По мнению Л. С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии ребенка чередуются:
❗️Кризис новорожденности
✅Стабильный период младенчества.
❗️Кризис первого года жизни
✅Стабильное раннее детство
❗️Кризис трех лет
✅Стабильный дошкольный возраст
❗️Кризис 7 лет
✅Стабильный младший школьный период
❗️Пубертатный кризис
✅Стабильный подростковый период
❗️Кризис 17 лет
1. Дошкольное детство
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Ведущей деятельностью выступает игра.
В развитии игры выделяют две основные фазы (стадии)👇🏻
👉🏻Для первой стадии (3–5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия.
👉🏻На второй стадии (5–7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Пример:
В 3–5 лет ребенок может играть с мячом, собирать башню из кубиков, раскладывать посудку и «наливать» из чайника в чашку.
В 5–7 лет дети играют в куклы, которые выполняют социальные роли, например «дочки-матери», при этом привносят в игру те модели, которые им знакомы в семье.
Или игра в школу: ребенок «воспроизводит» модель поведения воспитателя или учителя.
К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила. При благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своими эмоциями и поведением в целом, а не только отдельными действиями.
Основная линия развития мышления в этот период — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основной вид мышления, тем не менее, — наглядно-образное.
Кризис 7 лет
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через так называемый кризис 7 лет. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.
Л. С. Выготский выделяет два симптома кризиса — манерничанье и кривляние, и указывает, что 7 лет – это возраст «потери непосредственности». Поведение перестает быть естественным, непосредственным. Причиной этого он называет обобщение переживаний — момент в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания, «вклиниванию» обобщенного переживания в поведение ребенка. Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, оно опосредуется обобщенным переживанием. Поясним на примере.
Пример👇🏻
Например, отобрали игрушку. Быстрая реакция ребенка — плач, крик, вырвать игрушку у обидчика.
У старших дошкольников и младших школьников постепенно формируется осознание того, что большинство людей так себя не ведут. И если у первоклассника отобрали ручку или учебник, его реакция будет иной: он может сдержать себя, но пожаловаться учителю, «заныть», выразить свое неудовольствие словами.
Согласно Л. И. Божович, источником кризиса 7 лет служит несоответствие нового личностного образования — позиции школьника — старой системе отношений, характерной для дошкольного поведения.
Симптомы кризиса 7 лет
Новые исследования позволили уточнить и расширить перечень симптомов кризиса 7 лет. Их можно разделить на три категории:
👉🏻Первая категория центрируется вокруг некоторого правила, заданного взрослым, некоторых домашних установок. Симптомами, т. е. реакциями ребенка на правила взрослых, могут быть:
🗣️Спор — ребенок оспаривает необходимость требуемого или время выполнения.
🗣️Непослушание — невыполнение привычных требований или установлений.
🗣️Пауза — промежуток времени между обращением к ребенку и ответной его реакцией.
🗣️Требовательность — настаивание на своем, напоминание об обещанном (навязчивое), «занудство».
🗣️Прочие симптомы: упрямство, хитрость, капризы.
👉🏻Почти одновременно возникают и собственные, самостоятельные занятия и стремление к самостоятельности. Это симптомы второй категории: возникновение новых видов продуктивной деятельности и стремление к выполнению некоторых домашних обязанностей, ранее не принадлежавших ребенку.
В эту категорию входят и другие симптомы:
🗣️Общие вопросы — в общении ребенка с родителями возникают новые темы, не связанные с ежедневным бытом.
🗣️Школа — разговоры о школе.
Все симптомы второй категории свидетельствуют об изменении места ребенка в семейных отношениях, об эмансипации от близких взрослых, о стремлении занять новое место в системе отношений: встать в новую взрослую позицию по отношению к семье.
👉🏻Симптомы третьей категории носят нейтральный характер, но демонстрируют взрослость. Это:
Взрослое поведение — частный случай манерничанья и кривляния, когда ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому». На вербальном уровне это выражается в демонстративной рассудительности, в поведении — в карикатурной взрослости.
Пример👇🏻
Ребенок пытается рассуждать как взрослый, говорить с важностью, копировать интонации голоса взрослого и некоторые фразы, не понимая до конца их смысла. В поведении также неосознанно копирует манеры взрослых.
Внешний вид — внимание к собственной внешности, споры об одежде.
Пример
Дети, надевая одежду, часто спрашивают: «Я теперь одет как школьник? (Как взрослый?)».
Особенности перехода к подростковому возрасту
К концу младшего школьного возраста у школьников должны быть сформированы и другие новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. В это время происходит только начальный этап формирования рефлексии, произвольности, способности к саморегуляции.
К началу подросткового возраста учебная деятельность теряет статус «ведущей» деятельности, но продолжает оставаться основной, общественно значимой и оцениваемой деятельностью, а в качестве предметной — влиять на содержание и степень развитости интеллектуальной, познавательной сферы личности учащегося. Ее роль и функции в общем развитии детей существенно меняются.
Развитие рефлексии и понятийного мышления как новообразования данного периода меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет, может быть, впервые не просто принимать на веру всё то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, оценки, суждения. Конечно, это осознание своего личного отношения к миру и к другим только начинается. Оно прежде всего затрагивает более знакомую детям сферу — учебную, причем сама эмансипация от мнения взрослых имеет часто негативистский, «анархический» характер «свободы от», а не «свободы для», так как прежние представления уже не устраивают детей, а новые еще не оформились. В результате может образоваться своеобразный «мотивационный вакуум» (Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте).
Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением своеобразного мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменениями в содержании внутренней позиции школьников. В отличие от «классического» подросткового кризиса он пока еще слабо выражен в поведении, во внешних проявлениях; переживания учащихся, связанные с ним, далеко не всегда осознаются ими, часто дети не могут сформулировать свои проблемы, трудности, запросы. В результате возможна психологическая незащищенность перед новым этапом обучения и развития.
Задача педагогов и родителей — помочь ребенку благополучно преодолеть возможные трудности переходного периода через создание поддерживающей среды и позитивную обратную связь.