Найти в Дзене

Канадский фотограф 10 лет ездил по СССР и снимал советские автобусные остановки - зачем он это делал?

Оглавление

Фото: Кристофер Хервиг
Фото: Кристофер Хервиг

Добрый день, дорогие читатели!

Однажды одному канадцу пришла в голову идея совершить путешествие из окутанного туманом Лондона в Северную Венецию, то есть в блистательный Санкт-Петербург. А так как он был человек неординарно мыслящий, то передвигаться решил на двухколёсном друге, то есть на велосипеде. А ещё Кристофер Хервиг — так звали этого человека — профессионально увлекался фотографией и потому не мыслил поездки без соответствующей аппаратуры. 

30 000 километров

Фото: Кристофер Хервиг
Фото: Кристофер Хервиг

Из своего первого вояжа Кристофер привёз не одну тысячу снимков, среди которых немалую часть составляли изображения, вы не поверите, остановок общественного транспорта в городах и посёлках на территориях России и бывших советских республик. 

Фото: Кристофер Хервиг
Фото: Кристофер Хервиг

«Я решил, что каждый час мне необходимо запечатлевать что-то красивое или необычное, обращающее на себя внимание.» — позднее вспоминал фотограф. Первой страной на постсоветском пространстве оказалась Литва, где по маршруту интуристу стали попадаться странные арт-объекты. На вопрос «Что это такое?» он получил не менее странный, с его точки зрения, ответ: «Автобусные остановки».

Фото: Кристофер Хервиг
Фото: Кристофер Хервиг

Сооружения советских архитекторов настолько поразили канадца, что в общей сложности Хервиг провёл за съёмкой, по сути, просто точек для ожидания общественного транспорта больше десяти лет, «накрутив на спидометре» свыше тридцати тысяч километров и побывав в тринадцати странах.

Остановка как произведение искусства

Фото: Кристофер Хервиг
Фото: Кристофер Хервиг

Чтобы понять, что двигало создателями столь необычных объектов, стóит вернуться во времена СССР. Для большинства граждан страны Советов индивидуальный транспорт, несмотря на избитую фразу «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения», всё же оставался пределом мечтаний, который если и удавалось достичь, то ценой неимоверных усилий. Упор власти делали на развитие общественного транспорта. И хотя архитектура тех лет не блещет изысками и разнообразием, а помнится типовыми безликими застройками, всё же нельзя скинуть со счетов желание зодчих «приукрасить» своё детище, пусть речь идёт всего лишь о месте ожидания привычного для советского человека средства передвижения. Примером могут служить станции метрополитена, подобных которым по великолепию декора не найти нигде в мире. Конечно, сравнивать автобусные остановки со станциями метро не стóит, но фантазии местных архитекторов и их желание привнести капельку красоты в будничное безличье достойны внимания. Также считает и Кристофер Хервиг.

Разнообразие форм и декора

Фото: Кристофер Хервиг
Фото: Кристофер Хервиг

Проехав не одну тысячу километров по бескрайним просторам России и соседних стран, талантливый фотограф понял, что нередко самые интересные объекты можно встретить вдали от ближайших населённых пунктов: в небольших посёлках, песках пустыни или среди пучков степного ковыля. Поражало Хервига многообразие форм автобусных остановок: арки и блоки, купола и треугольники, башни и колонны. Нередко архитекторы стремились внести местный колорит в свой объект, и тогда можно было увидеть с краю дороги казахскую юрту или национальный головной убор киргизов — калпак. Часто встречались фигуры птиц, животных, морских раковин или обитателей океана, что характерно для южных приморских городов. Те остановки, что не могли удивить необычной архитектурой, привлекали внимание ярким декором: мозаикой, цветочным или национальным орнаментом. 

Запечатлеть и сохранить

Фото: Кристофер Хервиг
Фото: Кристофер Хервиг

Архитектор из Беларуси А. Сардаров считает, что необходимо не просто проложить маршрут из одной точки в другую. Надо, чтобы поездка была подобна маленькому путешествию, приносящему удовольствие. Российский скульптор Церетели уверен, что человеку будет куда приятнее находиться в «художественной точке ожидания», нежели в «будке из стекла и перекрытий».

Фото: Кристофер Хервиг
Фото: Кристофер Хервиг

С мнениями художников согласен и Кристофер. От себя добавляет: «Мой проект — это, прежде всего, несколько другой, непривычный для большинства, взгляд на историю стран, которые мне довелось посетить. Увлечение фотографированием автобусных остановок может показаться скучным и малозначительным. Но я уверен, что столь интересные малые архитектурные формы стóит сохранять».

Фото: Кристофер Хервиг
Фото: Кристофер Хервиг

Уникальная коллекция канадца насчитывает без малого десять тысяч снимков, запечатлевших более полутора сотен остановочных пунктов. Его лучшие работы вошли в двухтомное издание, вышедшее в 2015—2017 годах, а в 2019 году увидела свет книга Кристофера Хервига о самых красивых и впечатляющих станциях подземного ж/д транспорта.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ🤗…

  • …чтобы не пропустить новые интересные материалы об истории и архитектуре со всего мира! 
  • А также прошу вас поставить лайк!

А ещё читайте другие наши материалы: