что весь мир им должен. Тогда дети злятся.
- Агрессия оказывается запрещенной и ребенок начинает это прятать и тогда свою злость не замечает. Либо развернет внутрь и это будет выглядеть как страх, или кучу гадостей будет делать.
- Если я сказал гадости человеку, а он не разрушился, то уже легче доверять.
- Или контроль в отношениях. Человек в отношениях может терять себя. Отношения можно построить только на разнице. Любая разница будет восприниматься как отвержение. Отношения, построенные на обида-вина.
- При разнице возникает страх одиночества.
- Уметь обходиться с одиночеством.
- Если я чего-то опасаюсь, то в отношения я иду с этим страхом (отвержения, одиночества) и тогда свои потребности не буду замечать, а буду следить за партнёром.
- Если соответствовать его ожиданиям, то он не отвергнет, если не соответствовать - отвергнет.
- Потеря себя происходит и партнер, конечно, как правило, пошлет.
- Отношения, построенные на обида-вина - избегание отношений - избегание отвержения.
- В приближении мы боимся отвержения или поглощения (сильно полюбит).
- От года до трех формируется регулятор дистанции. Родитель занялся на кухне чем-то своим, а для ребенка это может быть отвержением. Для ребёнка родители - залог выживания, безопасности.
- Отказ ребёнком воспринимается ни как единичное отвержение, а как полное отвержение, отвержение меня целиком.
- Лечим отношениями
Терапия отношений: горизонтальные (со сверстниками на равных) и вертикальные ( подчинение как ребенок и родитель)
1) на равных в чувствах, в ответственности;
2) вертикальные: терапевт заботится о безопасности клиента: о свете, о шуме...
Куда пойдет клиент? Что ему важно? Здесь отношения горизонтальные.
Создание безопасных условий для развития личности клиента - одна из целей терапевта. Этому уделяется время в начале отношений.
Это не все, что-то оставила для себя...
Инна Юлусова
Читайте: